МЮРИДИЗМ
Мюридизм
мистич. направление в исламе, сложившееся в эпоху феодализма и провозгласившее принципы равенства всех перед Аллахом в потустороннем мире, аскетическое пренебрежение к земным ценностям, самоотречение от привязанностей, мешающих «сближению» с богом. Идеи М. не нашли широкого отклика у беднейшего крестьянства, ибо не отражали его стремления к освобождению от эксплуатации, к борьбе с бесправием, а, напротив, увековечивали в имамате несправедливые социальные порядки.
Мюридизм
термин, введенный в лит-ру для обозначения мусульманского религ. мистического течения, получившего распространение на Сев. Кавказе в 19 в. В основе М. лежали идеи и культовая практика суфизма, соединенные со стремлением его сторонников (лидеры — Гази Мухаммад, Гамзат-бек и Шамиль) к борьбе против колон, политики царизма, за создание исламского теократического гос-ва (имамата). Созданный 3-м имамом Дагестана и Чечни Шамилем имамат просуществовал до 1859. Осн. опору режима составляли военизированные мюриды.
Источник: Религии народов современной России
МЮРИДИЗМ
условный термин для обозначения религ.-мистич. направления в исламе, получившего распространение на Сев. Кавказе в 19 в. Идеология М. была широко использована в Дагестане в борьбе против колониальной политики рус. царизма (20—60-е гг.). Вожди этой борьбы имамы Гази-Магомед, Гамзат-бек и Шамиль ставили своей целью создание имамата — ислам, теократич. гос-ва. М. призывал горцев следовать канонам суфизма, выполнять требования шариата и вести св. войну — джихад (газават) — против «неверных» (т. е. немусульман).
Источник: Атеистический словарь
МЮРИДИЗМ
мистическое направление, получившее распространение среди приверженцев ислама в эпоху феодализма. В основе М. лежали принципы, выработанные мусульм. деятелями Багдада и Бухары еще в XII—XIV вв. и включавшие идеи «сближения» человека с богом, равенства людей перед богом в «загробной жизни», культ бедности, призывы к самоотречению и самоуничижению. В XIX в. значение М. возросло на Кавказе в связи с войной царской России против горцев. Важным моментом в кавк. М. была идея джихада (газавата) - войны против «неверных» (русских) и против мусульман, оказавшихся на стороне «неверных» или уклонявшихся от участия в газавате. Идеология М. была использована тремя имамами - Гази-Мухаммедом, Гамзат-беком и Шамилем. Опираясь на нее, Шамиль стремился создать теократич. гос-во (имамат), жизнь в к-ром должна была строго регламентироваться шариатом. Большая роль в имамате отводилась мюридам-воинам - преданным сподвижникам имама, воспитанным в ненависти к «неверным». Идеология М. не могла способствовать успеху движения горцев Кавказа. Она не звала на борьбу с бесправием и социальным неравенством, освящала деспотич. строй имамата, помогала укреплению позиций религии и духовенства и, т. о., не представляла серьезной оппозиции феодализму. Реакционная по своему характеру идеология М. сковывала активность крестьянских масс и послужила одной из причин поражения движения горцев.
МЮРИДИЗМ
от арабск. мурид – ученик высшего мусульманского духовного наставника) – религ.-мистич. направление в исламе, получившее распространение на Кавказе в 19 в. Хотя в основе этого направления лежали принципы, выработанные еще в 12 в. аль-Кадири и дополненные затем в 14 в. Бахааддином Накшбенди идеей равенcтва людей перед богом в загробной жизни, культом бедности, призывами к самоотречению и самоуничижению, оно приобрело самостоят. значение лишь в 19 в., когда был выдвинут лозунг спасения ислама от "неверных" (царской России). Главным в М. была идея джихада (газавата) – войны как против русских, так и против мусульман, оказавшихся на их стороне или уклонившихся от участия в газавате. Идеология М. была широко использована тремя имамами – Гази-Магомедом, Гамзатбеком и Шамилем. Шамиль проповедовал идеал теократич. гос-ва (имамат), жизнь в к-ром строго регламентировалась шариатом, борьба с "неверными" объявлялась гл. условием религ. совершенствования, погибшим за дело ислама обещалось спасение души и вечное блаженство. Большая роль в имамате отводилась мюридам (отсюда и название – М.), наиболее преданным сподвижникам имама, воспитанным в ненависти к "неверным". Идеология М. была религ. оболочкой антиколониальной и антифеод. борьбы горцев. Однако, как всякая религ. идеология, она вместе с тем скрывала истинные цели борьбы, не звала на борьбу с бесправием и социальным неравенством и явилась одной из причин поражения движения горцев. Лит.: Бушуев С. К., Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля, М., 1939; Фадеев А. В., Возникновение мюридистского движения на Кавказе и его социальные корни, "История СССР", 1960, No 5; Смирнов ?. ?., Мюридизм на Кавказе, М., 1963. Н. Смирнов. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.