1823-1900) - англ. филолог и индолог, исследователь мифов, историк религии. М. принадлежит заслуга перевода и публикации ряда др.-инд. текстов, в части. «Ригведы». Был сторонником натуристич. (солярной) теории происхождения религии; появление мифов связывал с особенностями и эволюцией др. языков. Историч. концепции М. в значит, степени устарели, но в его трудах содержится богатый фак-тич. материал, помогающий понять отд. аспекты гносеологич. корней религии.
МЮЛЛЕР Фридрих Макс
МЮЛЛЕР Фридрих Макс
Источник: Атеистический словарь
МЮЛЛЕР Фридрих Макс
(Muller, 1823—1900) - англ. санскритолог-индолог, немец по происхождению; самый выдающийся представитель натуристич. (мифологич.) теории происхождения религии; считается основателем сравнит, изучения религии. Строил выводы гл. о. на изучении др.-инд. религии, памятники к-рой прекрасно знал и публиковал. В возникновении религ. верований М. приписывал особо большое значение ошибкам языка: вследствие бедности древних языков человек, с т. зр. М., обозначал разные явления одними и теми же словами (эпитетами), по сходству признаков; когда первонач. значение слов забывалось, люди начинали считать отдельные слова особыми существами, олицетворяя т. о. разл. явления в виде богов. Вначале были свои боги у каждого племени, по мере объединения племен их боги соединялись в пантеон, но так, считал М., что каждый бог сохранял самостоятельность: если к нему в данный момент обращался верующий, он считался как бы главным и даже единственным (это называется «генотеизмом», «однобожием»). Взгляды М. в свое время сыграли положит, роль, НО сейчас устарели.
МЮЛЛЕР Макс Фридрих
(1823—1900) — нем.-англ. индолог, лингвист, религиовед. Сын изв. нем. поэта Вильгельма Мюллера. Учился в Лейпцигском ун-те (1841—45), где специализировался на классич. языках, психологии и антропологии. Уже получив степень д-ра философии (1848), решил продолжить образование; изучал филологию, санскрит и религии Востока в Берлине и Париже. Проф. европ. языков и санскрита в Оксфорде (1855—75). Осн. соч.: «Очерки сравнительной мифологии» (1856), «Стружки из немецкой мастерской» (1867—75), «Введение в науку о религии» (1873), «Естественная религия» (1889), «Физическая религия» (1891), «Антропологическая религия» (1892), «Теософия, или Психологическая религия» (1897), «Шесть систем индийской философии» (1899). М. внес фундаментальный вклад в изучение др.-инд. культуры и в ознакомление европ. интеллектуалов с инд. религ. философией; перевел, прокомментировал и опубликовал на англ. языке ряд санскритских текстов, в т.ч. «Ригведу» (В 4 т. 2-е академ. изд. 1890—92). Как религиовед М. был убежденным сторонником существования в древности праиндоевроп. (арийской) религии, к-рую считал возможным реконструировать на основе сравнительного анализа древнейших сакральных текстов (Веды, Авеста) и выявления исходных корней «священного языка» ариев. Для обозначения гл. особенности этой религии он ввел термин «генотеизм», т.е. сочетание черт монотеизма и политеизма. Согл. концепции М. в религ. традициях индоевропейцев генотеизм проявлен гораздо последовательнее, чем, напр., у семитских народов. Сравнивая политеистич. мотивы Ригведы и Ветхого Завета, он приходит к выводу, что в последнем доминирует «монолатрия», т.е. запрет на почитание к.-л. или ч.-л., кроме Яхве; именно это и обеспечило привлекательность христианства в кач-ве гос. культа Римской империи и ср.-век. варварских королевств и вытеснение им традиц. арийских религий. Соч.: От слова к вере // Мюллер М. От слова к вере; Вундт В. Миф и религия. М., 2002; Египетская мифология. СПб., 2007. Е.В.Гутов Н
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь