от лат. па-tio — народ и inter — между) — отражение в конкретном произв. иск-ва, творчестве к.-л. художника и худож. развитии об-ва диалектической взаимосвязи особенного, специфически-неповторимого, присущего национальной худож. культуре, и общего, возникающего благодаря всесторонней связи и взаимозависимости наций, взаимодействию национальных культур. Осн. источник Н. своеобразия иск-ва — социально-историческое бытие во всей его конкретности, особенности духовной жизни об-ва, национальный характер культуры, ее традиций. Н. проявляется как в содержании, так и в форме худож. произв. (Содержание и форма в искусстве). В классово-антагонистическом об-ве общенациональные устремления наиболее полно выражаются в деятельности и идеологии прогрессивного класса. Поэтому Н. опосредствовано классовым характером иск-ва (Классовое и общечеловеческое в искусстве). Для того чтобы выявить и закрепить Н. в содержании иск-ва, используются национальные особенности формы, в т. ч. худож. языка. Каждый вид искусства обладает своими специфическими возможностями для воспроизведения Н. (в музыкальном иск-ве — ладово-интонационный строй, ритм, в живописи — особенности цветовой гаммы, в поэзии —традиции стихосложения, образно-ассоциативный ряд и т. п.). Поскольку осн. аспекты жизни нации на протяжении длительного времени сохраняются, то и Н. в иск-ве также обладает устойчивостью. Вместе с тем в ходе исторического развития Н. в иск-ве обогащается новыми особенностями. Не существует герметически «чистого» Н. иск-ва, недоступного восприятию др. народа. Чем выше культурный уровень национального бытия, чем шире международные связи, тем более активно иск-во включается в интернациональные контакты, обогащается традициями др. национальных худож. школ. В то же время -устойчивые национальные традиции, вкусы являются факторами, регулирующими предпочтения в процессе отбора и освоения худож. ценностей, -созданных др. народами. Процесс взаимовлияния и взаимообогащения национальных худож. культур социально обусловлен и исторически изменчив. В эпоху развития капитализма интенсивность интернациональных контактов усиливается, «национальная односторонность и ограниченность становятся все более и более невозможными...» (Маркс К., Энгельс Ф., т. 4, с. 428). В условиях классово-антагонистического об-ва происходит внутренняя дифференциация каждой национальной культуры, возникновение «двух культур» и И. сближение тех школ, направлений в иск-ве, к-рые имеют общую идейно-эстетическую основу. На соотношение Н. и и. в совр-иск-ве оказывает влияние развитие средств массовой коммуникации (Искусство и массовая коммуникация), к-рое в известной мере нивелирует национальные особенности худож. культуры. Однако в буржуазном и социалистическом об-вах это проявляется неодинаково. Так, в массовой культуре совр. Запада особенно активно происходит процесс экспансии стандартизированных образцов поп-культуры, что ведет к стиранию Н. своеобразия иск-ва, его унификации. В лучших же образцах социалистического иск-ва, ориентированного на диалог национальных культур, их гуманизацию, диалектика Н. и и. проявляется во взаимодействии развития Н. своеобразия и И. единства. И. целостность социалистического иск-ва определяется прежде всего единством идейно-эстетических принципов, лежащих в его основе, осознанной партийностью, гуманистической направленностью. Социалистическому иск-ву чуждо стремление и-з-бавиться от специфически национальных черт, поскольку Н. своеобразие присуще самой социалистической действительности. Расцвет национальных худож. культур (сегодня это творчество Р. Гамзатова, В. Быкова, Н. Думбадзе, Ч. Айтматова, И. Друцэ, Т. Абуладзе, О. Иоселиани, Д. Баниониса, В. Артмане, А. Хачатуряна, К. Караева, С. Красаускаса, Т. Салахова и др.) уже есть, по Ленину, путь к «разрешению единой интернациональной задачи...» (т. 41, с. 77). Осн. тенденция диалектики Н. и и. в социалистическом иск-ве — движение к единому общечеловеческому иск-ву через расцвет Н. иск-ва и интенсивные интернациональные контакты, взаимообмен худож. ценностями, освоение мировых худож. достижений.