МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
совокупность мысленно осуществляемых познавательных операций над теоретическими конструкциями в условиях, аналогичных экспериментальным. (См. эксперимент, теоретическое и эмпирическое).
Ф.В. Лазарев

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

ЭКСПЕРИМЕНТ МЫСЛЕННЫЙ
разновидность эксперимента, проводимого не в реальности, а на основе информации о явлениях. Все более широко используемой формой эксперимент мысленный являются эксперименты на математических моделях процессов, проводимые на ЭВМ.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

Мысленный эксперимент
специфический теоретический метод конструирования идеализированных, реально не существующих объектов, ситуаций и состояний, позволяющий проникнуть в сущность реальных исследуемых объектов. Примером мысленного эксперимента может служить оперирование с такими мысленными, воображаемыми объектами, как тележка, движущаяся без сопротивления, ракета, перемещающаяся со скоростью света и т.д.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

ЭКСПЕРИМЕНТ МЫСЛЕННЫЙ
представление возможных экспериментов в воображаемой форме, например, посредством схем, диаграмм, блок-схем. Он позволяет представить изучаемое явление в «чистом» виде, без каких-либо побочных обстоятельств. Акцент делается на концептуальном осмыслении изучаемых явлений. Мысленный эксперимент является действенным дидактическим приемом, сочетающим в себе концептуальную чистоту с определенной формой наглядности.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
(denken — думать, мыслить; experiment — эксперимент) — термин, введённый Э. Махом и обозначающий в философии, физике и некоторых других областях науки вид познавательной деятельности, в которой структура реального эксперимента воспроизводится в воображении. Как правило, М. э. проводится в рамках некоторой модели (теории) для проверки ее непротиворечивости. При проведении М. э. могут обнаружиться противоречия внутренних постулатов модели либо их несовместимость с внешними (по отношению к данной модели) принципами, которые считаются безусловно истинными (например, с законом сохранения энергии). В некоторых случаях М. э. обнаруживает противоречия теории и «обыденного сознания», что далеко не всегда является свидетельством неверности теории. Так, знаменитый парадокс близнецов является, в сущности, М. э., демонстрирующим неприменимость «обыденного сознания» в релятивистской физике. Апории Зенона также являются М. э., демонстрирующими логическую противоречивость представлений о дискретности пространства и времени.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
особая теоретическая процедура, заключающаяся в получении нового или проверке имеющегося знания путем конструирования идеализированных объектов и манипулирования ими в искусственно условно задаваемых ситуациях. М.Э. может выступать как самодостаточный (который в принципе не может быть реализован натурно, а часто и модельно) или рассматриваться как "проигрывание" будущего реального эксперимента. Образцами самодостаточного М.Э. считаются формулировка Галилеем принципа инертности и М.Э. с пассажиром в падающем лифте А. Эйнштейна, позволивший обосновать принцип эквивалентности эффектов ускорения и тяготения. В современной науке М.Э. тесно связан с методом математической гипотезы и в целом с интерпретацией математических формализмов. В экономике, демографии и социологии, широкое распространение получили эксперименты на математических моделях экономических, демографических и социальных процессов, проводимые с помощью ЭВМ, позволяющие одновременно манипулировать различными комплексами экспериментальных факторов, берущимся в их взаимодействии между собой. Особым видом М.Э. здесь являются и сценарные разработки возможного развития хода событий. По своей логической структуре М.Э. строится по принципам гипотетико-дедуктивного рассуждения, состоящего из двух относительно самостоятельных фаз: 1) квазиэмпирической (задание наглядных образов - идеализированных объектов); 2) логико-схематической (поиск способа перевода образов на язык теории, объективации М.Э. в концептуальных положениях). Различают три типа М.Э.: 1) конструирующие М.Э., связанные с "пространированием" понятийных фундаментальных схем теории; 2) аналитические М.Э., ориентированные на построение либо примера, подтверждающего истинность теории, либо контрпримера (как правило, в форме парадокса); 3) синтетические М.Э., выступающие средством конструирования научной гипотезы. Особое место занимает М.Э. в экстраполяционном прогнозировании. Как отдельный тип М.Э. может быть рассмотрен эксперимент экс-постфактум, введенный в научный оборот в середине 30-х 20 в. американским социологом Э. Христиансеном и специально процедурно разработанный Ф. Чепиным. В нем отделение контрольной группы от экспериментальной осуществляется уже после того, как экспериментальный фактор сработал без участия со стороны экспериментатора в естественном режиме, т.е. эксперимент мысленно реконструируется на основе данных как бы "задним числом". Так, Христиансен сформулировал гипотезу о влиянии уровня образования на успех в экономической деятельности, выделил группы людей, получивших аттестаты 10 лет назад и продолживших (экспериментальная группа) и непродолживших (контрольная группа) образование и сравнил их по уровню получаемой ими зарплаты. Таким образом, эксперимент экс-постфактум выступает как средство доказательства объяснительной гипотезы через сбор информации о свершившихся событиях в выравненных по каким-либо критериям группах.
В.Л. Абушенко

Источник: Новейший философский словарь

мысленный эксперимент
МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ — форма исследования, составляющая (в отличие от традиционного эмпирического эксперимента) часть теоретического уровня познания. Само слово «эксперимент» в пер. с лат. означает «опыт». В истории познания издавна сложилась традиция под опытом понимать, прежде всего, прямое и непосредственное взаимодействие человека с интересующими его фрагментами действительности. С возникновением такого специализированного вида познания, как наука, многие авторы стали отождествлять опыт с экспериментом — одной из важнейших форм эмпирического исследования. Эксперимент долгое время рассматривался в качестве главного критерия, позволяющего надежным образом осуществить проверку производимых знаний и отделять истинные утверждения о мире от ложных.         Этому способствовало и распространение возникшей в середине 19 в. философии позитивизма, представители которой надеялись создать собственно научное мировоззрение, опирающееся исключительно на опытные данные. Дальнейшее развитие как самой философии, так и специализированного научного познания, привело ученых к пониманию невозможности строить знание о мире, исходя только из прямого чувственного контакта с объектами этого мира. Чем более глубинные уровни мирового устройства выявляли исследователи, тем меньше они имели дело с «непосредственно данным». «Действительность как она есть» постепенно замещалась теми ее образами, которые формировались в сознании ученых.         Уже в середине 20 столетия теоретический уровень познавательной деятельности существенно потеснил привычные для экспериментаторов эмпирические приемы и методы. Главным объектом, с которым теперь имеет дело исследователь, стали мысленные модели, замещающие в познавательных актах реальные предметы и явления. Выражая представления ученых о таких характеристиках действительности, которые не только невозможно зафиксировать с помощью прямого чувственного восприятия, но само действительное проявление которых является проблематичным, мысленные модели позволяют строить более полные и целостные картины мира, в которых данные, полученные на эмпирическом уровне, соединяются с характеристиками, обладающими статусом «возможно существующих».         В связи с этим особое значение в современной практике науки приобрел так называемый «М. э.», состоящий в конструировании и целенаправленном преобразовании «идеального объекта», представляющего в сознании ученого тот фрагмент действительности, на который направлено его внимание. В отличие от традиционного эксперимента, в данном случае все познавательные операции осуществляются в воображаемой реальности. Ученый, исходя из имеющихся в его распоряжении знаний, мысленно создает условия, в которых объект его интереса мог бы проявить определенные характеристики, отсутствующие в непосредственной действительности. Изменяя воображаемые условия, исследователь как бы подвергает идеальный объект различным воздействиям, фиксируя возможные изменения в его поведении.         Одним из первых ученых, использовавших в своей практике М. э., считается Г. Галилей. В современной науке этот вид познавательной деятельности распространен достаточно широко в самых различных областях. С помощью М. э. ученые получают возможность отвлекаться от некоторых ограничений, с которыми они сталкиваются в конкретных ситуациях при практическом взаимодействии с окружающим миром. В результате удается построить общее абстрактное описание действительности, «какой она могла бы быть в идеальных условиях». Сегодня теоретики создают множество различных описаний реальных и воображаемых состояний мира (так называемые «возможные миры»), что обеспечивает целостный характер научной картины мира.         С.С. Гусев

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
11.43 мб

Мысленный эксперимент и логика

Грифцова И.Н.
Обсуждается статья В.П. Филатова с точки зрения той роли, которую в мысленном эксперименте играет логика. Показывается, что эта роль зависит от того, как трактуется рассуждение и его соотношение с логическим выводом.
Читать PDF
11.47 мб

Мысленный эксперимент more geometrico

Дроздова Д.Н.
Хотя типология мысленных экспериментов разнообразна, некоторые из них претендуют на то, чтобы сообщать нам новые сведения о реальности до опыта и помимо опыта.
Читать PDF
176.30 кб

Мысленный эксперимент в философии права

Мартишина Наталья Ивановна
Дано методологическое описание мысленного эксперимента. Выделены базовые характеристики этого метода, показаны направления его применения в теоретических дисциплинах.
Читать PDF
11.52 мб

Мысленные эксперименты и априорное познание

Филатов В.П.
Мысленные эксперименты традиционно связывают с физикой. В этой науке можно найти немало замечательных образцов этого метода, особенно распространено мысленное экспериментирование в периоды научных революций.
Читать PDF
890.32 кб

Мысленные эксперименты в науке и в философии

Филатов Владимир Петрович
В маленькой книжке о философии Томас Нагель пишет: «Философия не похожа ни на естествознание, ни на математику. В отличие от первого, она не может опереться на эксперимент, но только на мышление.
Читать PDF
255.84 кб

Мысленный эксперимент: эпистемологический статус?

Балданов Сергей Владимирович
В рамках данной статьи рассматривается развернувшаяся в последние два десятилетия дискуссия между западными методологами касательно вопроса о статусе мысленных экспериментов.
Читать PDF
217.67 кб

Мысленный эксперимент как метод культурфутурологии

Соколов Аркадий Васильевич
Описываются различные типы экспериментов. Особое внимание уделяется мысленному эксперименту как основному методу футурологических исследований.
Читать PDF
417.83 кб

Декларация всеобщего эгоизма: мысленный эксперимент

Левит Леонид Зигфридович
Автор статьи исследует смысл трех главных «ударов», которые, по мнению З. Фрейда, современная наука нанесла представлениям человека о себе и своей роли во Вселенной.
Читать PDF
338.90 кб

МЫСЛЕННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ С СОЗНАНИЕМ И БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ

Фершт Виктор Михайлович
Мысленные эксперименты являются действенным вспомогательным ресурсом общего оздоровления и лечения любых болезней.
Читать PDF
2.48 мб

Специфика моделирования и мысленный эксперимент в научном познании

Иойлева Галина Валентиновна
Структурирование моделей как процесс, состоящий из ряда этапов и уровней, представляет собой современное и продолжающее постоянно возрастать научное познание действительности.
Читать PDF
688.24 кб

Моральная философия, мысленный эксперимент и неуправляемая вагонетка

Читать PDF
11.45 мб

О гносеологической и онтологической функциях мысленного эксперимента

Невважай И.Д.
В статье обсуждаются возможность получения априорного знания с помощью мысленного эксперимента. Оцениваются аргументы, отрицающие такую возможность.
Читать PDF
265.34 кб

Символика мысленного эксперимента: философско-антропологический аспект

Кретов П. В.
В статье рассмотрен вопрос о мысленном эксперименте как об одном из актуальных средств формирования картины мира в современной науке.
Читать PDF
111.52 кб

Экстраполяция понятия «Мысленный эксперимент» в отношении музыкального искусства

Кульбижеков В. Н.
Читать PDF
452.37 кб

Пересадка мозга и тождество личности: альтернативная интерпретация одного мысленного эксперимента

Секацкая М.А.
В статье показано, что существуют два контекста рассуждений о тождест ве личности: философский и психологический.