НАБЕР ЖАН

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

НАБЕР ЖАН

французский философ (Изо, Изер, 1881 —Лок-тюди, Финистер, 1960). Преподавал в лицеях в Сен-Ло(1908), Бресте (1910), Меце (1919) и в лицее Анри IV в Париже (1925). Его философия, представляющая собой размышление о человеческом сознании, развивалась под двойным влиянием — кантианской философии (изложенной, в частности, в первой философии Фихте) и философии Бергсона. У первого он заимствовал строгость рефлексии, а у второго — чувство внутренней полноты. «Внутренний опыт свободы» (1924) обнаруживает по ту сторону любого рассуждения и даже интеллектуальной интуиции «первичный опыт» воли, что является испытанием свободы и основой для любого обоснования свободы. «Элементы этики» (1943) углубляют его рефлексию об этом первичном утверждении воли, которая остается для Набера материей и источником его философии. «Очерк о зле» (1955) развивает его мысль в направлении метафизики «неоправданной» стороны мира и жизни; наконец, заметка «Божественное и Бог» («Философические очерки», сентябрь 1959) пытается привести к высшему синтезу философию поступка и философию бытия. Кроме того, он написал статью «Внутренний опыт Канта» («Журнал метафизики и морали», 1924).

Источник: Философский словарь

НАБЕР Жан
27 июня 1881, Изо, Дофине - 14 октября 1960, Локтюди, Бретань) — французский философ. Получил философское образование в Лионском университете, с 1926 — доктор философии, в 1931—41 преподавал в Лицее Анри IV (на отделении подготовки к конкурсу в Эколь Нормаль); в 1944 был назначен генеральным инспектором философии, затем — директором Библиотеки В. Кузена. Набер — продолжатель традиции рефлексивной философии Декарта, Канта, Мен де Бирана и Фихте; испытал влияние этических учений Бергсона, Ланьо и Брюнсвика.
В концепции Набера обоснование внутренней свободы личности и создание системы этических ценностей опирается на картезианское положение о том, что осознание индивидом себя в качестве мыслящего субъекта есть исходный принцип философствования. Рефлексивный метод Набера предполагает осуществление философского анализа в двух противоположных направлениях: с одной стороны, обращение к личному моральному опыту человека, с другой— выход за пределы сознания индивида и рассмотрение того, чем оно обусловлено. Соответственно данный метод базируется на двух принципах — самоутверждении («Я есть») и трансцендировании. Согласно Наберу, рефлексия подразумевает интерсубъективность, носит трансцендентальный (а не эмпирический) характер и преследует практическую цель — преобразование мировоззрения и поведения человека.
Анализ индивидуального опыта рефлектирующего субъекта (изначальных чувств вины, краха и одиночества) данных морального сознания, результатов взаимодействия с миром и межличностной коммуникации позволяет Наберу сделать вывод о способности человека к нравственной свободе, присущем ему стремлении к трансцендированию, конституировании себя в качестве морального субъекта, о наличии у него неустранимой потребности в этических ценностях и идее абсолютного.

Источник: Новая философская энциклопедия

НАБЕР Жан
(1881, Изо, Дофине, – 1960, Локтюди, Бретань) – представитель традиции рефлексивной философии, размышлявший над этическими проблемами. Получил высшее образование в Лионском университете, с 1926 – доктор философии, в 1931 – 1941 преподавал в лицее Генриха IV в Париже, в 1944 был назначен генеральным инспектором в области философии, затем – директором научной библиотеки Сорбонны. Согласно Н., рефлексивная философия представляет собой такой способ мышления, при котором собственное «я» субъекта рассматривается как исходный принцип познания и оценки. Рефлексивная философия, опирающаяся на картезианское положение о том, что осознание индивидом себя в качестве мыслящего субъекта является несомненной очевидностью, лежащей в основе фундаментального знания, позволяет человеку обрести объединяющее начало интеллектуальной деятельности. Рефлексивный метод Н. предполагает осуществление философского анализа в двух направлениях. С одной стороны, это собственно рефлексивная процедура, в ходе которой конечное сознание открывает свою принадлежность к универсальной целостности, познающей себя с его помощью. С другой стороны, это трансцендирование, в процессе которого мыслящее «я» преодолевает собственную единичность и становится конституирующим сознанием, творческим субъектом, привносящим ценности в мир. Поскольку рефлексивная философия обращается не к личному опыту конкретного человека, а к опыту субъекта, рассуждающего об истоках знания и о смысле жизни, рефлексивный метод носит трансцендентальный, а не эмпирический характер. Рефлексивная философия основывается на исследовании психологических переживаний индивида в той мере, в какой в них отражается экзистенциальная тревога перед лицом абсолютного. Рефлексивный метод имеет практическое предназначение: теоретические изыскания служат задаче построения этической системы и обоснования нравственной свободы. С точки зрения Н., применение рефлексивного метода к анализу опыта субъекта показывает, что изначальными данными сознания являются чувства вины, краха и одиночества. Человек испытывает состояние вины, переживая несовершенство собственной личности. Необходимость преодолевать сложившиеся моральные нормы, нести бремя риска и ответственности за свой выбор сопровождается острым ощущением вины и страдания. Положительный результат опыта вины – осознание трансцендентных истоков морали, понимание того, что представления конкретных людей о нравственности обусловлены более значимыми этическими ценностями. Опыт краха связан с разочарованием индивида, осознающего неизбежность крушения своих замыслов и тщетность собственных усилий, ощущающего себя заброшенным в чуждый ему мир. Положительный результат опыта краха – понимание самоценности морали независимо от возможности воплощения нравственных идеалов в реальной жизни. Опыт одиночества приходит в процессе коммуникации: личность встречается с неустранимой отчужденностью, возникающей в общении, с невозможностью адекватно понять другого человека. Положительный результат опыта одиночества – выявление интерсубъективного смысла коммуникации. Исследование данных опыта позволяет перейти к концепции исходного утверждения (affirmation originaire), знаменующего, по мнению Н., обретение человеком личностной идентичности и представляющего собой напряженное взаимодействие чистого и реального сознаний. Чистое сознание, устремляющееся к абсолютным ценностям, обладает императивной силой и является источником нравственных норм. Реальное сознание следует призыву чистого сознания к воплощению идеалов и побуждает субъекта совершать нравственные поступки. Подобно И. Канту, Н. отстаивает принцип автономии воли в морали и идею прорыва из сферы необходимости в сферу свободы посредством нравственности. Эпопея странствия сознания (itinéraire de la conscience) завершается обязанностью экзистирования: проходя путь утверждения собственного «я» и реализации моральных ценностей в мире через свободу, личность обретает подлинное существование в экзистенциальном смысле. Сознание проникается идеей абсолютного, истоки которой лежат в самой структуре человеческой субъективности. Идея экзистирования как высшего морального достижения личности венчает собой этическую систему Н.
Соч.: L’Expérience intérieure de la liberté. P., 1924 (L’Expérience intérieure de la liberté et autres essais de philosophie morale. P., 1994); Eléments pour une éthique. P., 1943 (1962, 1992); Essai sur le mal. P., 1955 (1970, 1997); Le Désir de Dieu. P., 1966 (1996). Лит.: Рикёр, П. Жан Набер об акте и знаке // Рикёр, П. Конфликт интерпретаций. М., 2002; Мачульская, О.И. Проблема обоснования морали в рефлексивной философии Ж. Набера (Опыт реконструкции) // История философии. 2003. № 10; Naulin, P. L’Itinéraire de la conscience. Etude de la philosophie de Jean Nabert. P., 1963; Levert, P. Jean Nabert ou l’exigence absolue. P., 1971; Naulin, P. Le problème de Dieu dans la philosophie de Jean Nabert. Clermont-Ferrand, 1980; Actes du colloque Jean Nabert. P., 1994. О.И. Мачульская

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.