НАЦИОНАЛИЗМ

Найдено 27 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Национализм
идеология и политика, трактующие нацию как основу самостоятельного государства и высшую форму общественного единства.

Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.

НАЦИОНАЛИЗМ
идея национального превосходства и национальной исключительности; превращение живого народного самосознания в отвлеченный идеологический принцип, в проповедь безусловной противоположности «национального» как «чужеземному», так и в целом «общечеловеческому»

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

НАЦИОНАЛИЗМ
приверженность людей интересам своей нации, ее культурным ценностям, нередко за счет ущемления интересов других наций и этнических групп. На бытовом уровне проявляется в виде этнических симпатий и антипатий, на групповом — как идеология с социально- политической направленностью.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

НАЦИОНАЛИЗМ
любовь личного «я» к тому единственному для него национальному «мы», которое только и может вывести его к великому, общечеловеческому «мы» (И. А. Ильин); признание того, что духовное братание с другими народами возможно и необходимо, но при одном условии – надо не стыдиться своего национального бытия, а нести его с гордостью и достоинством; не совместим с признанием той или иной нацией своего превосходства.

Источник: Русская философия: терминологический словарь.

Национализм
в первом значении - набор символов и верований, которые обеспечивают индивиду чувство причастности к какой-либо национально-политической общности, синоним патриотизма. Второе значение этого понятия имеет негативный смысл и отражает идеологию, культивирующую идею принципиального отличия данного этноса или нации от других общностей, обостренное сознание "мы-чужие", недоверчиво-враждебное отношение к представителям других этносов.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Национализм
требование привилегий для отдельных представителей отдельных народов в зависимости от цвета глаз, кожи, волос (и их кучерявости). Обычно националистические идеи выдвигаются не народом, а отдельными деятелями из интеллигенции, желающими получить эти привилегии.
Во многих случаях национализм инспирируется явно или неявно спецслужбами и средствами массовой информации: телевидение, радио, пресса (cм. Агент влияния).

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

Национализм
Возведение нации в абсолют, стремление подчинить ему все остальное – право, мораль, политику. Национализм всегда потенциально антидемократичен (если нация действительно является абсолютом, значит, она не зависит от народа, напротив, это народ зависит от нее) и почти всегда подвержен ксенофобии (все, кто не входит в состав нации, как бы исключаются из абсолюта). Это непомерно раздутый и доведенный до нелепости патриотизм, возводящий политику в ранг религии или морали. Поэтому национализм охотно принимает языческие формы и почти неизбежно аморален.

Источник: Философский словарь.

НАЦИОНАЛИЗМ
превращение живого народного, этнического самосознания в отвлеченный идеологический принцип, в проповедь безусловной противоположности «национального» «общечеловеческому». В основе явлений национализма лежит психологический комплекс неполноценности. Знание данного комплекса помогает объяснить их, но не дает повода для их оправдания. Патриотизм, любовь к Родине, к своему народу и национализм соотносятся между собой так же, как соотносятся гордость духа и гордыня. Национальный эгоизм одна из самых разрушительных форм человеческого эгоизма, наряду с индивидуальным, социально-экономическим эгоизмом, вступающим в противоречие с основным законом мудрости «Делай другим то, чего ты желаешь себе».

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

НАЦИОНАЛИЗМ
форма национального самосознания, формирующаяся через антимедиацию, стремление вернуться к господству древних ценностей - противоположность развитию национального самосознания национальных ценностей на основе и в связи с общечеловеческими. Н. пытается повернуть развитие национального самосознания к ценностям племенных форм жизни, древних локальных замкнутых сообществ.
Для Н. характерна абсолютизация своих ценностей как единственно возможных, господство монолога в мышлении, смыслообразовании, отказ от диалога, плюрализма, тяготение к обоснованию своих ценностей внечеловеческими факторами, например биологией. Н. может выступать в скрытом виде, например в форме популизма, хотя не всякий популизм является Н.

Источник: Социокультурный словарь по книге Критика исторического опыта

НАЦИОНАЛИЗМ

(от лат. natio - племя, народ) - 1) доктрина, согласно которой интересы нации должны стоять на первом месте во внешней политике; 2) обособление и исключительное самоутверждение нации в противопоставлении себя другим народам и всему человечеству в целом. В крайних формах приобретает характер идолопоклонства, когда принимается, что "нация - превыше всего". Оценивать это следует как безнравственное и не могущее иметь никакого серьезного теоретического обоснования. "Практическое значение он отчасти имеет как знамя дурных народных страстей, особенно в странах с пестрым многонародным населением. Основание некоторой популярности, которой еще пользуется национализм, есть ошибочное его смешение с патриотизмом" (Вл.Соловьев).

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

Национализм

/D/ Nationalismus; /E/ Nationalism; /F/ Nationalisme;
/Esp/ Nationalismo.
Идеологически и психологически оформленная социальная, политическая и юридическая практика обособления и противопоставленная одной нации другой. В основе национализма лежат практические действия и идеи, направленные на обеспечение экономических, культурных, политических и юридических преимуществ одной нации по отношению к другим, сопровождаемые пропагандой национального превосходства и национальной исключительности. Наиболее крайней, реакционной, агрессивной формой национализма являются шовинизм и расизм, проповедующие неприязнь и ненависть одних народов к другим. Они являются источниками конфликтов, вражды и войн между народами.

Источник: Философия, практическое руководство

Национализм
(лат. natio – народ) – идеологическая и политическая концепция, провозглашающая идеи национального превосходства и национальной исключительности; трактовка собственной нации как высшей внеисторической и надклассовой общности людей. Термин употребляется с XIX века. В широком смысле слова обозначает: а) начатый в XV в. и продолжающийся до настоящего времени процесс формирования национальных государств; б) идеи национальной исключительности и национального превосходства; состояние сознания (индивидуального или общественного) членов некоторого сообщества, направленное на самоидентификацию, национальное самоопределение; в) доктрина в философии и политологии, утверждающая, что народ – это высшая, самая совершенная форма организации жизни сообщества и что она представляет для личности высшее благо.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

НАЦИОНАЛИЗМ
идеология и политика, заключающиеся в проповеди национальной обособленности и исключительности, недоверия к другим нациям, в разжигании межнациональной вражды. Национализм рассматривает нацию как высшую внеисторическую форму общности людей. Имея конкретно-исторические, экономические и социальные корни, национализм выполняет определенную социальную роль в зависимости от исторического этапа развития общества. Степень выражения национализма зависит от состояния противоборствующих сил и межнациональных отношений. В период формирования наций, например, в Западной Европе и США национализм служил средством борьбы против феодализма и национального гнета. В тот период он имел определенное преходящее прогрессивное содержание. Затем национализм, особенно в условиях империализма, становится носителем идей колониального гнета и сближается с расизмом (фашизмом). В странах, борющихся за политически и экономическую независимость, в национализме выражается также идея национального освобождения. Осуществление этой идеи создает основы для преодоления национализма.

Источник: Краткий философский словарь 2004

Национализм
идеологическое течение, отстаивающее понимание самоценности нации как высшей формы общественного единства. Это течение содержит в себе противоречивые моменты и реализуется в существенно различающихся формах. Положительные его стороны постоянно пересекаются с отрицательными. Действительно, нация является субъектом, а не просто совокупностью различных социальных групп. Она имеет свою неповторимость, проявляющуюся в образе жизни. Она имеет право отстаивать свободу своего развития. Но справедливость этих положений зависит от того, что понимается под нацией. Если, например, она отождествляется с этнической общностью («по крови»), то любовь к своему этносу и признание его исключительности легко перерастает в претензии на собственное превосходство и ненависть к другим нациям; а это уже прямой путь к фашизму. Если свобода национального развития в любой ситуации принципиально связывается с построением национального государства, то Н. легко перерастает в «национал-карьеризм». Эти прекосы можно хорошо проиллюстрировать на примере последствий распада Советского Союза. Н. в рамках данного выше общего определения вполне приемлем. Но, к сожалению, его конкретизация, а, тем более применение различных толкований на практике порождают порой совершенно неприемлемые версии (нацизм, русофобию и т.п.).
Ист.: Сагатовский В.Н. Национализм и восточнославянское единство / http://vasagatovskij.narod.ru; его же. Есть ли выход у человечества (критика образа жизни)? СПб. 2000. С. 124-126.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

Национализм
один из принципов буржуазной идеологии и политики, проявляющийся в идее национальной обособленности, проповеди недоверия к др. нациям и межнациональной вражды. Н. порожден спецификой развития капитализма. Отражая характер взаимоотношений наций при капитализме, Н. выступает в двух формах: великодержавного шовинизма господствующей нации, для к-рого свойственно пренебрежительное отношение к др. нациям, и местного Н. угнетенной нации, отличающегося стремлением к национальной замкнутости и недоверием к др. нациям. Н. вырос в процессе образования наций, сопровождавшегося возникновением национальных языков и культур, формированием особого психического склада и национальных чувств. Спекулируя лозунгом «общенациональных» интересов, буржуазные и реформистские идеологи, ревизионисты используют Н. как утонченное средство подавления классового сознания трудящихся, раскола международного рабочего движения, оправдания межнациональных войн и колониализма. Н. в любой форме неприемлем для трудящихся, подлинные интересы к-рых выражает только пролетарский интернационализм. Однако на определенном этапе национально-освободительного движения коммунисты считают исторически оправданной поддержку Н, угнетенной нации, к-рый заключает в себе общедемократическое содержание (антиимпериалистическая направленность, стремление к политической и экономической независимости) . В этой разновидности Н. есть, однако, и др. сторона,, выражающая идеологию и интересы реакционной эксплуататорской верхушки, склонной к соглашательству с империализмом. Н. как черта мировоззрения наиболее распространен и живуч в мелкобуржуазной среде. При социализме, устанавливающем фактическое равенство наций, ликвидируются социальные корни Н., а его-проявления сохраняются только как пережитки капитализма в сознании и поведении отдельных людей.

Источник: Философский словарь. 1963

Национализм

- превращение живого народного самосознания в отвлеченный принцип, утверждающий "национальное" - как безусловную противоположность "универсального", и "свое родное" - как безусловную противоположность "чужеземного". Первоначально слово Н. не имело этого смысла, принадлежа к английской политической терминологии, где оно обозначало стремления ирландцев к автономии. В общем значении оно стало употребляться преимущественно в русской литературе, с начала 80-х годов. Как отвлеченный принцип, Н. основан на ложном разделении того, что в действительности неразрывно соединено. Все, что производилось ценного в истории, имело всегда троякий характер: 1) личный, 2) национальный и 3) универсальный. Всякое историческое творчество коренится в личных силах и дарованиях, обусловливается национальною средою и приводит к результатам всечеловеческого значения. Так, еврейская библия, индийский буддизм, греческая философия, римское право, арабское мусульманство, латинская теократия, итальянский гуманизм, немецкая реформация - создавали всеобщее из личного через национальное. Даже в таких более внешних и местных явлениях, как реформа Петра Великого или французская революция, ясно обозначается присутствие этих трех элементов. Поэтому национализм, как исключительное утверждение одного из них в ущерб двум другим, есть воззрение прежде всего антиисторическое. С другой стороны, обособление каждого народа в смысле отрицательном, то есть его отчуждение от всех других и замкнутость в себе, будучи делом безнравственным по существу (как отрицание альтруизма и человеческой солидарности), является, при современном прогрессе внешней культуры, физическою невозможностью. Последовательного теоретического оправдания Н., как и все отвлеченные начала, не допускает. Практическое значение он отчасти имеет как знамя дурных народных страстей, особенно в странах с пестрым многонародным населением. Основание некоторой популярности, которою еще пользуется Н., есть ошибочное его смешение с патриотизмом (см.).
Вл. С.

Источник: Философский словарь Владимира Соловьева

НАЦИОНАЛИЗМ
Точка зрения, чаще всего выражаемая словами «нация — это наивысшая ценность». Независимо от того, как понимается нация — по-разному в разных странах,— национализм предполагает два утверждения: во-первых, нация есть своего рода абсолют, божество, она — превыше всего, в том числе и личности, которая обязана пожертвовать ради нее всем; во-вторых, «своя» нация лучше, благороднее, ценнее других наций. Трудно преодолеть искушение и не процитировать поэта Милоша:
Ненавижу тех, чей разум
Затуманен пивными парами национализма.
На вопли этих дикарей
Я отвечаю бранью.
Национализм есть разновидность идолопоклонства, и в этом качестве он является заблуждением, причем очень опасным, ибо в угоду ему совершалось и совершается множество убийств и других несправедливостей. Нация — лишь одна из множества групп, к которым принадлежит человек. Каждый человек прежде всего член своей семьи, затем — региона, профессиональной группы, класса. За пределы нации выходит его принадлежность к культурным и религиозным сообществам. Забывать обо всем этом ради одной только нации, приписывать своей нации абсолютное превосходство над другими нациями — очевидный предрассудок.
В чем же причина его огромного успеха? Почему люди так легко и охотно убивают и позволяют убивать себя во благо нации? Ответить на этот вопрос довольно сложно. Прежде всего, почему люди вообще жертвуют собой во имя какого-то сообщества? И почему этим сообществом чаще всего оказывается нация? Первый вопрос труднее, а на второй лучше всего ответить, указав на влияние литераторов, поэтов, пророков и т.д., которые внушили людям, что именно их нация — достойное поклонения божество, которому следует принести в жертву все, даже собственную жизнь и жизнь своих близких. Заблуждение это бывает полезным и в тех случаях, когда людей призывают на защиту той группы, к которой они принадлежат.
С национализмом не нужно путать патриотизм, который не является предрассудком, это — вполне разумная позиция. Из-за того, что люди путают эти понятия, они начинают разделять еще одно заблуждение, а именно интернационализм, отнимающий у человека право заботиться о благе собственной нации и приписывающий абсолютное верховенство классу или человечеству.
См.: коллективизм, человечество.

Источник: Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков

НАЦИОНАЛИЗМ
принцип идеологии и политики эксплуататорских классов, выражающийся в идеях национальной исключительности, превосходства одних народов над другими, национальной обособленности, неприязни и вражды. Буржуазный Н.— продукт капиталистического общества, неизбежно порождающего межнациональные антагонизмы, расовую дискриминацию, национальное и колониальное угнетение. Он играет роль важного идеологического и политического орудия господствующей буржуазии, с помощью к-рого она пытается обосновать возможность классового мира внутри нации, противопоставить друг другу трудящихся разных национальностей, затемнить их классовое сознание, выдать свои узкоклассовые цели за общенациональные, расколоть международное рабочее движение, оправдать колониализм. Н. нередко связан с «левым» и правым оппортунизмом, ревизионизмом. «Идейно-политическое родство, связь, даже тождество оппортунизма и социал-национализма не подлежит никакому сомнению» (Ленин). Содержание, характер Н. зависят от социально-экономических и политических условий, положения и роли классов, к-рые являются его носителями. Н. угнетающих наций выступает в форме великодержавного шовинизма, оправдывающего порабощение других народов, «обосновывающего» их «неполноценность». Н. угнетенных наций наряду с реакционными чертами имеет и общедемократическое содержание, отражающее борьбу против империалистического гнета, за политическую и экономическую независимость, национальное возрождение. Буржуазный Н. в корне противоположен идеологии солидарности и братства трудящихся всех стран — пролетарскому, социалистическому интернационализму. Социализм, ликвидируя национальную обособленность, осуществляя фактическое равенство всех наций и народностей, утверждая между ними отношения братского сотрудничества и взаимопомощи, уничтожает социальные корни Н. Но пережитки Н. не ликвидируются автоматически, сохраняются в сознании и поведении отдельных людей, переплетаются с частнособственническими, религиозными и др. пережитками капитализма. Н. в условиях социализма может проявляться в национальном эгоизме, выдвижении на первый план национально-специфических интересов в ущерб интернациональным интересам, отсутствии классового подхода в оценке исторических событии и национального культурного наследия, стремлении сохранить отсталые национальные традиции и т. д. Коммунистические и рабочие партии ведут непримиримую борьбу со всеми формами проявления Н., укрепляя единство мирового революционного движения на базе принципов пролетарского интернационализма.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

НАЦИОНАЛИЗМ
идеология и политика, заключающиеся в проповеди национальной обособленности и исключительности, недоверия к др. нациям и межнациональной вражды. Н. возник в процессе образования наций и обусловлен спецификой развития буржуазного об-ва. Отражая характер взаимоотношений наций при капитализме, Н. выступает здесь в двух формах: великодержавного шовинизма господствующей нации, к-рому свойственно пренебрежительное отношение к др. нациям, и местного Н. угнетенной нации, отличающегося стремлением к национальной замкнутости и недоверием к др. нациям. Н. в любой форме неприемлем для трудящихся, подлинные интересы к-рых отражает только интернационализм. Однако на определенном этапе национально-освободительного движения марксисты считают исторически оправданной поддержку Н. угнетенной нации, к-рый заключает в себе общедемократическое содержание (антиимпериалистическая направленность, стремление к политической и экономической независимости). В этой разновидности Н. есть, однако, и "др. сторона, выражающая идеологию и интересы эксплуататорской верхушки, склонной к соглашательству с империализмом. Эту направленность Н. марксисты отвергают. Н. как черта мировоззрения наиболее распространен и живуч в мелкобуржуазной среде, характерен для социальных слоев и политических партий, к-рым свойственна мелкобуржуазная идеология. Социализм, открыв дорогу к установлению фактического равенства наций, создает предпосылки для ликвидации социальных корней Н. Однако различного рода проявления и пережитки Н., как показал исторический опыт СССР, др. социалистических стран, способны сохраняться достаточно длительное время и после того, как были подорваны породившие их социальные условия. Деформации общественного развития в нашей стране в период культа личности и годы застоя пагубно отразились и на межнациональных отношениях, привели к консервации, а на совр. этапе и к временному оживлению Н. Сложившаяся административно-командная система, нуждавшаяся в предельно централизованных, единообразных структурах, игнорировала потребности национального развития; возобладал ведомственный, бюрократический подход к развитию экономики, социальной сферы и культуры, были серьезно ущемлены права союзных республик и др. национально-территориальных образований. Питательной почвой сохранения и оживления Н. послужили также противоречия экстенсивного индустриально-экономического развития, игнорирование его социальных и экологических последствий: Немалый вред нанесли и грубые нарушения социалистической законности, в особенности переселение целых народов из мест их традиционного проживания. Субъективными источниками Н. являются равнодушие к национальному своеобразию народов, их истории, культуре и языку, низкий уровень интернационального воспитания и др. Сказывается и тяжкое наследие прошлой вражды и недоверия между нациями. Гармонизация межнациональных отношений на новой основе, определенной новыми принципами взаимоотношений национально-территориальных образований, открывает реальную перспективу преодоления конфликтов, националистических и сепаратистских тенденций, способствует развитию и укреплению дружбы народов.

Источник: Философский энциклопедический словарь

НАЦИОНАЛИЗМ
специфическое состояние сознания этноса и социально-психологических ориентации людей, а также сопряженные с ними идеология, теория и социальная практика. Для обыденного сознания слово "Н." не имеет нейтрального звучания, оно всегда эмоционально окрашено. Суть Н. составляет проповедь собственной национальной выделенности и (или) исключительности, с необходимостью дополняемая недоверием к чужим (конкретно определяемым) этническим общностям и (в крайних проявлениях) - отказом им в праве на существование. Типичен для цивилизаций локального типа, чья культура фундирована осевой аксиологической оппозицией Мы - Они. Н. возникает как реакция этноса на деструктивные воздействия внешней среды (экономические, социальные и политические процессы, иноэтнические воздействия). Н. как политический принцип результировался в процессах образования национальных государств, распада империй и отделения колоний от метрополий. Т.обр. Н. - как "фактор влияния" превзошел и мировые религии докапиталистических обществ, и государственные образования имперского типа Нового времени. В первой таксономии Н. противостоял христианству и космополитизму, во второй - интернационализму и империализму. В рамках мононациональных государств Н. может варьироваться от изоляционизма (Албания 60-80-х 20 века) до экспансионизма ("японская модель"). В зависимости от исторической судьбы, численности, специфики доминирующих в его границах способов деятельности, степени различия его культурных норм с соседями и т.д. - реакция этноса (или "градус" Н.) может кардинально изменяться. Н. выступил, в частности, ответной реакцией многих этнических общностей на усиливающийся общемировой процесс интернационализации. Эта тенденция в контексте исторического опыта явилась неоднозначной. В экстремальных вариантах проявления Н. в национальном сознании происходит фетишизация собственно этнического начала, которое начинает рассматриваться как предельное основание бытия данной общности людей, как единственный критерий дифференциации между ними. Этническое становится объектом своего рода культа (вплоть до ритуализации). Н. чаще всего сводит этнические различия к генетическим, а последние - к их внешним проявлениям, которые и определяются в качестве единственного фактора, конституирующего национальную целостность. Идеология Н. постулирует также приоритет национальных ценностей перед личностными, приоритет государственности перед любыми иными формами социальной самоорганизации этноса, приоритет мифологизируемого национального прошлого и желаемого будущего перед настоящим, приоритет "культурной" и "народной" самобытности перед установками "бескорневой" интеллигенции. Для индивида в условиях кризиса традиционных общественных институтов этнос - наиболее устойчивая референтная группа, а Н. - самый доступный психологический субститут выхода из состояний фрустрации. Неизбежно недооценивая всю сложную систему созданной этносом хозяйственной, политической, духовной культуры, результаты многочисленных межэтнических взаимопроникновений (в том числе и генетических), имевших место в исторической судьбе данного народа, Н. абсолютизирует этническую замкнутость, ведущую к застою, упрощению и упадку данной национальной культуры. Н. - неизбывная и в известном смысле позитивная черта человеческого сообщества, ибо даже потенциальная угроза его экспансии необходимо стимулирует процессы обновленческой трансформации структур международного сотрудничества в решении глобальных проблем и оптимизации всей совокупности межгосударственных отношении.
А. А.Грицанов

Источник: Новейший философский словарь

НАЦИОНАЛИЗМ
особое состояние этнического сознания, его иллюзорная форма, а также идеологический и политический принцип. Его содержание составляет абсолютизация собственной национальной исключительности, с необходимостью соединенная с недоверием к чужим этническим общностям, как правило, - к тем или иным конкретным народам, и в крайних своих проявлениях - с отказом им в праве на существование. Н. возникает как ответная реакция этнической общности на деструктивные воздействия внешней среды (социально-экономических и политических процессов, иноэтнического влияния). Если эти воздействия далеки от оптимума, например, превышают допустимый для данного народа предел, который на каждом этапе жизни этноса, безусловно, меняется и зависит от особенностей его исторической судьбы, численности этноса, специфики его способов деятельности, степени общности черт культуры с его соседями и т. д., реакция этноса может быть прямо противоположной той, что была ответом на аналогичные по качеству воздействия до возникновения критической ситуации. Н. выступает, в частности, ответной реакцией этнических общностей на усиливающийся общемировой процесс интернационализации. Однако реакция этнической системы в форме Н. является реакцией неадекватной. В национальном сознании происходит фетишизация собственно этнического, которое при этом начинает рассматриваться как единственное предельное основание бытия данной общности людей, как единственный естественный критерий дифференциации человеческого общества, определяющий в конечном итоге все отношения между людьми. Этническое становится в конце концов объектом своего рода культа вплоть до ритуализации. Националистское сознание чаще всего сводит этнические различия к генетическим, а генофонд и его внешние проявления (такие как антропологическая типизация) определяются в качестве единственного фактора, конституирующего национальную целостность. Рассматривая этнос как явление исключительно генетическое, националистское сознание неизбежно недооценивает всю сложную систему созданной этносом хозяйственной, государственной, духовной культуры, результаты многочисленных межэтнических взаимопроникновений (в т. ч. и генетических), имевших место в исторической судьбе данного народа. Исповедуя национальную чистоту, Н. абсолютизирует этническую замкнутость, ведущую в конечном итоге к застою, упрощению, упадку и гибели данной национальной культуры. И, следовательно, в этом смысле националистический идеал есть в своей сущности оборотная сторона идеала космополитического, антигосударственного, идеала разрушения национальной культуры как таковой.
Гносеологические основания Н. заключены в рационализированном сознании, даже если формально те или иные националистические концепции опираются на мистическую традицию. Рационализм (в наиболее ярко выраженной форме доведенный до утилитаризма) предполагает в данном случае прежде всего цель земного процветания, достижения утилитарного блага, практической пользы для данного народа в процессе межэтнической борьбы. И любая идея об "избранности" данного народа "работает" именно на этот идеал. Н. всегда предполагает видение внешнего врага, якобы губительно действующего на этническую общность. Как правило, такими врагами считаются иные этносы. Но при этом остается в стороне вопрос о том, почему данный народ допускает в отношении себя подобные деструктивные действия. Признавая разрушительную мощь внешних сил, националистское сознание неизбежно признает и неспособность собственного народа противостоять им, тем самым унижая собственное национальное достоинство.
В. А. Алексеева

Источник: Современный философский словарь

НАЦИОНАЛИЗМ
система взглядов, утверждающих во всех сферах жизни и в оценке человека приоритет ценностей, интересов и черт отдельного народа, или этноса, что сопровождается обязательной опорой на собственные исконные традиции и исторические особенности. Как идеология, утверждающая единство, суверенность и первородную идентичность определенной группы людей, Н. обеспечивает организацию человеческих сообществ и социализацию человека через признание самостоятельного значения самобытных конкретно-исторических, хозяйственных, географических, территориальных и этнических особенностей жизни народа. Для Н. характерно обоснование процессов самоутверждения народа через обладание и приобретение им специфических общих духовных и культурных характеристик. Как правило, ими оказываются традиции, единый исторический опыт, язык, определенные формы художественной культуры и виды искусства, обычаи, верования, ценности, нравственные нормы и эстетические идеалы. Таким образом, Н. может способствовать сохранению и дальнейшему полноценному развитию национальной культуры. Так как идеология Н. формируется и поддерживается через утверждение единства народа по отношению к каким-либо внешним явлениям или фактам, то ими чаще всего оказываются другой народ, государство или религиозная конфессия. В этих случаях Н. тяготеет к созданию некой совершенной конструкции национальной общности, идеального образа народа и общих целей. Поэтому в современных условиях Н. становится одним из мощных факторов мифологизации массового сознания. В этом случае Н. способствует созданию условий и предпосылок для более тесной культурной и социальной общности людей и формированию у них их самосознания путем распространения идей об исключительности, особой миссии и избранности данного народа. Поэтому на почве Н. получают поддержку идеи замкнутости, изоляции и самодостаточности развития какого-либо сообщества. Коренной особенностью Н. является культурный консерватизм, наделение абсолютной ценностью исторического прошлого и осмысление своей этнической сущности по отношению к социокультурному наследию и традициям с обязательным их практическим воплощением. В то же время одной из характерных тенденций Н. является его выход за пределы истории, культуры, культурных потребностей отдельных граждан в сферы общественной, политической и государственной жизни: «Н. может реализовать себя только через государство, он стремится захватить государство в свои руки. Без приобретения государственной силы Н. остается эмоциональным состоянием. Современный национализм гораздо более связан с государством, чем с культурой» (Н.А. Бердяев). Будучи активным фактором жизни современной мировой цивилизации и превратившись в идеологию силы и власти, Н. становится источником конфликтов, враждебности и войн, т.к. дает оправдание политике подчинения или завоевания других «неизбранных» народов. Как политическая идеология и государственная доктрина Н. расходится с идеалами гуманизма, признающего верховную ценность каждого человека независимо от национальности. История ХХ в., знающая трагические для многих народов примеры возникновения фашистских режимов, факты длительных межнациональных конфликтов и войн, подтвердила тревожные прогнозы о том, что «современный национализм есть дегуманизация и бестиализация человеческих обществ» (Н.А. Бердяев). Между тем в русской философии сложилась устойчивая традиция неприятия крайних форм Н. и практики его слияния с имперской политикой и государственностью. Напр., Вл. Соловьев (1853— 1900) подчеркивал, что в условиях многонациональной России Н. не может оставаться лишь выражением крайнего национального эгоизма и обособленности, а должен развиваться как «требование международной справедливости, в силу которой все народности имеют равное право на самостоятельное существование и развитие». В настоящее время остается актуальной мысль о том, что идеи Н. в их гуманистическом аспекте наиболее плодотворно могут быть претворены в сфере духовности, нравственности, художественной культуры и искусства.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

НАЦИОНАЛИЗМ
буржуазная и мелкобуржуазная идеология, политика и психология в национальном вопросе. Н. основывается на признании приоритета национального фактора в общественном развитии над социально-классовым. Появление Н. связано со становлением и развитием капитализма, со столкновением интересов буржуазии отдельных стран. Капиталистические, частнособственнические отношения на средства производства являются экономической основой Н., к-рый служит идейным источником национальных антагонизмов, господства одних наций над другими.
Классовое назначение Н. состоит в идейно-политическом обеспечении стремления буржуазии к разобщению антикапиталистических и всех революционных сил по национальному признаку. Н. является идеологической платформой т.н. «классового мира», пресловутой «социальной гармонии» эксплуататоров и эксплуатируемых в рамках отдельных наций и стран. Подчеркивая непримиримую противоположность буржуазного Н. пролетарскому интернационализму, В. И. Ленин вместе с тем требовал конкретно-исторического подхода к оценке Н. В период борьбы против феодализма, за национальную консолидацию и создание национальных государств Н. молодой, восходящей буржуазии играл относительно прогрессивную роль. Однако после утверждения своего господства буржуазия, выдавая свои стремления за общенациональные интересы, стала использовать Н. в качестве орудия порабощения др. народов, притупления классового сознания пролетариата, отвлечения его от политической борьбы, подрыва интернационального единства революционного движения. В период империализма И. монополистической буржуазии приобретает особенно реакционный характер, являясь идеологией и политикой жестокого национально-колониального гнета и эксплуатации. В то же время в национально-освободительной борьбе народов колоний и зависимых стран Н. угнетенных наций содержит исторически прогрессивные общедемократические элементы, направленные против империализма. Однако в Н. угнетенной нации имеется и др. сторона, выражающая идеологию и интересы национальной буржуазии, к-рая в развертывающейся борьбе масс за социальный прогресс выступает, как правило, за капиталистический путь развития.
В СССР навсегда уничтожены национальный гнет и национальное неравноправие во всех формах и проявлениях. Утвердились, вошли в сознание десятков миллионов людей братская дружба народов, уважение к национальной культуре и национальному достоинству всех народов. Но эти достижения Советского Союза не должны создавать представления о беспроблемности национальных процессов в стране. Еще не изжиты и порой болезненно заявляют о себе стремление к национальной замкнутости и обособленности, проявления местничества и национального эгоизма, равно как и национального нигилизма. Немалую роль в разжигании националистических настроений играет западная пропаганда. На XXVII съезде КПСС подчеркивалось, что идущая от В.И.Ленина традиция КПСС состоит в том, чтобы, проявляя особую чуткость и осмотрительность во всем, что касается национальной политики, затрагивающей интересы каждой нации и народности, национальные чувства, людей, в то же время вести принципиальную борьбу против проявлений национальной ограниченности и кичливости, Н. и шовинизма, в какие бы одежды они ни рядились. В этой связи необходимо, как отмечалось на XIX Всесоюзной конференции КПСС, научиться различать подлинно национальные интересы и их националистические искривления.
Для преодоления национально-негативных проявлений исключительно важное значение в условиях революционной перестройки имеет демократизация национальных отношений, предполагающая своевременное решение возникающих проблем с максимальным учетом как интересов каждой нации и народности, так и всего нашего социалистического государства. В совр. эпоху Н. все больше смыкается с антикоммунизмом и антисоветизмом. Объективный ход общественного развития подтачивает устои Н., историческая обреченность к-рого обусловлена его растущим и углубляющимся несоответствием потребностям социального прогресса. Подлинной альтернативой Н. является пролетарский, социалистический интернационализм, к-рый на опыте решения национального вопроса в странах социализма, и прежде всего СССР, доказал свое право быть настоящей и прочной основой равноправия и дружбы народов.

Источник: Современная идеологическая борьба. Словарь.

Национализм 
психология, идеология, мировоззрение и политика предпочтения одних наций другим, возвеличения своей нации, разжигания национальной розни и расовой ненависти (см. Расизм). Разновидностей национализма много, начиная с откровенно фашистского шовинизма и кончая национализмом утонченным, прикрытым марксистской фразеологией. Он выступает и как великодержавный шовинизм угнетающей нации, третирующей другие нации, и как местный национализм угнетаемой нации, выражающийся в стремлении к замкнутости и в недоверии к другим нациям. Оборотной стороной национализма является империалистический космополитизм, проповедующий растворение наций и народностей в «образцовых» (господствующих) нациях. Национализм порождается отношениями частной собственности и эксплуатации. Носителями его являются буржуазия и мелкая буржуазия. Природе пролетариата как носителя интернационализма национализм чужд. Однако исторический опыт свидетельствует, что путем систематического и длительного внедрения национализма можно отравить его ядом довольно широкие массы, в том числе некоторые слои рабочих. Этого добивались, например, прусские милитаристы и нацисты в Германии. Национальная рознь затрудняет, а порой и парализует классовую борьбу пролетариата. Под прикрытием разговоров об «общенациональных» интересах буржуазия разжигает национальную ненависть, развязывает захватнические войны. Монополистический капитал широко использует шовинизм и расизм для травли целых рас и национальностей. Марксизм непримирим с национализмом. Вместе с тем бывают периоды в национально-освободительных движениях, когда национализм угнетенной нации выступает как программа национального возрождения, как идеология и политика борьбы против империализма, за политическую и экономическую независимость, за суверенитет и всестороннее развитие своей нации. Национализм с таким общедемократическим содержанием марксисты-ленинцы считают исторически оправданным и поддерживают его там и тогда, где и когда это содержание налицо, не забывая при этом о тех силах, которые лишь временно прикрываются общедемократической борьбой и готовы предать подлинные интересы нации. Социализм, ликвидируя антагонистические классы, тем самым вырывает социальные корни национализма. Однако проявления национализма и национальной ограниченности не исчезают автоматически. «Националистические предрассудки и остатки былой национальной розни — это та область, где сопротивление социальному прогрессу может быть наиболее длительным и упорным, ожесточенным и изворотливым» (Программа КПСС). Причиной этого являются не национальные формы жизни сами по себе и якобы врожденность националистической психологии, как утверждают идеологи буржуазии, а реальные исторические условия, тяжелое наследие прошлой вражды и недоверия между народами, остатки былого неравенства уровней развития различных наций, постоянные попытки империалистов и их идеологов оживлять и подогревать националистические предрассудки, преувеличенное или извращенное проявление национальных чувств. Играет роль и отставание сознания от социалистического бытия, и отступление от норм социалистического образа жизни (см. Образ жизни социалистический) — нарушение равноправия народов в их экономическом и культурном развитии, в кадровой политике, игнорирование достижений, вклада той или иной нации в развитие общества, пренебрежение национальными чувствами, подмена социалистического патриотизма (см. Патриотизм социалистический) узконациональным псевдопатриотизмом, когда патриотизм, по существу, превращается в национальную ограниченность, и т. д. При всем разнообразии источников национализма его результатами являются национальная рознь, нарушение братства трудящихся. Сохраняясь в форме пережитков, национализм, местничество выступают часто не прямо, а замаскированно, например под флагом защиты национальных особенностей, традиций и обычаев, без различения того, что в них прогрессивно, а что реакционно. Вообще чрезмерные подчеркивания «самобытности» развития наций и их культур, свободных якобы от взаимовлияний, мешают здоровым взаимоотношениям и процессам взаимообогащения наций и народностей. С образованием мировой системы социализма расширился круг наций, вступивших в отношения друг с другом на основе социалистического интернационализма (см. Социалистический интернационализм). Националистические тенденции в этих условиях противоречат не только интересам интернационального сотрудничества трудящихся, но и подлинно национальным интересам народов. Национализм по своей природе враждебен социализму, марксистско-ленинскому мировоззрению, дружбе народов, противоречит объективному процессу развития и сближения социалистических наций. Буржуазный национализм в современную эпоху приобретает особенно изощренные формы. Острие его направлено прежде всего против первой страны социализма — СССР. Национализм служит питательной почвой как «левого», так и правого оппортунизма, и это еще раз подтверждает тезис Ленина о том, что «идейно-политическое родство, связь, даже тождество оппортунизма и социал-национализма не подлежит никакому сомнению» (т. 26, с. 151). Национализм в сочетании с оппортунизмом в революционном движении особенно опасен, ибо нередко прикрывается марксистско-ленинской терминологией. Ни одна коммунистическая партия не может остаться подлинно марксистско-ленинской и выполнять роль авангарда в строительстве нового общества, если она не создаст атмосферу нетерпимости к национализму и не преодолеет его в первую очередь в своих собственных рядах. КПСС придает первостепенное значение интернационалистскому воспитанию трудящихся, преодолению любых националистических проявлений. Согласно ст. 36 Конституции СССР, «граждане СССР различных рас и национальностей имеют равные права... всякая проповедь расовой или национальной исключительности, вражды или пренебрежения — наказывается по закону». Борьба против национализма является также важнейшим условием укрепления мировой системы социализма, обеспечения единства международного коммунистического и рабочего движения, успешной национально-освободительной борьбы угнетенных народов. Как указывал Ленин, борьба с националистическими предрассудками «тем более выдвигается на первый план, чем злободневнее становится задача превращения диктатуры пролетариата из национальной (т. е. существующей в одной стране и неспособной определять всемирную политику) в интернациональную (т. е. диктатуру пролетариата по крайней мере нескольких передовых стран, способную иметь решающее влияние на всю мировую политику)» (т. 41, с. 165).

Источник: Научный коммунизм. Словарь

НАЦИОНАЛИЗМ,
бурж. и мелкобурж. идеология и политика, а также психология в национальном вопросе. Н. трактует нацию как высшую внеисторич. и надклассовую форму обществ. единства, как гармонич. целое с тождественными осн. интересами всех составляющих ее социальных слоев. При этом за общенац. интересы выдаются устремления класса или социальной группы, выступающих в данных конкретно-историч. условиях носителем и проводником националистич. идеологии и политики - буржуазии, мелкой буржуазии. Для Н. характерны идеи нац. превосходства и нац. исключительности, получающие большее или меньшее развитие в зависимости от историч. обстановки, от взаимоотношений данной нации с другими. Широкое развитие Н. связано с зарождением и развитием капитализма. Буржуазия использует Н. в качестве орудия создания и завоевания общепац. рынка, установления своего господства в нац. рамках в борьбе против феод.сил и чужеземной буржуазии, закрепления и расширения этого господства путем порабощения др. наций. Н. используется буржуазией с целью добиться «классового мира» внутри нации, отвлечь пролетариат от его классовых задач, посеять между трудящимися разных наций нац. рознь, подорвать интернац. единство революц.движения. Условия бурж. общества ведут к распространению националистических взглядов среди отсталых слоев трудящихся. Н. прививается им всем аппаратом буржуазного государства, его политикой и пропагандой.
Марксизм-ленинизм показал экономич. и социальные корни Н., его классовую сущность; он рассматривает Н. конкретно-исторически, определяя его объективную обществ. роль в зависимости от историч. этапа развития капитализма, от обществ. роли буржуазии и характера ее связей с нар. массами, от положения данной нации в системе межнац. отношений. В период формирования наций, напр. в Зап. Европе и США, Н. наряду с лозунгами демократии являлся идейным знаменем восходящей буржуазии в борьбе против феодализма и нац. гнета, поднимая и нар. массы на эту борьбу. Это придало Н. в данный период определ. прогрессивное содержание (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 24, с. 131-32). Монополистич. капитал выступает носителем самого грубого и жестокого нац. и колон. гнета, а агрессивный и воинствующий Н. становится орудием империалистич. и колон. политики и сближается с расизмом (напр., гитлеризм с его изуверской расовой теорией). В условиях существования двух мировых систем империалистич. буржуазия стремится придать Н. прежде всего антикоммунистич. и антисов. направленность. Империализм делает ставку на оживление u социалистич. странах националистич. тенденций.
Иной характер в совр. эпоху имеет Н. в странах, борющихся за политич. и экономич, независимость, против империализма. В Н. в этих странах в огранич. форме выражается идея нац. освобождения и нац. независимости, и он часто служит знаменем нац.-освободит.движения. В Н. в подобных случаях находят известное отражение демократизм и протест против империалистич. гнета той части масс, к-рая еще не поднялась до классового сознания. У значит. слоев крестьянства Н. выступает как первонач. форма антиимпериалистич. сознания. Вместе с тем наряду с этими прогрессивными сторонами Н. в бывших колон. и зависимых странах имеет реакц. черты, к-рые усиливаются с ростом узкоклассовых тенденций в политике нац. буржуазии, с развертыванием в освободившихся странах борьбы за социальный прогресс, с поправением нек-рых мелкобурж. групп. В условиях борьбы по проблемам ориентации обществ. развития освободившихся стран идея «надклассового» нац. единства все больше приходит в острое столкновение с потребностями социального прогресса, классовыми интересами трудящихся. Идеи Н. становятся орудием в руках тех сил, к-рые выступают за капиталистич. путь развития, стремятся помешать росту политич. сознания масс. Нередко все сильнее начинают сказываться - как во внутреннем, так и с междунар. плане тенденции нац. эгоизма, нац. превосходства и исключительности.
Пролетарское, коммунистич. мировоззрение несовместимо с любой националистич. идеологией. «Буржуазный национализм и пролетарский интернационализм- вот два непримиримовраждебные лозунга, соответствующие двум великим классовым лагерям всего капиталистического мира и выражающие две политики (более того: два миросозерцания) в национальном вопросе» (Л е н и н В. И., там же, с. 123). Н. служит тормозом в развертывании освободит. борьбы рабочего класса и всех угнетенных и эксплуатируемых, т. к. условием ее победы является интернац. сплочение трудящихся всех наций. Коммунисты беспощадно разоблачают империалистич. шовинизм, Н. угнетающих наций и ведут с ним непримиримую борьбу. Отношение коммунистов к Н. угнетенных наций опирается на положение В. И. Ленина (см. там жр, т. 25, с. 275-77 ), развитое в Программе КПСС: «В национализме угнетенной нации есть общедемокpатическое содеpжание, направленное против угнетения, и коммунисты поддерживают его, считая исторически оправданным на определенном этапе. Оно выражается в стремлении угнетенных народов к освобождению от империалистического гнета, к национальной независимости и национальному возрождению. В то же время в национализме угнетенной нации содержится u другая сторона, выражающая идеологию и интересы реакционной эксплуататорской верхушки» (1976, с. 47).
Особенно непримиримо коммунисты относятся к националистич. шатаниям в собств. среде, к-рые возникают в результате давления бурж. и мелкобурж. сил, а также вследствие деятельности империалистич. агентуры. Эти шатания выражаются в проявлениях нац. ограниченности и эгоизма, в отступлениях от принципов интернационализма и классовой солидарности, в раздувании и преувеличении нац. особенностей классовой борьбы и строительства социализма в отд. странах.
Почву для преодоления Н. создает социализм, к-рый уничтожает основы социальных и нац. антагонизмов, утверждает нац. равноправие и дружбу народов. Однако свержение буржуазии и установление власти рабочего класса не устраняет сразу проявлений бурж. и мелкобурж. Н. Реализация возможностей для устранения Н., возникающих с ниспровержением капитализма, зависит прежде всего от действия субъективного фактора, т. е. политики Коммунистич. партии, осуществляющей руководство обществом. Националистич. предрассудки, преувеличенное или извращенное проявление нац. чувств - явление чрезвычайно живучее, цепко держащееся в психологии людей, недостаточно зрелых в политич. отношении. К тому же националистич. предрассудки всячески оживляются и подогреваются врагами социализма. Практика социалистич. и Коммунистич. строительства, борьба против великодержавного и местного Н., строгое соблюдение нац. равноправия, достижение фактич. равенства в экономич., политич. и культурной областях, внимательное отношение к культуре, нуждам и особенностям малых народов, интернац. воспитание трудящихся - все это обеспечивает успех в борьбе с пережитками Н. Историч. опыт показывает, что для преодоления Н., для упрочения братских отношений между народами социалистич. стран необходима последоват. марксистско-ленинская политика коммунистич. партий.

Источник: Советский философский словарь

НАЦИОНАЛИЗМ
бурж. идеология и политика в нац. вопросе, выражающая классовые интересы буржуазии. Развитие Н. связано с зарождением и развитием капитализма. Буржуазия использует Н. в качестве орудия создания и завоевания общенац. рынка, установления своего господства в нац. рамках в борьбе против феод. сил и чужеземной буржуазии, в качестве орудия закрепления и расширения этого господства путем порабощения других наций. Н. используется буржуазией с целью добиться "классового мира" внутри нации, посеять между трудящимися разных наций нац. рознь, подорвать интернац. единство революц. движения. Условия бурж. общества ведут к распространению националистич. взглядов среди отсталых слоев трудящихся. Н. прививается им всем аппаратом бурж. гос-ва, его политикой и пропагандой. Главными принципами идеологии бурж. Н., к-рые служат основой националистич. политики, являются: положение о нации как высшей, надклассовой форме обществ. единства, при этом классовые устремления буржуазии выдаются за общенац. интересы; идея нац. превосходства, нац. исключительности. В гносеологич. отношении основой всякого Н. является абсолютизация нац. момента. Бурж. философы и социологи понимают "национальное" как прежде всего, и почти исключительно, духовное. Понятие Н. толкуется ими как некая самодовлеющая, суверенная духовная сила, к-рой очень часто придаются мистич., а порой и патологич. свойства. Напр., амер. проф. Б. Шейфер определяет Н. ("групповую лойяльность") след. образом: "...1) любовь к общей земле, расе, языку и исторической культуре, 2) стремление к политической независимости, безопасности нации и забота о ее престиже, 3) мистическая преданность туманному, иногда сверхъестественному социальному организму, который известен как нация и народ..., 4) догма о том, что индивидуумы живут исключительно для нации, которая есть цель в самой себе, 5) доктрина, что данная нация... является или должна быть господствующей... среди других наций и должна совершать с этой целью агрессивные действия" ("Nationalism: myth and reality", N. Y., 1955, p. 6). Неуловимость и широта, приданные понятию Н. бурж. теоретиками, служат основой субъективного произвола в анализе конкретного содержания того или иного Н., затушевывания классовых сторон проблемы. Бурж. идеологи обычно признают лишь разновременность возникновения или проявления Н. и его неодинаковый характер в разных странах. В работах амер. ученых (Г. Кон, Л. Снайдер, Ф. Нортроп, X. Моргентау, В. Эбенштейн и др.) восхваляется дух свободы, терпимости и компромисса, будто бы свойственный англо-саксонскому или амер. Н. В то же время мн. бурж. социологи выступают с нападками на Н. в колониальных и зависимых странах. В ряде бурж. теорий Н. служит основой для анализа историч. процесса. В них выдвигаются на первый план в качестве движущей силы истории, в противовес классовой борьбе, взаимоотношения и борьба между нациями, "столкновения" национализмов. Г. Кон заявляет, что "путеводной звездой" историч. развития в Европе после 1789 (а в 20 в. и повсюду) является Н. Он объявляет этот историч. период "веком национализма", а совр. эпоху "веком паннационализма" (см. "The age of nationalism", N. Y., 1962, p. XVI). Нек-рые идеологи империалистич. буржуазии выдвигают шовинистич. положения об "особой" историч. роли нек-рых "избранных" наций, обусловленной якобы их характером и культурой (см., напр., F.S.C. Northrop, The taming of nations, ?. ?., 1954, p. 330). Марксизм-ленинизм показал экономич. и социальные корни Н., его классовую сущность; он рассматривает Н. конкретно-исторически, определяя его объективную обществ. роль в зависимости от историч. этапа развития капитализма, от обществ. роли буржуазии и характера ее связей с нар. массами, от положения данной нации в системе межнац. отношений. В период формирования наций, напр. в Зап. Европе и США, Н., наряду с лозунгами демократии, являлся идейным знаменем восходящей буржуазии в борьбе против феодализма и нац. гнета, поднимая и нар. массы на эту борьбу. Это придало Н. в данный период определ. прогрессивное содержание (см. В. И. Ленин, Соч., т. 20, с. 18). Характер Н. в этих странах изменился с наступлением эпохи вполне сложившихся капиталистич. отношений и перерастания капитализма в империализм. Монополистич. капитал выступает носителем самого грубого и жестокого нац. и колониального гнета, а агрессивный и воинствующий Н. становится орудием империалистич. и колониальной политики и сближается с расизмом (напр., гитлеризм с его изуверской расовой теорией). После 2-й мировой войны особо опасный характер приобрел амер. империалистич. Н. и шовинизм. Внутри США он проявляется в расовой дискриминации негритянского населения, в притеснениях евреев, итальянцев, славян, пуэрториканцев и др. В междунар. отношениях он выражается в претензиях на "руководство" миром и в неоколониалистском курсе США. При этом великодержавный амер. шовинизм все чаще укрывается под космополитич. маской (см. Космополитизм). В условиях существования двух мировых систем империалистич. буржуазия стремится придать Н. прежде всего антикоммунистич. направленность. Иной характер в совр. эпоху имеет Н. в странах, борющихся за политич. и экономич. независимость, против империализма. На определ. этапе имеет место известное совпадение антиколониальных и антифеод. интересов нац. буржуазии с антиимпериалистич. и антифеод. интересами трудящихся масс. Поэтому в Н. в этих странах в ограниченной форме выражается идея нац. освобождения и нац. независимости и он часто служит знаменем нац.-освободит. движения. В Н. в данном случае находит известное отражение демократизм и протест против империалистич. гнета той части масс, к-рая еще не поднялась до классового сознания. У значит. слоев крестьянства Н. выступает как первоначальная форма антиимпериалистич. сознания. Вместе с тем, наряду с этими прогрессивными сторонами, Н. в бывших колониальных и зависимых странах имеет реакц. черты, к-рые усиливаются с ростом узкоклассовых тенденций в политике нац. буржуазии, с развертыванием в освободившихся странах борьбы за социальный прогресс. Он затушевывает классовые противоречия, пытается оправдать эксплуатацию трудящихся потребностями "нац. прогресса"; не свободен он и от идеи нац. превосходства и национальной, а в нек-рых случаях и расовой исключительности. Коммунистич. мировоззрение несовместимо с любой националистич. идеологией: "Буржуазный национализм и пролетарский интернационализм – вот два непримиримо-враждебные лозунга, соответствующие двум великим классовым лагерям всего капиталистического мира и выражающие д в е политики (более того, два миросозерцания) в национальном вопросе" (там же, с. 10). Н. служит тормозом в развертывании освободит. борьбы рабочего класса и всех угнетенных и эксплуатируемых, т.к. условием ее победы является интернац. сплочение трудящихся всех наций. Коммунисты подходят к Н. с принципиальных позиций, но оценивают его конкретно-исторически, с т. зр. интересов революц. борьбы народов против империализма, интересов мирового социализма. Коммунисты беспощадно разоблачают империалистич. шовинизм, Н. угнетающих наций и ведут с ним непримиримую борьбу. Отношение коммунистов к Н. угнетенных наций опирается на положение Ленина (см. тамже, с. 384), развитое в Программе КПСС: "В национализме угнетенной нации есть общедемократическое с о д е р ж а н и е, направленное против угнетения, и коммунисты поддерживают его, считая исторически оправданным на определенном этапе. Оно выражается в стремлении угнетенных народов к освобождению от империалистического гнета, к национальной независимости и национальному возрождению. В то же время в национализме угнетенной нации содержится и другая сторона, выражающая идеологию и интересы реакционной эксплуататорской верхушки" (1961, с. 47). Особенно непримиримо коммунисты относятся к националистич. шатаниям в собств. среде, к-рые возникают в результате давления бурж. и мелкобурж. сил, а также вследствие деятельности империалистич. агентуры. Эти шатания выражаются в проявлениях нац. ограниченности и эгоизма, в отступлениях от принципов интернационализма и классовой солидарности, в раздувании и преувеличении нац. особенностей классовой борьбы и строительства социализма в отд. странах. Новейшей формой таких шатаний являются попытки подменить антиимпериалистич. солидарность народов Азии, Африки и Лат. Америки их обособлением, основанным на географич., националистич. и расовых принципах, от социалистич. содружества и рабочего движения развитых капиталистич. стран, попытки подорвать великий союз и солидарность нац.-освободит. движения с междунар. рабочим классом и мировой социалистич. системой, принизить ведущую роль пролет. сил в мировом революц. процессе. Борьба с Н. в коммунистич. движении и его преодоление – важнейшая задача марксистов-ленинцев. Почву для полного преодоления Н. создает социализм, к-рый уничтожает основы социальных и нац. антагонизмов, создает условия для нац. равноправия и дружбы народов. Однако свержение буржуазии и установление диктатуры пролетариата не устраняет сразу проявлений бурж. Н. Преодоление Н. – сложный и длит. процесс. Он совершается в напряженной и неослабевающей борьбе с нац. враждой и недоверием, с нац. эгоизмом и ограниченностью, к-рые принадлежат к числу наиболее цепких, устойчивых пережитков капитализма. К тому же националистич. предрассудки всячески оживляются и подогреваются врагами социализма. Практика социалистич. и коммунистич. строительства, борьба против великодержавного и местного Н., строгое соблюдение нац. равноправия, достижение фактич. равенства в экономич., политич. и культурной областях, внимательное отношение к культуре, нуждам и особенностям малых народов, интернац. воспитание трудящихся – все это обеспечивает успех в борьбе с пережитками Н. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О колониальной системе капитализма. [Сб. ], М., 1959; Ленин В. И., О национальном и национально-колониальном вопросе. [Сб. ], М., 1956; Программа КПСС (принята XXII съездом КПСС), М., 1961; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Красов А., В чем сущность бурж. Н., "В помощь политич. самообразованию", 1957, No 5; Брутенц К. Н., Против идеологии совр. колониализма, М., 1961, гл. 2–3; Совр. освободит. движение и нац. буржуазия, Прага, 1961; Модржинская Е. Д., Распад колониальной системы и идеология империализма, М., 1965; ?oria Sima, Destin?e du nationalisme, [P., 1951 ]; Deutsch K., Nationalism and social communication. An inquiry into foundations of nationality, N. Y., 1953; Emerson R., Paradoxes of Asian nationalism, "Far Eastern Quarterly", 1954, v. 13, Febr.; Kohn H., Nationalism, its meaning and history, N. Y., [1955 ]; ?oppеlmann H. L., Nation, Sprache und Nationalismus, Leiden, 1956; Thayer P. W. [ed. ], Nationalism and progress in free Asia, Balt., 1956. См. также лит. при ст. Интернационализм, Нация. К. Брутенц. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

НАЦИОНАЛИЗМ
доктрина и политическая практика, основанные на представлении, что основу государственности, хозяйственных и культурных систем составляют целостные общности — нации. В зависимости от понимания, что такое нация, национализм имеет две основные формы — гражданский, или государственный, и этнический национализм. Этнический национализм (чаще просто национализм или этнонационализм) предполагает, что нация является высшей формой этнической общности (тип этноса в отечественном обществознании), обладающей исключительным правом на обладание государственностью, включая институты, ресурсы и культурную систему.
Гражданский, или государственный, национализм возник в эпоху становления современных государств, основанных на представлении о нации и народе как согражданстве, как совокупности граждан, обладающих общим самосознанием и общими элементами культуры при сохранении этнического, религиозного и расового разнообразия. Эта форма национализма направлена на обоснование легитимности государства, на консолидацию гражданской нации, государственную экспансию или изоляционизм. В своих некрайних формах гражданский, или государственный, национализм близок понятию патриотизма, а как антитезу этнонационализму его иногда называют интернационализмом. Эта форма национализма широко используется современными государствами через официальную символику и идеологические институты (образование, социальные науки, средства массовой информации и пр.) с целью утверждения общегражданской лояльности («любви к Родине», «уважения к стране» и пр.) и распространения общегосударственных правовых норм и морально-культурных ценностей.
Степень распространения национализма в разных государствах зависит от состава населения, формы общественного правления, социальных условий жизни, исторической традиции, статуса и геополитического положения страны. Государства со сложным по этнокультурному, расовому и религиозному составу населением обращают особое внимание и предпринимают целенаправленные усилия по утверждению разных форм государственного (общегражданского) национализма, даже если это устойчивые и экономически развитые общества с демократической формой правления (напр., США, Испания, Канада). В крупных странах со слабой или среднеразвитой экономикой, неразвитой демократией, большим этническим разнообразием и наличием сепаратистских движений национализм служит одним из средств центрального правительства для обеспечения общественного порядка и подчинения граждан своей воле, для сохранения целостности государства от внутренних и внешних угроз (напр., Индия, Китай; бывший СССР — в форме советского патриотизма и доктрины единого советского народа). Государственный национализм (или патриотизм) обретает особый размах и крайние формы шовинизма ми экспансионизма в периоды межгосударственных войн и внутренних кризисов. В современных условиях после окончания «холодной войны» это наблюдается также в ситуациях, когда страна претендует на исключительную роль мирового лидера (США) или когда в стране доминирует позиция противодействия глубокой региональной интеграции с утратой частичного государственного суверенитета (некоторые страны Западной Европы, а также Мексика и Канада). Государственный национализм особенно заметен во вновь образовавшихся странах, где он выполняет функции дистанцнрования от прежних доминирующих образований, политической мобилизации и нового «нациестроительства». Это особенно заметно в постсоветских государствах (кроме Российской Федерации), но в специфической форме симбиоза с этническим национализмом.
Этнический национализм (этнонационализм) представляет собой исторический феномен, порожденный в условиях многоэтничных государств, особенно среди представителей недоминирующих этнических групп, и получивший широкое распространение с кон. 19 в. во всех регионах мира по мере модернизации социальной и политической государств и развития локальных культур и этнополитического партикуляризма. В современную эпоху он может рассматриваться и как реакция на нивелирующее воздействие массовой культуры, а также как ответ на государственный национализм от имени доминирующих в государстве групп (т. н. шовинизм), который вызывает этническую дискриминацию и ассимиляцию представителей меньшинств. В кон. 20 в. этнонационализм получил широкое распространение в странах коммунистического блока, особенно в СССР, где поддерживалось развитие этнических культур, а этнонационализм был элементом официальной идеологии и основой т. н. социалистического федерализма. . лалогичная ситуация существовала в бывшей Югославии. Кризис коммунистической идеологии, политическая либерализация и крах социалистической системы превратили этнонационализм в наиболее доступную основу массовой мобилизации под лозунгами национального возрождения и самоопределения. Этнонационализм играл важную роль в распаде многоэтничных государств с унитарной системой управления.
В зависимости от целей и форм проявления этнический национализм имеет культурный или политический характер. Культурный этнонационализм, носителем которого обычно ->» зляется интеллектуальная элита, направлен на сохранение целостности и самобытности этнической общности, развитие родного языка и образования, пропаганду исторического наследия и традиций. Он играет положительную роль, если не содержит элементов культурной изоляции, антимодернизационных установок и негативной направленности против культур и представителей др. народов. Политически ориентированный этнонационализм нацелен на достижение преимуществ для представителей одной группы в сфере власти и управления, государственной идеологии и символики. Этнонационализм основывается на упрощенных исторических трактовках, узурпации культурного наследия в пользу одной группы, конфликтогенных территориальных интерпретациях («этническая территория», «исконные земли», «историческая родина» и т. п.). Как правило, он заключает в себе негативные стереотипы в отношении др. народов и антиэтатистские установки. Для его существования всегда необходимы этнические предприниматели (интеллектуалы и политические активисты), которые претендуют выступать от имени «народа» или «нации» и выражать ее «волю». В своих крайних формах этнонационализм со стороны доминирующих групп носит дискриминационный характер по отношению к меньшинствам вплоть до лишения их культурных и политических прав. Он часто смыкается с государственным национализмом, т. к. государственные институты и идеология узурпируются в пользу т. н. коренной или государствообразующей нации. Радикальный этнонационализм от имени меньшинств может обретать сепаратистский характер с требованием изменения внутренних границ или создания отдельного «национального» государства. Он часто демонстрирует нетерпимость по отношению к местным меньшинствам вплоть до изгнания иноэтнического населения и становится причиной наиболее затяжных и разрушительных этнических конфликтов (Северная Ирландия, Биафра, Катанга, Эритрея, Карабах, Приднестровье, Абхазия, Чечня). Вооруженная рецессия не признается международным правом и осуждается мировой общественностью. В современном мире экстремистская форма этнического национализма рассматривается как одна из наиболее серьезных угроз национальной безопасности государств и международной стабильности, как причина массовых нарушений прав человека.
Существует длительная традиция изучения национализма и обширная литература по данному вопросу. Ведущее положение в ней занимает западноевропейская, особенно англо-американская, научная традиция. Доминирующий взгляд на национализм можно определить как веберианский, или исторический, подход, который рассматривает это явление как долговременный процесс развития мирового исторического явления или своего рода «идеального типа» (см. M Вебер). В рамках этого подхода национализм имеет свои корни, момент зарождения, стадии роста и временные границы и совпадает в основных характеристиках, где бы он ни имел место (Дж. Армстронг, Л. Гринфельд, Э. Смит, Э. Хобсбоум, М. Хрох). Для сторонников исторического подхода (методологически это смесь веберианского позитивизма и марксистского исторического детерминизма) национализм порождается нациями, которые предстают мощной социальной и исторической реальностью. В зависимости от того, что понимается под нацией, различаются и два основных типа национализма, причем этнонационализм обычно понимается как форма коллективистско-авторитарной идеологии, а гражданский национализм — как форма нациестроительства. В последнее время имеет место апология этнонационализма как «либерального национализма» или как форма национального возрождения и самоопределения (У. Коннор, М. Линд, Ю. Тамир).
К историческому подходу примыкает интерпретация национализма, связывающая это явление с процессом модернизации и трактующая его как условие модернизации (Э. Геллнер) или же как результат провалившейся модернизации. К этому направлению примыкает конструктивистский подход, трактующий национализм как своего рода механизм реконцептуализации политической общности, которая до этого могла категоризоваться как империя, колониальная администрация или племенное образование (Б. Андерсон). Современными оппонентами этого подхода выступают ученые стран Азии и Африки, которые прослеживают «индигенный» национализм в своих странах до возникновения современных наций и гражданского национализма типа индийского времен Дж. Неру и И. Ганди (П. Чатарджи).
Изменения в трактовке национализма в западной научной традиции произошли под воздействием геополитических трансформаций после «холодной войны», гл. о. в виде политизированных концепций «распада империй» и «триумфа наций» (Э. Каррер дАнкосс). Некоторые политические философы сделали радикальный пересмотр доктрины самоопределения и понятия «национальность» в пользу их этнического смысла (Д. Миллер). В российском обществознании в разработке проблем национализма продолжают господствовать или традиция изучения «буржуазного» национализма как идеологии и практики подчинения одних наций другим, как проповедь национальной исключительности и превосходства, или многочисленные сочинения паранаучного и даже расистского характера, авторами которых выступают представители т. н. национальных элит, включая представителей русского этнонационализма. В целом понятие «национализм» демонстрирует природу элитного политического проекта и его операциональная значимость для науки все более становится сомнительной. Национализм возможно рассматривать как метакатегорию «бытового» политического и научного мышления, как определенную дискурсивную практику в системе отношений власти в современных государствах и в системе отношений власти и знания.
Лит.: Бердяев H.A. Русская идея и судьба России. М., 1997; Вдоеии А. И. Российская нация. Национально-политические проблемы XX века и общенациональная российская идея. М., 1996; Геллнер Э. Нации и национализм. M., W;Mpo6u»ceeaJI. М., АклаееА. Р., Коротеева В. , Солдатова Г. У. Демократизация и образы национализма в российских республиках в 90-е годы. М-, 1996; Лакер У. Черная сотня. Истоки русского фашизма. Вашингтон, 1994; Соловей В. Д., Торукало В. П. Нация: история и современность. М., 1996; Aller P. Nationalismus. Fr./M., 1985; AndersonB. Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. L., 1983; Armstrong J. A. Nations Before Nationalism. Chapel Hill (NC), 1982; ChaterjeeP. The Nation and Its Fragments. Colonial and Postcolonial Histories. Princeton (N.J.), 1993; Can-ere dEncausse H. Lempire eclate. P., 1978; Idem. The End Of Soviet Empire - The Triumph of Nations. N. Y, 1993; Connor W. Ethnonationalism. The Quest for Understanding. Princeton (N. J.), 1994; Deutsch K. W. Nationalism and Social Communication: An Inquiry into the Foundations of Nationality Cambr., 1953; Dunlop J. The Faces of Contemporary Russian Nationalism. Princeton, 1993; Eriksen Th. Н. Ethnicity and Nationalism. Anthropological Perspectives. L., 1993; GreenfeldL. Nationalism. Five Roads to Modernity. Cambr., 1992; Hroch М. Social Preconditions of National Revival in Europe. Cambr. (Mass), 1985; Miller D. On Nationality. Oxf., 1995; Smith A. D. Theories of Nationalism. N.Y., 1983; Tamir Y. Liberal Nationalism. Princeton (N. J.), 1993; Tishkov V. A. Ethnicity, Nationalism and Conflict in and after the Soviet Union. The Mind Aflame. L., 1997.
Тишков

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
112.59 кб

Национализм versus космополитизм

Шажинбатын Ариунаа
В статье рассматривается противостояние национализма и космополитизма. Отмечается, что национализм это идеология культурного верховенства той или иной нации. Прослеживается зарождение идеологии космополитизма.
Читать PDF
197.28 кб

Н. Бердяев: национализм и культура

Буйло Б. И.
Читать PDF
502.88 кб

Преодолевая «Методологический национализм»: из беседы П. А. Цыганкова и У. Бека

Цыганков Павел Афанасьевич, Бек Ульрих
В беседе руководителя учебно-научного направления «Мировая политика и международные отношения», профессора факультета политологии МГУ Павла Афанасьевича Цыганкова с профессором Мюнхенского университета имени Людвига-Максимилиана и
Читать PDF
535.34 кб

Дхармический национализм

Смирнов Максим Георгиевич
Читать PDF
298.55 кб

Роджерс Брубей. Религия и национализм: четыре подхода

Читать PDF
118.35 кб

Глобализация и национализм в парадигме деятельностного подхода

Разумов А. Е.
Читать PDF
1.30 мб

Национализм и утилитаризм в России

Яркова Е.Н.
Читать PDF
484.25 кб

Национальные интересы и национализм

Саркарова Наила Ахедовна
Статья посвящена проблеме соотношения национального интереса и национализма.
Читать PDF
97.46 кб

Нация и национализм в философии евразийства

Замараева Елена Ивановна
Дан анализ этнофилософской концепции в учении евразийства, одного из философских и общественно-политических течений первой волны русской эмиграции.
Читать PDF
282.39 кб

Религиозное измерение национализма

Аванесова Елена Григорьевна
Рассматривается характерное для русской религиозной философии понимание природы нации и национализма.
Читать PDF
147.79 кб

Конструктивистская парадигма в изучении национализма и национальных вопросов

Шаров К. С.
Читать PDF
150.70 кб

Парадигмы исследования и оценки национализма

Мосунова Н. А.
В статье рассматриваются различные методологические подходы и концепции национализма.
Читать PDF
149.58 кб

Либеральные истоки идеологии национализма

Чернавский Михаил Юрьевич
Исследование посвящено анализу истоков идеологии национализма.
Читать PDF
0.00 байт

Теоретические предпосылки национализма

Сухорукова Ольга Александровна
Поднимается проблема деформации национального дискурса.
Читать PDF
0.00 байт

Проблема классификации этнического национализма

Шаров Константин Сергеевич
В статье представлен авторский подход к проблеме классификации национализма, который в качестве основополагающего принципа разграничения имеет различие уровней восприятия национализма представителями той или иной социальной группы

Похожие термины:

  • КУЛЬТУРНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ

    вид национализма, определяющий нацию общностью языка, традиций и культуры, включая религию. Для сохранения культурного единообразия нации способствует культурной ассимиляции национальных меньш
  • Национализация

    лат. natio — нация, народ) — передача предприятий или отраслей хозяйства, находящихся в частной собственности, в собственность государства. Характер национализации определяется существующим в ст