НАГЛЯДНОСТЬ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

наглядность
НАГЛЯДНОСТЬ — характеристика научных знаний, связанная с возможностью представления изучаемых объектов и явлений в образной, чувственно воспринимаемой форме. Стремление к построению «картин» соответствующей предметной области исследования, к полному совпадению научных описаний действительности и самой действительности — было связано с уверенностью древних мыслителей в возможности прямого, «зеркального» отображения содержания воспринимаемых людьми явлений в их сознании. Впоследствии, когда обнаружились принципиальные различия форм чувственного взаимодействия человека с окружающим миром и рациональной переработки полученной таким образом информации, требование Н. производимых учеными знаний обусловило поиск таких образно оформленных объектов, которые хотя бы в каком-то аспекте (структурном, функциональном, субстратном и т.д.) соответствовали бы концептуальным моделям, используемым исследователями (напр., структурная модель атома, демонстрируемая в школе на уроках физики). Переход от механистической картины мира, непосредственно связанной с предметной практикой людей, к электродинамическим, а затем и к квантово-полевым представлениям, — привел к осознанию того обстоятельства, что не все стороны реальности могут быть выражены наглядным образом. Если в начале 20 в. физики говорили: «не могу представить, значит не понимаю», то сегодня в ходу фраза Л.Д. Ландау: «Понимаем то, что невозможно представить».         С.С. Гусев

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

НАГЛЯДНОСТЬ
предъявляемое к научной теории требование, согласно которому предлагаемые ею модели (Картины) изучаемых явлений должны быть непосредственно воcпринимаемы наблюдателем с помощью органов чувств. Классическая физика открывала возможность построения наглядной картины природного мира, которая представлялась естественной и неизбежной. Требование наглядности не противоречило развитию механистических картин физического мира. Однако уже попытки построить наглядную электромагнитную картину мира на основе механических моделей встретились с непреодолимыми трудностями. Кроме того, обнаружилась и невозможность объяснить структуру атомов на основе классической теории. Появление квантовой теории привело к ослаблению требования наглядности в объяснении явлений. Квантово-механическая картина реальности содержит фрагменты, описывающие поведение наглядно наблюдаемых макроприборов, но также и неклассические (квантовые) непосредственно ненаблюдаемые фрагменты, являющиеся объектами исследования. Граница между этими фрагментами размыта; вместе с тем она не может быть отодвинута в какую-либо сторону «до предела». Невозможно описывать все явление исключительно на квантовом языке, полностью исключая наглядный классический язык. Изменение, внесенное квантовой теорией, выражено в принципе дополнительности, выдвинутом Н. Бором, «данные, полученные при различных условиях опыта, не могут быть охвачены одной-единственной картиной: эти данные должны скорее рассматриваться как дополнительные в том смысле, что только совокупность разных явлений может дать более полное представление о свойствах объекта» (Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961, с. 60—61).
Я. Ф. Овчинников

Источник: Новая философская энциклопедия

НАГЛЯДНОСТЬ
1. Умственно-сенситивная очвидность, прямая доступность того или иного явления в том виде, в каком оно дано сознанию.
Ненаглядное не дано здесь-теперь-так и является либо реальной поглощенностью, либо пустой рассудочной схемой.
. Совершенно иной аспект наглядности-ненаглянос-ти связан с относительной непередаваемостью знаний в процессе обучения и общения, с определенным "трением" при знакомстве с чем-либо. Возможен эффект парадоксальной наглядности, когда, например, зритель, созерцая совершенно простую, лишенную аллегорий абстрактную геометрическую живопись, утверждает, что он ничего не понимает, хотя все видит и видит достаточно явно. Этот эффект связан с предустановками, неверной сфокусированностью сознания, вложением ожидания в созерцание.
Есть более фундаментальные парадоксы наглядности. Мы можем видеть предметы, но их число не сможем узнать без пересчета.
Таким образом можно говорить о ступенях наглядности, о возможности зашифрованной видимости, о значении предустановок, свернутых воспоминаний и скользящих интенций.
Процесс выделения субъективности, фильтрации со-знательной данности происходит через выпадение ненаглядного. Субъективное детектирование предсубъективносознательного сходно со стробоскопическими иллюзиями. Граница бодрствование - небодрствование - инободрствование проходит через каждое мгновение, и один из критериев наглядности - способность здесь-теперь мнестического связывания, мнестической приемки здесь-так, невзирая на потенции скорой амнезии. Получается, что воспоминания не "вспоминают", а делают, производят, связывают, творят этот мир, если подразумевать именно атомы воспоминания, воспоминания о настоящем. Последующее - уже новая топология.

Источник: Философский словарь

НАГЛЯДНОСТЬ
представленность скрытой реальности в формах вторичной чувственности. Если какую-либо совокупность обычных представлений о мире или отдельных вещах подчинить цели выразить – метафорически, по аналогии, символически и т. п. – как сверхчувственный объект, то их первичная чувственность преобразуется во вторичную, третичную и т. д . Например, повседневное представление об объеме вещи можно преобразить под воздействием математической теории в график параболоида; наглядный образ вращающейся параболы – вторичная чувственность, обусловленная понятием функции у = х. Рационализированное зрительное представление обретает знаковую функцикх, а значениями таких иконических знаков становятся недоступные в опыте сущности и целостности.
Древние греки различали в «идее» («сущности») наглядную и ненаглядную стороны. Первая, эйдетическая, сторона созерцается нашим особым, внутренним, зрением – эйдос («вид») созерцается умом как некая картинка. Вторая сторона не имеет изобразительного характера и выражается словом. Созерцательная способность разума отражена Платоном в понятии ноэзиса, т. е. «мыслящего видения сущности». Таким образом, наглядность по традиции сопряжена с геометризацией сущности, с представлением умопостигаемого в пространственно структурированных схемах, графиках. Однако существуют и иные трактовки наглядности. Многие современные авторы ищут признаки наглядности исключительно в сфере обычных восприятий и представлений – вне зависимости от рационально-интеллектуальной нагруженности того или иного чувственного образа. При этом одни исследователи ищут основу наглядности в первосигнальной модальности зрительного образа (В. Н . Сагатовский, В. А . Штофф), а другие – в особенностях феноменальной грани действительности: «все, что связано с явлением, наглядно, и все, связанное с сущностью, не наглядно» (П. Л. Ланг). Иногда наглядность толкуют как привычку (М. Планк): наглядно то, что стало для нас привычным. Л. И . Мандельштам дополнял наглядность привычки условием непосредственной воспринимаемости объекта.
Те, кто следуют античной традиции, предлагают трактовать наглядность как специфическое единство чувства и разума, как диспозиционное свойство (М. Хессе, А. В. Славин, Д. В . Пивоваров). Пропорции чувственного и рационального в наглядном образе зависят от глубины постижения реальности. Чем абстрактнее рассуждения, тем «абстрактнее» соответствующий им наглядный образ. Следует различать эмпирическую, теоретическую и мировоззренческую наглядность (В. Ф . Сетьков), выделять иерархию уровней наглядности. Наглядно можно представлять не только предметы, но и операции. Наглядность – свойство знания, но не вещей и не взятых по отдельности чувственной или рациональной сторон познавательного процесса. То, что наглядно для одних людей, может быть не наглядно для других. Например, для тех, кто не имеет опыта составления и чтения чертежей, вряд ли нагляден чертеж сложного механизма. Наглядность характеризует и осуществляет связь знания и действия, причем действия не только практического, но и умственного. Когда имеют в виду «наглядность», то прежде всего подразумевают не столько «облик» сверхчувственного объекта самого по себе, сколько картину выявления некоторых свойств этого объекта в некоторой деятельно стной ситуации. Например, не имея «портрета» гравитации в чистом виде, ученый тем не менее способен создавать наглядные модели взвешивания тел на пружинных весах или иным способом. Неудачи в создании наглядных образов той или иной наукой не могут служить основанием для утверждения, что наглядность мешает развитию данной науки; вероятно, эти неудачи – следствие ориентации на поверхностные уровни наглядности. Визуализация знания не есть его примитивизация. Наоборот, наглядный образ как продукт визуального мышления – это знание, скорректированное действием, поэтому более предпочтительное; информация, заключенная в нем, легче усваивается и более понятна. Наглядность не нужно отождествлять с «истинным отражением»: наглядное – не обязательно истинное, но преимущественно сопряженное с правильностью и эффектовностью действия. Наглядность – свойство развитого знания и условие понимания этого знания другим индивидом. Д. В . Пивоваров

Источник: История философии науки и техники.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

Наглядность как форма объективации научного знания

Давыдова Вера Юрьевна
Сущность проблемы наглядности заключается в установлении связей теоретических знаний с чувственным опытом. Наглядность это искусственный образ, интегрированный на основе данных, хранящихся в памяти.

Похожие термины:

  • ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ

    принцип, согласно которому физические явления можно и должно представлять наглядно. В истории науки, особенно квантовой физики, не счесть коллизий, связанных с желанием представить тот или иной ф