Родился 23 сентября 1924 г. в г. Сумы (Украинская ССР). Окончил Московский государственный институт международных отношений (1951), аспирантуру по кафедре философии Московского областного педагогического института им. Н.К. Крупской (1957). С 1958 г. в Институте философии РАН, в 1973-1990 гг. зав. сектором, с 1990 г. в.н.с. Одновременно в 1973- 2004 гг. проф. философского факультета Московского государственного университет им. М.В. Ломоносова. В 1958 г. защитил кандидатскую диссертацию «Реакционная сущность немецкого экзистенциализма». В 1969 г. защитил докторскую диссертацию «Ос новные этапы и тенденции развития философской мысли в Швеции». Исследовал историю философии в странах Северной Европы (Швеции, Дании, Норвегии и Финляндии). Внес коррективы в определение места и времени возникновения логического позитивизма: взгляды основателей Упсальской школы предвосхитили основные идеи Венского кружка. Ввел в науч. оборот понятие «историко-философское страноведение», предметом которого является анализ развития философской мысли в контексте духовной культуры отдельных стран. Обосновал необходимость создания целостной концепции человека посредством анализа ключевых проблем, образующих категориальный каркас собственно философской концепции человека в структуре предмета философской антропологии. К таковым относятся: проблемы антропогенеза, природы, сущности и существования человека, соотношения в нем биологического и социального, внутренней свободы, деятельности и творчества, отчуждения, смысла жизни. Проанализировав новейшие обновленческие тенденции в западной социал-демократии, сделал вывод о зарождении в Западной Европе нового типа социал-демократизма, ориентированного на конвергентную модель общественного развития (социал-либерализм). Дал анализ перспектив европейской модели социального государства. Исследовал генезис политического консерватизма особого, экзистенциалистско го типа в европейской философии XIX-XX вв.
Основные публикации: Философская мысль в Швеции. М., 1972; Человек как предмет философского познания. М., 1972; Методологические проблемы исследования человека в философии // Вопросы философии. 1981. № 7; Идея создания целостной концепции человека // Человек в системе наук. М., 1989; Феномен внутренней свободы // О человеческом в человеке. М., 1991; Мятежный апостол свободы // Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994; Западная социал-демократия: Поиск обновления в условиях кризиса. М., 1998. В соавт.; Философские парадигмы «западного марксизма»: генезис и классификация // К. Маркс и современная философия. М., 1999; Западная социал-демократия: поиск обновления // Свободная мысль. 2000. № 5; Экзистенциально-персоналис тичес кая философия Н.А. Бердяева // История русской философии. М., 2001; Перспективы европейской модели социального государства // Вопросы философии. 2004. № 6; К вопросу о генезисе консерватизма экзистенциального типа // Там же. 2006. № 3. Н
МЫСЛИВЧЕНКО Александр Григорьевич
МЫСЛИВЧЕНКО Александр Григорьевич
Источник: Философы современной России. 2015 г.
МЫСЛИВЧЕНКО Александр Григорьевич
(р. 23.9.1924) — спец. по истории заруб, и отеч. философии, филос. антропологии и полит, философии. Д. филос. н., проф. Р. в г. Сумы (Украина). Окончил МГИМО (1951), аспирантуру по спец. «философия» МОПИ (1957). С 1958 работает в ИФ РАН (прежнее название - ИФ АН СССР), с 1973 по 1990 — зав. сектором, ныне — вед. н. с. Одновременно с 1973 по 2004 вел пед. работу в качестве проф. филос. ф-та МГУ. Канд. дисс. посвящена критике нем. экзистенциализма (1958), докт. дисс. — по истории филос. в Швеции (1969). М. исследовал историю филос. в странах Северной Европы — Швеции, Дании, Норвегии и Финляндии. В кн. «Философская мысль в Швеции» (1972) он внес коррективы в определение места и времени возникн. логич. позитивизма как филос. течения: взгляды основателей Упсальской школы, представлявшие собой раннюю, еще не развитую форму логич. позитивизма, предвосхитили на 15-20 лет осн. идеи Венского кружка. Ввел в науч. оборот понятие «историкофилософское страноведение», предметом к-рого является анализ развития филос. мысли в контексте дух. культуры отдельных стран. М. внес вклад в иссл. этапов и тенденций развития филос. мысли в России как советского, так и постсоветского периодов. В колл. трудах «Русская философия: Словарь» (1995), «История русской философии» (2001) и др. он, проанализировав достижения ученых 1960х, показал неправомерность негативистских попыток изобразить советский период как «подавление философии». В работах «Человек как предмет философского познания» (М., 1972; пер. на яп. язык — 1977, на болгарский — 1977), «Человек как особая форма бытия» // Философия. Учебник для вузов. М., 2005) и др. М., показав недостаточность методологии междисциплинарного («комплексного») подхода в системе человековедения, обосновал необходимость создания целостной концепции человека посредством анализа ключевых проблем, образующих категориальный каркас собственно филос. концепции человека в структуре предмета филос. антропологии. К таковым относятся: проблемы антропогенеза, природы, сущности и существования человека, соотношения в нем биол. и соц., внутр. свободы, деятельности и творчества, отчуждения, смысла жизни. Выдвинул свою интерпретацию феномена внутр. свободы человека. В обл. полит, филос. М., проанализировав новейшие обновленческие тенденции в зап. социал-демократии, сделал вывод о зарождении в Зап. Европе нового типа социал-демократизма, ориентированного на конвергентную модель обществ, развития (социал-либерализм). Дал анализ перспектив европ. модели социального гос-ва. Иследовал генезис полит, консерватизма особого, экзистенц. типа в европ. филос. XIX-XX вв. Отв. ред. и соавтор трудов: «Современная философия и социология в странах Западной Европы и Америки» (1964); «Современная марксистско-ленинская философия в зарубежных странах» (1984); «Диалектический и исторический материализм» (2-е изд., 1988); «Западная социал-демократия: Поиск обновления в условиях кризиса» (1998) и др.
Соч.: Методологические проблемы исследования человека в философии // ВФ. 1981. № 7; Идея создания целостной концепции человека // Человек в системе наук. М., 1989; К интерпретации роли Г. Лукача в развитии марксистской философии // Актуальный Лукач. Будапешт, 1989 (на нем.яз.); Феномен внутренней свободы // О человеческом в человеке. М., 1991; Мятежный апостол свободы // Н. А. Бердяев. Философия свободного духа. М., 1994; Философские парадигмы «западного марксизма»: генезис и классификация // К. Маркс и современная философия. М., 1999; Экзистенциально-персоналистическая философия Н. А. Бердяева // История русской философии. М., 2001; Западная социал-демократия: тенденции обновления и модернизации // ВФ. 2001. № 11; Перспективы европейской модели социального государства // ВФ. 2004. № 6; К вопросу о генезисе консерватизма экзистенциального типа // ВФ. 2006. № 3; статьи: Личность (в рус. филос), Маслин А. Н., Ойзерман Т. И., Пустарнаков В. Ф. и др. // Русская философия: Энциклопедия. М., 2007.
Соч.: Методологические проблемы исследования человека в философии // ВФ. 1981. № 7; Идея создания целостной концепции человека // Человек в системе наук. М., 1989; К интерпретации роли Г. Лукача в развитии марксистской философии // Актуальный Лукач. Будапешт, 1989 (на нем.яз.); Феномен внутренней свободы // О человеческом в человеке. М., 1991; Мятежный апостол свободы // Н. А. Бердяев. Философия свободного духа. М., 1994; Философские парадигмы «западного марксизма»: генезис и классификация // К. Маркс и современная философия. М., 1999; Экзистенциально-персоналистическая философия Н. А. Бердяева // История русской философии. М., 2001; Западная социал-демократия: тенденции обновления и модернизации // ВФ. 2001. № 11; Перспективы европейской модели социального государства // ВФ. 2004. № 6; К вопросу о генезисе консерватизма экзистенциального типа // ВФ. 2006. № 3; статьи: Личность (в рус. филос), Маслин А. Н., Ойзерман Т. И., Пустарнаков В. Ф. и др. // Русская философия: Энциклопедия. М., 2007.
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009