Мытарь
Мытарь
Слово произошло от лат. Publicanus, греч. telwnhj) – так в славянском и русском Евангелии называются откупщики и сборщики податей и пошлин, которые вследствие притеснений, свойственных римской фискальной системе, возбуждали общую ненависть в населении Палестины (и других областей Римской империи – такова была тогдашняя система налогообложения). Грешник, язычник и мытарь были синонимами у евреев того времени (Mф. V, 46; Лук. V, 30). Тем не менее многие из мытарей не оставались глухи к проповеди Христовой: «Мытари и грешники варяют вы в царствии небесном» (Mф. XXI, 31). Один из мытарей был в числе апостолов (Лук. V, 27). Неделя о мытаре и фарисее – первый воскресный день, с которого начинается приготовление верующих к началу Великого Поста. Поводом к этой неделе послужила притча о Мытаре и Фарисее. Фарисей считал высшим проявлением праведности внешнее выражение почитания Бога: пост, исполнение обрядовых законов – и тем самым растил в своей душе тяжелейший грех гордыни. Мытарь же – сборщик налогов, презираемый всеми людьми, осознавал свою греховность и искренне исповедовал ее перед Богом, не считая возможным превозноситься перед кем-либо или кого-то осуждать; поэтому Господь и именует его «более оправданным». Молитва мытаря – «Боже, милостив буди мне грешному» принята Церковью как общеупотребительная, уместная всегда и для каждого из нас.
Источник: Православный церковный словарь.