НАЛАНДА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

НАЛАНДА
будд. монастырский комплекс в Сев.-Вост. Индии , севернее Раджагрихи - столицы древней Магадхи ( ныне штат Бихар), разрушенный в нач. 13 в. В раннее средневековье при династии Гуптов и позднее здесь велось монументальное культовое строительство, сделавшее Н. центром культуры и образования, где преподавали и служили духовными наставниками мн. будд. учителя, особенно махаяны и ваджраяны. Согласно «Запискам» китайских пилигримов 7 в., кол-во обитателей Н. достигало 10 тыс. человек, из них ок. 3 тыс.— студенты- монахи, систематич. обучавшиеся по университетской программе «великих книг пяти наук»: 1) грамммматике и лексикографике 2) искусствам и ремеслам культового назначения; 3) медицине; 4) логике; 5) философии. Причем по каждой из дисциплин давались основательные знания индуистских и джайнских достижений, а брахманы учили Ведам и опиравшимся на них системам умозрительной аргументации.Кроме того, университетская подготовка предусматривала знание и соблюдение монастырских правил, участие в ритуальной практике, умение медитировать и др. Н. славилась строгими распорядком и требованиями: базисные тексты и комментаторская лит-ра к ним заучивались наизусть, регулярные публичные тематич диспуты были своего рода экзаменами. Будд. система воспитания и образования отличалалась от «домашней» индуистской, когда ученик жил в доме брахмана - жреца и учителя. Если строительство комплекса зданий Н. и их убранство субсидировалось за счет гос-ва и частных пожертвований, то каждодневная жизнь и снабжение всем необходимым ун-та - монастыря обеспечивали жители от 100 до 200 близлежащих приписанных ему деревень, подати к-рых состояли как в полном содержании монахов, так и в кормлении паломников. В. П. Андросов

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

НАЛАНДА
буддийский монастырский комплекс в Северо-Восточной Индии (близ Раджагрихи — столицы древней Магадхи, ныне около г. Патна, штат Бихар). При царе Кумарагупте (415–455) и последующих царях здесь строились новые сооружения, в том числе шестиэтажное святилище, и воздвигались скульптуры, среди которых была бронзовая фигура Будды высотой 26 м. Вплоть до XII в. здесь велось монументальное культовое строительство, которое способствовало созданию центра культуры и образования. Согласно запискам китайских путешественников VII в., количество учителей, монахов и студентов Н. достигало 10 тыс., и фактически это был первый университет Южной и Восточной Азии, где обучали не только буддизму и не только буддистов. Программа-минимум предусматривала основательную подготовку по «пяти великим наукам»: 1) изучение санскрита и книг великих его грамматистов, а также других языков; 2) освоение искусств и ремёсел культового назначения; 3) овладение теорией и практикой врачевания; 4) усвоение логикополемического мастерства; 5) постижение религиозно-философских систем. По каждой из дисциплин давались также знания об индуистских и джайнских текстах, брахманы учили Ведам и аргументации ведических мыслителей. Но общим и обязательным условием пребывания в Н. было знание монастырских правил (Винаи) и их соблюдение, участие в ритуальных действах и буддийских празднествах. Университет Н. славился не только выдающимися наставниками и настоятелями, но и строгим распорядком, а также требовательностью к студентам, которые должны были заучивать базисные тексты наизусть, знать комментаторскую литературу, участвовать в публичных тематических диспутах. Эта новая система воспитания и образования отличалась от традиционной, когда ученики жили в доме брахмана — жреца и учителя. Каждодневную жизнь монастыря и снабжение всем необходимым обеспечивали селяне приписанных Н. деревень (от 100 до 200), государственные подати которых состояли как в предписанном содержании монахов, так и в кормлении паломников, посещавших местные храмы. Данная организационная модель центра культуры и образования распространялась и на другие буддийские монастырские комплексы Индии, а в конце VIII в. фактически была перенесена в Тибет, где действовала до 60-х гг. ХХ в. Монгольские народы с XVII в. (в России со второй половины XVIII в.) тоже переняли эту модель.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.