НАДИ
НАДИ
(сосуд, вена, нерв) — канал «тонкого тела» живого существа, по которому курсирует внутренняя психофизическая энергия. Активно используется в техниках йоги и тантры. В теле находится огромное количество Н.: обычно говорят о 72 тысячах Н., тесно переплетающихся друг с другом. Все Н. берут свое начало в канде (букв, «луковица»), которая располагается между анусом и гениталиями. Основных каналов три: сушумна, ида и пингала. Среди них выделяется сушумна, которая тянется от канды вдоль позвоночного столба вплоть до теменной кости. Внутри сушумны имеется еще более тонкий канал читрини, толщиной в одну тысячную волоска. Именно на читрини и располагаются друг над другом шесть чакру и по нему движется пробужденная энергия кундалини. Ида находится слева от сушумны, она соответствует лунному (прохладному) принципу. Пингала — справа от сушумны, это солнечный (горячий) принцип. Три главных Н. мифологически соответствуют трем священным индийским рекам: Гангу (ида), Ямуне (пингала) и незримой Сарасвати (сушумна). Все три реки-канала соединяются в районе междубровья. У обычных людей Н. засорены; йогину же важно иметь Н. чистыми, поскольку это позволяет энергии протекать беспрепятственно и в конечном счете помогает обретению освобождения.
Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм
НАДИ
сс. Канал. Река. Поток. Невидимые потоки тончайшей энергии (прана), не определяемые инструментально. Их существование выводится как необходимое и подтверждаемое результатами практики работы с праной (пранаяма). Нади обеспечивают гармоничное распределение праны в организме человека и образуют его праническое тело. Расположение каналов, их «закупорка» учитываются в традиционной индийской медицине (аюрведа), в боевых искусствах, в оздоровительных практиках. Существуют способы «прочистки» каналов. Каналы имеют названия, некоторые из которых соответствуют именам рек, протекающих в Индии. Главный канал (Сарасвати, сушумна, авандуди, авадхути) проходит вдоль позвоночного столба (меруданда). Внутри него коаксиально расположены каналы ваджра, брахма и читрини Снаружи сушумну обвивает левый лунный канал (Ганга, ида, идакалай, лалана) и правый солнечный канал (Ямуна, джамна, пингала, пингалай, расана). Их спирали имеют встречное направление и заканчиваются в левой (ида) и в правой (пингала) ноздре. Сушумна поднимается к головному мозгу. Множество мелких каналов выполняет различные функции, связанные с кровообращением, дыханием, интеллектуальными способностями, пищеварением и др. Система воспринимается как виртуальная, но эффективность работы с ней подтверждается регистрируемыми изменениями в организме человека.
Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003
НАДИ
(санскр. na–dë, тиб. rtsa, mgul ba, кровеносный сосуд, вена, артерия) — энергетический канал психо-физического организма йогина и практика тантры. Согласно воззрениям Ваджраяны, на Пути искусных средств (упайя-марга, тиб. thabs lam) духовные достижения осуществляются посредством состояния равновесия, или синхронизации работы тела и ума. Для этого необходимо научиться медитировать на Н., прану («поток» энергии в каналах), и бинду (сущностное семя в теле), которые являются частью Тела воплощения, иллюзии. Обычно даётся такое пояснение: ум осознанно скачет на лошади праны по разветлённым путям многих Н., а бинду-семя является пищей ума. Главные Н. — это центральный (авадхути, тиб. dbu ma, kundar ma), правый (расана, тиб. ro ma) и левый (лалана, тиб. rkyang ma) каналы, условно локализуемые вдоль позвоночника (в индуистской йоге они называются «сушумна», «ида» и «пингала»). Соответственно нашему двойственному мышлению прана течёт по правому и левому каналам. Так разделяется энергия Тела иллюзии, что соответствует ошибочному разделению мыслительной деятельности на субъект и объект, которое ведёт к кармически отягощённой активности индивида. Задача тантрика — постепенно и тщательно очищать каналы: не только главные, но и «второстепенные», которых насчитывается тысячи, чтобы можно было контролировать беспрепятственное протекание энергии. Благодаря занятиям тантрической йогой, практикующий в состоянии перенести энергетические потоки в центральный Н. и преобразовать их в «энергию мудрости». В этом состоянии ум постигает подлинную природу (татхата) и воспринимает все дхармо-частицы сознания как не имеющие происхождения, как «нерождённые». Разумеется, такого рода практики являются тайными и передаются только через устную традицию от совершенного учителя (гуру). Считается, что ученики, которые приобрели искусность в опытах постижения подлинной природы, научаются медитировать непосредственно на неё, «растворяя» видения Н., праны и бинду. Медитация, в которой используется понятие психотехнических каналов, относится к категории «сампанна-крама со знаками стадии свершения и слияния» (см. Две стадии). В то время как практика созерцания при отсутствии цветов и форм (арупа) есть непосредственное проникновение в природу ума и называется «сампанна-крама без знаков».