систематизированное обобщение национального самосознания в его надвременном бытии, представленное чаще всего в форме социально-философских или общественно-политических текстов, художественных произведений. Соответственно, Н. и. может иметь как рационализированный, так и образно-типизационный способ своего выражения. Суть Н. и. составляет проблема смысла бытия данного народа-этноса. Смысложизненная проблематика конкретизируется целым рядом вопросов, характеризующих содержание Н. и. Среди них вопросы о "начале" исторической судьбы народа, о его генетических истоках, об историческом будущем, о целях его существования, об исторической и культурной миссии, о его месте в мире, об отношениях с соседями, об основаниях его уникальности, об особенностях национального характера и др. Н.и. неизбежно имеет религиозный аспект, поскольку вероисповедание всегда выступает одним из мощных этноконсолидирующих факторов. В этом плане сформулированные выше проблемы осмысливаются как промысел Божий в отношении того или иного народа, и "...идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности" (Вл. Соловьев). Отсюда инвариантом Н. и. всегда является мессианская идея, основанная на тезисе о богоизбранности данного народа и о его особой роли в истории человечества, хотя сама концепция богоизбранности имеет различные инварианты - в зависимости от особенностей религиозной догматики, от культурно-исторической традиции. Так, русская православная традиция обусловливает идею о том, что русский народ является единственным хранителем и проповедником православной веры, призванным к страданию во имя очищения всего человечества.
Н. и. от своих философских и религиозно-мистических оснований рано или поздно всегда переходит к социально-ситуативному, даже - к конкретно-политическому аспекту своего существования. В таком виде она формулируется уже не как идея о вневременном смысле бытия народа-этноса, а как вопрос о конкретно-историческом предназначении тех социально-культурных форм (общественных систем, институтов), которые были созданы народом в ходе его исторической судьбы. Так возникает идея державности (например, "Москва - Третий Рим" в русской культуре), идея национального миссионизма как "экспорта" этносом своей культуры (идеал германизма) и т. д. Как правило, происходит своеобразное "включение" идеи нации в контекст геополитических теорий. На этом уровне осуществляется осмысление места данного народа и его государственности в системе стратегических интересов государств того или иного региона или общемировых. Таковым было, в частности, обращение русских философов различных направлений (от славянофильских до западнических) к конкретной политической ситуации второй половины XIX в., к месту России в системе европейских держав, к проблеме Константинополя. Известный тезис о России как своеобразном "щите", разделяющем Восток и Запад, и в то же время - как о начале, объединяющем в себе Восток и Запад, имеет не только философский, социокультурный, образно-поэтический, но и конкретный геополитический смысл. Если сама Н. и. носит вневременной характер, то конкретные формы ее выражения всегда историчны. Так, мы можем проследить временную трансформацию, например, российского славянофильства от классических его форм, содержащих весьма сильные ориентации на традиционную православную культуру и традиционные (времен представительной монархии) общественные структуры, до современных, весьма идеологизированных, "патриотических" концепций.
В. А. Алексеева
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ
Источник: Современный философский словарь
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ
совокупность понятий, ценностей, идеалов, составляющих самобытное содержание и определяющих перспективы развития духовной культуры и мировоззрения отдельного этноса, народа или группы народов, объединенных в единое государство. Н. и. может составлять целую самостоятельную сферу этнического существования людей в определенную историческую эпоху. Через Н. и. происходят важнейшие процессы осмысления людьми своей этнической сущности по отношению к другим этносам и народам. В Н. и. выражается способность людей к самоопределению, самосознанию и выявлению своего потенциала и перспектив восходящего социально-культурного развития. Одновременно через Н. и. происходит формулирование межнациональных и межгосударственных отношений. Эти отношения могут быть поддержаны или отвергнуты общественным мнением или интеллектуальной элитой, которые, как правило, способствуют становлению определенной Н. и. Общепризнанно, что именно интеллектуальная элита, Н. интеллигенция, обеспечивает окончательную формулировку Н. и. на путях ее практического воплощения. В связи с этим в обществе Н. и. осуществляется как Н. идеал, оплодотворяющий и регулирующий как мировоззрение отдельных людей, так и духовную культуру в целом. Зарождаясь как доминирующий фактор интеграции этноса в отношениях с другими этносами, Н. и. утверждает первостепенное значение собственных интересов этноса, и в этом своем качестве Н. и. становится основой национализма. На практике Н. и. проявляется в политической, религиозной, государственной, идеологической и гражданской сферах, оказывая тем самым значительное воздействие на социальнокультурное и духовное содержание жизнедеятельности людей. В то же время процессы реализации Н. и. в определенных социокультурных условиях могут происходить в самых различных временных параметрах, т.е. даже на протяжении нескольких поколений. Как правило, наиболее быстро в своих объединительных идеологических функциях Н. и. оформляется у народов, которые в данный исторический момент не имели своей собственной государственности, державности или находились в состоянии экономической и политической зависимости. Именно в период борьбы за свою независимость Н. и. в ее конкретных этнических проявлениях может включать в себя довольно широкий спектр составляющих начал: от требований равноправия языков, введения национальных форм образования, создания культурной автономии в рамках какого-либо государства вплоть до разработки планов установления собственной территориальной, экономической, политической и административной целостности в виде отдельного этнически однородного государства. В этом случае налицо выход Н. и. за пределы собственно духовной культуры и гуманистической проблематики, когда происходит ее всесторонняя политизация. Применительно к России такой политический характер получила идея о Москве — Третьем Риме. Ее смысл выразился в том, что «Россия единственное православное царство и в этом смысле царство вселенское…» (Н.А. Бердяев). Недаром русский философ Вл. Соловьев (1853—1900) утверждал, что российская Н. и. вполне раскрывается в вопросе «о смысле существования России во всемирной истории». В этой государственно-политической ипостаси Н. и. также выражается в «идее Всеславянства», формировании общеевропейской федерации славянских народов, на чем настаивал в свое время Н.Я. Данилевский (1822—1885). Другим известным примером такого рода является доктрина объединения тюркоязычных народов в единую нацию и государство под главенством Турции. Между тем особое место в формировании Н. и. как комплекса гуманистических ценностей занимает духовная культура, и первоначально развитие Н. и. происходит в сфере народных форм самосознания (например, мифология и фольклор), в религии, в художественной культуре и в различных видах искусства и творчества. Именно духовно-гуманистический потенциал развития Н. и. может обеспечить полноценную и плодотворную ее связь с принципами государственности и политикой. Для становления понятия Н. и. в истории современной гуманитарной науки основополагающее значение имела немецкая философская мысль конца XVIII—начала ХIХ в. в лице И.Г. Гердера (1744—1803) и Г.В.Ф. Гегеля (1770—1831). Заслугой Гердера была культурологическая трактовка путей развития национальной духовной жизни, характера и психологии отдельных народов как Европы, так и Азии. По мнению Гердера, в языке, мифах и в различных видах народного искусства происходит становление самобытного национального самосознания. С другой стороны, верность своему национальному духу определяет своеобразную линию исторического пути каждого народа, способствуя формированию внутренне богатой и разнообразной национальной культуры. В свою очередь, Гегель утверждал существование в «народном духе» (Volkgeist) единства частного и универсального начал, что соответствовало его концепции воплощения и реализации культурно-исторического процесса на определенной ступени развития государственности. Таким образом, Гердер и Гегель положили начало двум основным подходам к Н. и. — духовно-гуманистическому и государственно-политическому. В истории отечественной философско-культурологической мысли много внимания формированию русской Н. и. уделяли представители славянофильства. В частности, под влиянием Гегеля славянофилы разрабатывали свою концепцию национального государства. Русский православный мыслитель Ю.Ф. Самарин (1819—1976) писал, что «правительство есть одна из форм, служащих выражением народной жизни». Доказывая, что своеобразие русской Н. и. самобытно выразилось в народной культуре, православии и в искусстве, такие деятели славянофильства, как Самарин и Данилевский, особенно выделяли государственный, политический аспект становления и существования Н. и. в России. «Неограниченная власть, единая и народная, действующая во имя всех, идущая во главе нашей цивилизации… — такова форма правления, которую создал для себя русский народ» (Ю.Ф. Самарин). Таким образом, в России на протяжении ХIХ в. Н. и. в своих духовно-религиозных, культурных, государственно-политических аспектах окончательно оформилась в виде «русской идеи» (см.). Целый ряд деятелей русской духовной культуры, в частности, П.Я. Чаадаев, К.Н. Леонтьев, А.С. Хомяков, Вл. Соловьев, Ф.М. Достоевский, Вяч.И. Иванов, сторонники евразийства, Н.А. Бердяев внесли свой вклад в развитии «русской идеи» как важнейшего явления отечественной духовной культуры и идеологии. Одновременно именно в русской философии культуры было обращено внимание на неблагоприятные последствия полного перехода Н. и. из духовно-гуманистической в государственно-политическую область. Этот процесс оценивается как фактор, разобщающий современное человечество: «Русский должен быть православным не потому, что православие есть истина, а потому, что православие было национально-исторической силой, оно образовало русское государство и русскую национальную культуру. Так же поляк должен быть католиком, немец — лютеранином, англичанин — англиканцем …совершенно так же, как турок должен быть магометанином» (Н.А. Бердяев). Русской культурологической мыслью всегда подчеркивалось непреходящее, решающее значение духовно-гуманистических аспектов Н. и. для обеспечения полноценного социального развития страны. Трагические страницы истории ХХ в. запечатлели различные пути реализации и разную степень влияния Н. и. на судьбы отдельных народов и государств. С одной стороны, движение Н. и. от духовно-гуманистической ступени до государственнополитической стало мощным фактором роста Н. самосознания на территориях, входивших в состав колониальных империй. Это способствовало освобождению народов Азии, Африки и Латинской Америки от колониального владычества. С другой стороны, ХХ в. продемонстрировал факты полного забвения гуманистических ценностей и использования Н. и. для создания и оправдания тоталитарных государств и фашистских режимов. В этом случае Н. и. базируется на антигуманистических формах расизма, идеях «земли» и «крови», воинственной национальной романтике, мифологии, а также на лозунгах имперского величия и владычества, особой миссии отдельного народа, которому суждено стать хозяином всего мира. Подобные исторические примеры еще раз доказывают, что в современном многополюсном мире наиболее плодотворным является развитие Н. и. на основе гуманизма, нравственности и уважения прав человека. Для постсоветской России, населенной народами, имеющими разнообразные истоки и особенности своего социокультурного развития, выработка единой Н. и. является сложной, но чрезвычайно актуальной проблемой. Очевидно, что подобная Н. и. должна носить общероссийский характер и иметь в качестве главенствующих объединительные функции при одновременном провозглашении программы плодотворного культурного развития каждого из народов, населяющих эту страну. Общей доминантой такой Н. и. может стать ее евроазиатская, евразийская направленность. В настоящее время общие параметры содержания Н. и. России являются предметом обсуждения в обществе и разработки российскими деятелями гуманитарных наук. В целом признается, что основой этой Н. и. является принцип территориальной целостности федеративного государства, единого экономического, политического, культурного и информационного пространства. Одновременно российская Н. и. должна включать в себя идеи культурного и религиозного плюрализма, безусловного права отдельных народов на сохранение и развитие своей культурной самобытности. Эти процессы должны базироваться на всеобщем признании приоритета позитивных духовных, гуманистических нравственных ценностей с опорой на лучшие стороны национального культурного наследия. Таким образом, российская Н.и. в своем современном значении призвана обеспечить поступательные эволюционные процессы развития России в новом столетии.