НАЧАЛА ЭТИКИ

Найдено 1 определение
НАЧАЛА ЭТИКИ
(«Elements pour une ethique», 1943) — фундаментальный труд по философии морали фр. мыслителя Ж.Набера. Продолжая традиции рефлексивной философии Р.Декарта, И.Канта, Мэн де Бирана и И.Г.Фихте, Набер строит свою концепцию, основным содержанием к-рой является обоснование этических ценностей, нравственного долга и внутренней свободы, на картезианской идее о том, что осознание индивидом себя в качестве мыслящего субъекта есть исходная очевидность и начало философствования. Рефлексивный метод Набера предполагает осуществление философского анализа в двух противоположных направлениях.
С одной стороны, обращение к личному моральному опыту человека, с другой стороны, выход за пределы сознания и рассмотрение того, что его обусловливает. Соответственно данный метод базируется на двух принципах: позитивном — самоутверждении («Я есть») и негативном - самоопределении («не ограничиваться самим собой»). Рефлексивный метод Набера имеет следующие характеристики: 1) рефлексия интерсубъективна; познающее Я — это не автор «Н.э.», а абстрактный субъект, задумывающийся о смысле своего бытия; 2) рефлексия является трансцендентальной, а не эмпирической; она направлена не на психологические переживания индивида, а на моральные коллизии, стоящие за ними; 3) рефлексия преследует практическую цель, ее задачей является не теоретическое познание мира, а создание системы этических ценностей, преобразование сознания и поведения человека.
В книге I «Н.э.» - «Данные рефлексии» - предпринимается анализ исходного опыта рефлексирующего субъекта: чувств вины, краха и одиночества. Опыт вины соответствует уровню отношения субъекта к себе самому. Чувство вины - результат нарушения индивидом существующих нравственных норм, сопровождающегося признанием его несоответствия своему высшему предназначению. Философским выводом из опыта вины является идея способности человека к моральной автономии. Опыт краха соответствует уровню отношений субъекта с миром. Чувство краха и связанного с ним разочарования в жизни порождается осознанием тщетности человеческой активности во враждебном мире, логика к-рого не согласуется с намерениями действующего субъекта. Философский вывод из опыта краха — утверждение о существовании принципов более значимых, чем возможность их реализации. Чувство одиночества соответствует уровню взаимоотношений субъекта с другими индивидами. Оно проистекает из отсутствия полного единства и понимания в процессе коммуникации. Философский вывод из опыта одиночества — интерсубъективный характер коммуникации. Книга II «Н.э.» - «Фундаментальное утверждение» - посвящена процедуре конституирования субъектом самого себя в качестве нравственной личности и обоснованию нравственных ценностей. Фундаментальное утверждение своего бытия в мире через способность к свободным действиям и осознание непреодолимого противоречия между идеалами чистого сознания и фактическими поступками приводит личность к необходимости постулирования нравственных ценностей.
В книге III «Н.э.» — «Существование» — совершается своего рода обратное движение от субъекта к миру. Моральная личность, этической задачей к-рой является «желание быть», устремленность к абсолютному, трансцендирует себя в мир, привнося в него собственные проекты и нравственные ценности. Лит.: Nabert J. Elements pour une ethique. Paris: PUF, 1943; Doucy E. Jean Nabert // Dictionnaire d'ethique et de philosophic morale. Paris: PUF, 1996; Levert P. Jean Nabert ou Г Exigence absolue. Paris: Seghers, 1971; Naulin P. L'ltineraire de la conscience. Etude de la philosophie de Jean Nabert. Paris: Aubier-Montaigne, 1963; Ricoeur P. L'acte et le signe selon J. Nabert // Etudes philosophiques. 1962. №3. О. И. Мочульская

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
207.14 кб

Формирование корпоративной этики машинистов железных дорог России в конце XIX начале XX вв

Сердюк Владимир Александрович
Исследуются основные проблемы, связанные с образовательным и нравственным уровнем личного состава российских железных дорог, рассматривается процесс организации «судов чести» и их роль в формировании корпоративной этики машинистов
Читать PDF
585.28 кб

Предметное поле социальной этики в русской философско-правовой мысли конца XIX - начала XX в

Барташевич Татьяна Юрьевна
Статья посвящена концептуальному осмыслению предметного поля социальной этики в русской мысли конца XIX начала XX века.
Читать PDF
92.40 кб

Концептуализация этики добродетели в русской философии права конца XIX - начала XX века (К. Д. Кавел

Барташевич Татьяна Юрьевна
Статья посвящена анализу этических взглядов представителей русской школы философии права конца XIX начала XX в. К. Д. Кавелина и Б. Н. Чичерина в контексте современных дискуссий по проблеме общественной морали.
Читать PDF
462.98 кб

Врачебная самореклама в призме медицинской этики (на материалах медицинской периодики начала XX века

Пыжова Олеся Владимировна
В статье акцентируется внимание на проблеме саморекламы во врачебном сообществе, ретроспективно рассматривается содержание понятия «саморекламы», ее видов и способов рекламирования путем сравнительного анализа различных этических