Музы

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Музы
у древних греков богини наук и искусств, дочери Юпитера и Мнемозины. В развитой греческой мифологии их считали девять: Клио (истории), Урания (астрономии), Эвтерпа (музыки), Талия (комедии), Мельпомена (трагедии), Терпсихора (танцев), Эрата (романической поэзии), Полигимния (оды), Каллиопа (эпоса).

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

МУЗЫ
В греческой мифологии девять дочерей верховного бога Зевса и богини памяти Мнемосины. Музы — богини поэзии, искусств и наук. Эрато — муза лирической поэзии, Каллиопа — поэзии эпической, Клио — муза истории, Мельпомена — трагедии, Полигимния — религиозной поэзии, Терпсихора — танца, Талия — комедии, Урания — астрономии, Эвтерпа — эротической поэзии. Как правило, Музы сопровождают бога Аполлона, имеющего прозвище Мусагет, то есть «водитель муз».
Музы обитают на горе Олимп. Они не терпят соперничества. Так, они лишили зрения и отняли музыкальный дар у кифареда Тамириса, который осмелился вызвать их на состязание.
Среди потомства Муз — корибанты и сирены, а также певцы Орфей и Лин.

Источник: Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия.

Музы
Музы (M Μοΰσαι) – мифические женские существа у древних греков. Гомер (в Илиаде) и древнейшая поэзия чаще называют лишь одну музу (Μοΰσα, дор. Μωσα, может быть от слова μάομαι, «замышлять»), знающую все, что человек жаждет знать о богах, тайнах мироздания и судьбах героев; она обо всем этом подает весть воспевающим героев рапсодам. Гомеровские музы живут на Олимпе и увеселяют пением пирующих богов. Они любят и поддерживают певца, который признает, что он всем им обязан, и наказывают дерзновенных, думающих превзойти их в пении: так, они ослепили за это фракийского певца Фамирида и лишили его дара пения. Во многих местностях древней Греции встречается представление о трех музых (Mελέτη, Μνήμη и Λοιδή), соединяемых с Аполлоном и часто смешиваемых с харитами (см.) или нимфами источников; предполагают, впрочем, что музыми первоначально вообще были богинями источников. Позже главными местами почитания муз были беотийские города Аскра и Феспии, на склонах Геликона, где находились и древние школы прорицателей и певцов; такое же соединение школы с центром культа, вероятно, существовало и в Пиерии, у сев. подножия Олимпа, на родине почитания муз, называвшихся отсюда Пиеридами. Уже в «Одиссее» (см.) муз считается девять. Имена их со времен Гезиода («Феогония», 77), установились следующие:
· Каллиопа (Καλλίοπη) (по Гезиоду «знатнейшая» из всех муз) – одна из 9 муз, «прекрасноголосая», первая из дочерей Зевса и Мнемозины, самая уважаемая между сестрами, спутница царей и покровительница сопровождающих их певцов, воспевающих подвиги героев давних лет; чаще всего представляется покровительницей эпической поэзии. Ее детьми считались многие поэты (Орфей, Гомер), Гименей, Сирены, Корибанты и т. д. В скульптуре Каллиопа. изображалась то с флейтой, то с тригоном, то без всяких атрибутов;
· Клио (Κλειώ) – муза истории; изображается обыкновенно со свитком в руках. На геркуланской фреске она держит в руках раскрытый папирус; рядом с ней стоит корзина со свитками рукописей. Иногда атрибутом ее являются солнечные часы, так как она наблюдает за порядком во времени;
· Евтерпа (Εύτέρπη, т. е. увеселяющая) – муза лирической поэзии и музыки. Изображалась с двумя флейтами;
· Талия (Фалия) (Θάλεια, Тhаliа – цветущая): в эллинистическом каноне муз – представительница комедии, изображавшаяся в произведениях искусства в виде молодой девушки в легкой, иногда мохнатой одежде, с жезлом в руке;
· Мельпомена (Μελπομένη = поющая) – как указывает само имя, была первоначально представительницей песни вообще, затем жалобной, печальной песни и наконец трагедии. Как муза более серьезных по чувству поэтических произведений, она имеет более строгий и серьезный облик, чем остальные ее сестры. Изображалась она девушкой громадной величины (в связи с исполинскими фигурами героев трагедии); голова ее украшалась строфием (повязкой) и венком из виноградных листьев. Одеждой ей служила длинная сирма (σύρμα) и театральная мантия; как символ трагедии, она имела на ногах котурны. В руках у нее были: в одной – трагическая маска, в другой – палица – знак героической силы;
· Терпсихора (Τερψυχορα) – одна из девяти муз. Позднее стада музой танцев и хорового пения. Изображалась в виде молодой девушки с улыбающимся лицом, украшенной венком и держащей в одной руке лиру, а в другой – плектр;
· Эрато – муза любовной поэзии. Атрибут – кифара. Персонаж древнегреческих мифов (греч. Ἐρᾰτώ, лат. Eratō ), популярный образ и символ в исскустве.;
· Полигимния (Πολυύμνια, или чаще Πολυμνία) – одни считали ее изобретательницей лиры, другие – покровительницею танцев, пантомим, даже истории и геометрии. В изображениях муз, как группами, так и в отдельности, Полигимнией считается обыкновенно фигура, плотно закутавшаяся в одежду и облокотившаяся на скалу. Лучший экземпляр подобного типа находится в Берлине;
· Урания – представительница астрономии и астрономического эпоса; в искусстве она изображалась с небесным шаром.
Родителями муз слыли в мифологии Зевс и Мнемозина. Значение их долго ограничивалось поэзией, пением и хороводной пляской, которым, по представлению поэтов, они покровительствовали как бы сообща. Более точное различение между областями отдельных муз ведет свое начало лишь со времен ученой александрийской эпохи. Созданные в это время изваяния муз невозможно обозначить отдельными названиями, за недостатком подписей и вследствие колебаний и противоречий в кратких описаниях и в подписях к мозаикам римского времени. В эпоху римской империи легче провести границу между призваниями большинства Муз, а также и изображениями их.
На развитие художественных типов муз повлиял дельфийский храм Аполлона, на фронтоне которого изображены были Аполлон и музы; важную роль сыграли и группы у Геликона, созданные, большей частью, Кефисодотом, отцом Праксителя. В Мантинее найдены недавно рельефы подножий, из которых один изображает состязание Аполлона с Марсием, а на каждом из двух других изображены по три музы, очень сходные с Гермесом Праксителя: по меньшей мере концепция фигур муз принадлежит здесь Праксителю, или же они скопированы с его так наз. Феспиад. Как богини пения, музы находятся в тесной связи с Аполлоном, любителем музыки и пения: его называли «предводителем муз» (Mουσαγέτης).
Ср. Deiters, «Ueber die Verehrung der Musen bei den Griechen» (Бонн, 1868); Trendelenburg, «Der Musenchor» (Б., 1876); O. Bie, «Die Musen in der antiken Kunst» (Б., 1887); таблицы (1–3) в «Bull. de corresp. hellen.» (Афины, 1888); ст. Overbeck'a (в «Berichte d. Sächsischen Ges.», 1888) и W. Mayer'a (в «Mitteil. d. Kais. Deutsch, archäol. Instit.», афинск. отд., т. XVII, Афины, 1892). – У римлян соответствовавшими Музам богинями-покровительницами поэзии были Камены.

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.

Похожие термины:

  • МУЗЫ, мусы

    греч.) – «мыслящие» – вначале богини пения, позднее богини поэзии, искусств и наук, дочери Зевса и Мнемосины (вариант: Урана и Геи). Сначала упоминались три музы: Мелета («размышление»), Мнема («памят