Мужество

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Мужество

Смелость в бою является не единственной и, возможно, даже не наиболее важной формой мужества. Есть также мужество переносить бедность, мужество переносить насмешки, мужество переносить враждебность толпы. Здесь даже самые храбрые солдаты часто оказываются в жалком положении. И главное - есть смелость спокойно и сдержанно думать перед лицом опасности, сдерживая порыв панического страха или ярости.

Источник: Философский словарь разума, материи, морали

МУЖЕСТВО

- 1) в античной философии не только воинская смелость и готовность бороться несмотря на отсутствие очевидного перевеса сил над врагом, но и одна из основных добродетелей - самообладание, владение разумом низшими движениями души; 2) у Фомы Аквинского - сила духа, готовность идти на преодоление того, что препятствует достижению высшего блага; и в античной философии, и у Фомы мужество вторично по отношению к мудрости, но совершенное мужество у Фомы имеет благодатный характер. 3) П.Тиллих связал мужество с дерзанием и риском веры, с противодействием силам небытия, наступающим отовсюду на веру, противодействием сомнениям и ненадежности, которые могут проявиться в самой вере: "Этот элемент ненадежности в вере невозможно устранить, его необходимо принять. И элементом веры, который принимает это, является мужество".

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

МУЖЕСТВО
моральное качество, характеризующее поведение и моральный облик человека, к-рому присущи смелость, стойкость, выдержка, самообладание, самоотверженность, чувство собственного достоинства. Выражается в способности человека действовать решительно и наиболее целесообразно в опасной и сложной обстановке, в умении мобилизовать все свои силы на достижение стоящей перед ним цели и в готовности пойти в случае необходимости на самопожертвование. Хотя М. - специфически волевое свойство личности и обычно связывается с особенностями психики человека, в истории морального сознания М. всегда придавался определенный социальный смысл. В классово антагонистическом об-ве М. чаще всего понимали как достоинство определенного сословия. Идеолог рабовладельческого об-ва Платон, напр., трактовал М. как специфическое качество касты воинов (тогда как добродетель мудрости приписывалась правителям и философам, а умеренность -трудящимся). Такое понимание М. сохраняется и в феодальном об-ве, где оно трактуется как добродетель рыцарства. Подлинно нравственный смысл вкладывает в понятие М. лишь коммунистическая мораль, к-рая применяет его для оценки соответствующих действий всякого человека, независимо от его социального положения, и в любой сфере жизни (в труде, в бою, в политике, во взаимоотношениях между людьми -смелость новатора, мужественное признание собственных ошибок, открытая критика невзирая на лица и т. д.). М. рассматривается коммунистической моралью как качество, необходимое для проявления героизма.

Источник: Словарь по этике

МУЖЕСТВО
этическая добродетель, характеризующая нравственную меру в преодолении страха; одна из четырех кардинальных добродетелей античности (наряду с умеренностью, мудростью и справедливостью). Систематический анализ М. дал Аристотель. По его мнению, М. есть преодоление страха смерти в тех случаях, когда смерть считается достойной, прекрасной и отношение к ней характеризует нравственные качества индивида. М. означает готовность оплатить добродетельность поведения риском собственной жизни: «Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужествен, и в этом мужество». В качестве типичных, общественно закономерных такие ситуации возникают в военных битвах. М. как этическая добродетель и война как общественное отношение соотнесены друг с другом. М. можно также, по Аристотелю, определить как этически достойный способ поведения человека в бою; отсюда — представление о нем как мужской добродетели (соответствующий др.-греч. термин, как и рус. «мужество», является однокоренным со словами «муж», «мужчина»). Хотя М. представляет собой середину между страхом и безумной отвагой, тем не менее оно ближе ко второй крайности и поэтому выступает как способность стойко переносить страдания, прежде всего физическую боль.
М. этически санкционирует воинскую деятельность как важную функцию аристократических сословий (напр., в идеальном гос-ве Платона М. — специфическая добродетель стражей). С переходом от греч. античности к рим. термин «М.» (лат. — virtus) становится одновременно синонимом доблести и добродетели. М. — центральная добродетель средневекового рыцарского этоса, теснейшим образом связанная с понятием чести. М. ценится также мещанской моралью, хотя здесь оно уже не рассматривается в качестве кардинальной добродетели и теряет преимущественное значение воинской доблести. Девальвация и трансформация М. стали важнейшими выражениями и результатами сдвига в общественных нравах, в ходе которого «промышленный дух одержал победу над военным и аристократическим духом» (Ф. Ницше). В филос. этике Нового времени М. низводится до второстепенной темы. Т. Гоббс отказывает М. в статусе гражданской добродетели, а страх смерти рассматривает в качестве продуктивной силы, способствующей установлению мира. У Б. Спинозы оно находится почти в самом конце обширного каталога аффектов. И. Кант определяет понятие М. как способность «отваживаться на то, что велит долг», считая, что есть опасности, для преодоления которых нужно больше М., чем для поединка в бою или на дуэли (таков, напр., страх насмешки, глумления). Усилия Ницше вернуть М. на верхние этажи этической иерархии и восстановить его первоначальный смысл добродетели воина-аристократа остались одиночными. В настоящее время М. чаще употребляется в расширительном содержании, как синоним нравственной твердости. Оно по преимуществу выступает как общечеловеческая позиция и все больше теряет значение мужской добродетели. Такому смещению акцентов в понимании М. в значительной степени способствуют современные теории и практические опыты ненасилия, в которых ненасильственная борьба со злом и несправедливостью интерпретируется как более мужественная, чем насильственная. М. Ганди говорил, что для ненасильственной борьбы нужно во много раз больше М., чем для насильственней. Углубление смысловых акцентов и расширительное понимание М. как «М. быть» в философии 20 в. типично прежде всего для экзистенциализма.
О Цицерон. Об обязанностях. Кн. I // О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1974; Аристотель. Никомахова этика. Кн. III // Соч.: В 4т. М., 1984. Т. 4; Платон. Лахет//Диалоги. М., 1986; Оссовская М. Рыцарский этос // Рыцарь и буржуа. М., 1988; Тиляих П. Мужество быть // Избр. Теология культуры. М., 1995. А.А. Гусейнов

Источник: Философия: энциклопедический словарь

МУЖЕСТВО
этическая добродетель, характеризующая нравственную меру в преодолении страха; одна из четырех кардинальных добродетелей античности (наряду с умеренностью, мудростью и справедливостью). Систематический анализ М. дал Аристотель. По его мнению, М. есть преодоление страха смерти. Речь идет не о всякой смерти, ибо она может наступить от причин, к-рые не подвластны человеку, — болезней, несчастных случаев, и не о всех сопряженных со смертельным ужасом вещах, ибо некоторые из них (пожары, бури и т.п.) одинаково ужасны для всех, и страх по отношению к ним является нормальной, здоровой реакцией человека. Предмет М. — смерть, к-рая считается достойной, прекрасной и отношение к к-рой характеризует нравственные качества индивида. М. представляет собой сознательный выбор в ситуации, когда добродетельность поведения может быть оплачена только риском собственной жизни. «Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужествен, и в этом мужество» (ММ, 1191а 24).
В качестве типичных, общественно закономерных такие ситуации связаны с военными битвами. М. как этическая добродетель и война как общественное отношение взаимно соотнесены друг с другом. М. можно также, по Аристотелю, определить как этически достойный способ поведения человека в бою; отсюда — представление о нем как о мужской добродетели (соответствующий греч. термин «dv5peia», как и рус. «мужество», является однокоренным со словами «муж», «мужчина»). Хотя М. представляет собой середину между страхом и безумной отвагой, тем не менее оно ближе ко второй крайности; поэтому оно выступает как способность стойко переносить страдания, прежде всего физическую боль. Существуют мотивы и соответствующие типы поведения, к-рыс очень похожи на М. и часто даже считаются таковыми, но тем не менее в прямом смысле М. не являются. Их, по Аристотелю, пять: а) гражданское мужество, когда преодоление опасностей войны стимулируется страхом бесчестия или возможного наказания; б) опытность, когда эффективное поведение в бою вызвано просто умением, квалификацией воина; в) ярость, когда противостояние опасности является чисто аффективным; г) самонадеянность, проистекающая часто из-за предыдущих побед и похожая на самонадеянность опьянения; д) незнание опасности. Во всех случаях преодоление страха смерти обусловлено внешними по отношению к добродетели причинами; они, хотя и стимулируют мужественное поведение в некоторых пределах, тем не менее не гарантируют его.
В отличие от них мужественный человек противостоит опасностям во имя прекрасной цели, и такой способ поведения сам по себе считает добродетельным; для него М. имеет самоценное значение и является достаточным мотивом поведения. М. - одна из центральных добродетелей аристотелевского этоса, являвшегося господствующим в общественных нравах античности и средневековья. Оно этически санкционирует воинскую деятельность как важную функцию привилегированных сословий (напр., в идеальном государстве Платона М. — специфическая добродетель стражей).
В течение всей добуржуазной эпохи аристотелевское понимание М. остается общепризнанным, а само М. сохраняет статус одной из кардинальных добродетелей.
С переходом от греч. античности к рим., к-рая является больше воинственной, чем духовной, значение М. даже возрастает; оно в одном из лат. звучаний (virtus) становится одновременно синонимом доблести и добродетели. М. - центральная добродетель средневекового рыцарского этоса, теснейшим образом связанная с понятием чести. Высокая оценка М. свойственна также мещанской морали, хотя здесь оно уже не рассматривается в качестве кардинальной добродетели и теряет преимущественное значение воинской доблести. Девальвация и трансформация М. стала одним из важнейших выражений и результатов сдвига в общественных нравах, в ходе к-рого «промышленный дух одержал победу над военным и аристократическим духом» (Ф.Ницше). Соответственно этому изменению М. становится второстепенной темой в философской этике Нового времени. Т.Гоббс отказывает М. в статусе гражданской добродетели, а страх смерти рассматривает в качестве продуктивной силы, способствующей установлению мира. У Б.Спинозы оно находится почти в самом конце обширного каталога аффектов. И.Кант определяет понятие М. как стойкость в исполнении долга и, следовательно, противодействия склонностям; быть мужественным — «отваживаться на то, что велит долг». Он считает, что есть опасности, для преодоления к-рых нужно больше М., чем для поединка в бою или на дуэли (таков, напр., страх, связанный с насмешками, глумлением). Усилия Ницше вернуть М. на верхние этажи этической иерархии и восстановить его первоначальный смысл добродетели воина-аристократа остались одиночными.
В настоящее время понятие «М.» чаще употребляется в расширительном смысле, как синоним нравственной твердости, такой решительности в отстаивании нравственных убеждений, к-рая не считается с возможными потерями (не только с физическими, но одновременно и даже прежде всего с потерями материальными, социальными, психологическими). Оно по преимуществу выступает как гражданская позиция и все больше теряет значение мужской добродетели. Такому смещению акцентов в понимании М. в значительной степени способствуют современные теории и практические опыты ненасилия, в к-рых ненасильственная борьба со злом и несправедливостью интерпретируется как более мужественная, чем насильственная. М.Ганди говорил, что М. ненасилия во много раз превосходит М. насилия. Лит.: Аристотель. Никомахова этика [III] // Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984; Платон. Лахет// Платон. Диалоги. М: Мысль, 1986; Тиллих П. Мужество быть//Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М.: Юристъ, 1995; Цицерон. Об обязанностях [I] // Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М.: Наука, 1974; Оссовская М. Рыцарский этос // Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М.: Прогресс, 1988. А. А. Гусейнов

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

МУЖЕСТВО
добродетель, характеризующая нравственную меру в преодолении страха; одна из четырех кардинальных добродетелей Античности (наряду с умеренностью, мудростью и справедливостью). Систематический анализ мужества дал Аристотель. По его мнению, мужество есть стимулированное нравственными мотивами преодоление физической боли, ужасов, страха смерти. Речь идет не о всякой смерти, ибо она может наступить от причин, которые не подвластны человеку (болезней, несчастных случаев), и не о всех сопряженных со смертельным ужасом вещах, ибо некоторые из них (пожары, бури и т. п.) одинаково ужасны для всех и страх по отношению к ним является нормальной, здоровой реакцией человека. Предмет мужества — смерть, которая считается достойной, прекрасной и отношение к которой характеризует нравственные качества индивида. Мужество представляет собой сознательный выбор в ситуации, когда добродетельность поведения может быть оплачена только риском собственной жизни. «Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужествен, и в этом мужество» (ММ. 1191 а 24). В качестве типичных и закономерных такие ситуации связаны с военными битвами; мужество как этическая добродетель и война как общественное отношение взаимно соотнесены друг с другом. Мужество можно также, по Аристотелю, определить как этически достойный способ поведения человека в бою; отсюда представление о нем как мужской добродетели (соответствующее греч. слово как и русское «мужество», является однокоренным со словами «муж», «мужчина»). Хотя мужество представляет собой среднее между страхом и безумной отвагой, оно ближе к отваге, поэтому выступает как способность стойко переносить страдания, прежде всего физическую боль. Существуют мотивы и соответствующие типы поведения, которые очень похожи на мужество и часто даже считаются таковыми, но тем не менее в прямом смысле им не являются. Их, по Аристотелю, пять: а) гражданское мужество, когда преодоление опасностей войны стимулируется страхом бесчестия или возможного наказания; б) опытность, когда эффективное поведение в бою вызвано просто умением, квалификацией воина; в) ярость, когда противостояние опасности является чисто аффективным; г) самонадеянность, проистекающая часто из-за предыдущих побед и похожая на самонадеянность опьянения; д) незнание опасности. Во всех этих случаях преодоление страха смерти обусловлено внешними по отношению к добродетели причинами; они, хотя и стимулируют мужественное поведение в некоторых пределах, тем не менее не гарантируют его. Мужественный человек противостоит опасностям во имя прекрасной цели и такой способ поведения сам по себе считает добродетельным; для него мужество имеет самоценное значение и является достаточным мотивом поведения.
Мужество — одна из центральных добродетелей аристократического этоса, являвшегося господствующим в общественных нравах Античности и Средневековья. Оно этически санкционирует воинскую деятельность как важную функцию привилегированных сословий (напр., в идеальном государстве Платона мужество — специфическая добродетель стражей). В течение всей добуржуазной эпохи аристотелевское понимание мужества остается общепризнанным, а само мужество сохраняет статус одной из кардинальных добродетелей. С переходом от греческой Античности к римской, которая является в большей степени воинственной, чем духовной, значение мужества даже возрастает; в одном из латинских звучаний (virtus) оно становится одновременно синонимом доблести и добродетели. Мужество — центральная добродетель средневекового рыцарского этоса, теснейшим образом связанная с понятием чести. Высокая оценка мужества свойственна также морали мещанства, хотя здесь оно уже не рассматривается в качестве кардинальной добродетели и теряет преимущественное значение воинской доблести.
Девальвация и трансформация понятия мужества стала одним из важнейших выражений и результатов сдвига в общественных нравах, входе которого, по Ф. Ницше, «промышленный дух одержал победу над военным и аристократическим духом» («По ту сторону добра и зла», § 239). Соответственно этому изменению мужество становится второстепенной темой в философской этике Нового времени. Гоббс отказывает ему в статусе гражданской добродетели, а страх смерти рассматривает в качестве продуктивной силы, способствующей установлению мира. У Спинозы оно находится почти в самом конце обширного каталога аффектов («Этика», ч. III. Определение аффектов). Кант определяет понятие мужества как умение противостоять врагу нравственного образа мыслей в нас самих, т. е. склонностям; быть мужественным — отваживаться на то, что велит долг. Он считает, что есть опасности, для преодоления которых нужно больше мужества, чем для поединка в бою или на дуэли (таков, напр., страх, связанный с насмешками, глумлением). Усилия Ницше вернуть мужество на верхние этажи этической иерархии и восстановить его первоначальное понимание как добродетели воина-аристократа остались одиночными. В настоящее время понятие чаще употребляется в расширительном смысле — как синоним нравственной твердости, стойкости духа перед лицом тяжелых испытаний, а также такой решительности в отстаивании нравственных убеждений, которая не считается с возможными потерями (не только физическими, но и материальными, социальными, психологическими). Оно все больше теряет значение мужской добродетели. Смещению акцентов в понимании мужества в значительной степени способствуют современные теории и практические опыты ненасилия, в которых ненасильственная борьба со злом и несправедливостью интерпретируется как более мужественная, чем насильственная (по Ганди, мужество ненасилия во много раз превосходит мужество насилия). Содержание понятия также претерпевает изменения: в соотношении внутренних страхов и внешних опасностей возрастает удельный вес первых.
Лит.; Аристотель. Никомахова этика [III].— В кн.: Аристотель. Соч. В 4 т., т. 4. M., 1984: Платон. Лахет.— В кн.: Платон. Диалоги. М., 1986; Цицерон. Об обязанностях (I).— В кн.: Цицерон. О старости, о дружбе, об обязанностях. М., 1974; ТиллихП. Мужество быть.— В кн.: Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995; Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1988.
А. А. Гусейнов

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
135.69 кб

Давыдова Л.В. Мужество знать. А.А. Зиновьев о глобальном сверхобществе и посткоммунистической России

Передерий С. В.
Читать PDF
125.79 кб

Мужество быть смертным

Севрюкова Екатерина Сергеевна
В ХХ в. в философии осмысляются такие феномены бытия человека, как отчаяние, тревога, страх. Страх смерти всегда присущ жизни человека, и человек ищет способы борьбы с ним.
Читать PDF
266.01 кб

Мужество, справедливость, философия: читая «Лахета» Платона

Маяцкий Михаил Александрович
Тема мужества и военно-вирильной доблести далека от чистого академизма, и самая, по видимости, мирная политическая и социальная повестка может неожиданно актуализировать ее.
Читать PDF
239.01 кб

Мужество и страх в контексте оппозиции деятельности и бездеятельности человека: екзистенциальный асп

Снитько Д. Ю.
Цель.
Читать PDF
239.01 кб

Мужество и страх в контексте оппозиции деятельности и бездеятельности человека: екзистенциальный асп

Снитько Д. Ю.
Читать PDF
4.09 мб

«Мужество безвкусицы» или неумение читать

Садовников Валерий Николаевич
Читать PDF
1.60 мб

Категория «Мужество быть» П. Тиллиха: онтология, теология, этика

Лифинцева Татьяна Петровна
Читать PDF
2.45 мб

Мужество - дело духовное (герменевтика христианской добродетели)

Гришин Сергей Николаевич
В статье раскрывается церковный смысл понятия мужества как доминирующего проявления высших духовных сил человека в его жизнедеятельности.
Читать PDF
143.63 кб

Мужество как искусство различать

Алымова Елена Валентиновна
Статья посвящена теме мужества в философии Платона. Отправным текстом стал диалог Платона «Лахет», где мужество как добродетель проблематизировано.
Читать PDF
722.38 кб

«Мужество» как путь к бессмертию: к проблеме визуализации архетипа мужества в античной скульптуре вр

Фуртай Франциска
Каждая историческая эпоха и культура поразному видели смысл человеческого существования. Но было и нечто общее. Это общее определялось экзистенциальным смыслополаганием культуры.
Читать PDF
2.43 мб

Неаутентичность комфорта или мужество быть несвоевременным

Кочнев Роман Леонидович
Статья представляет собой комментарий и дополнительное исследование к переводу на русский язык статьи американского философа Чарльза Гиньона «Аутентичность», опубликованного в этом журнале.
Читать PDF
204.44 кб

О духовности мужества

Голик Надежда Васильевна
Читать PDF
0.00 байт

Тема мужества в этике Аристотеля

Елена Валентиновна Алымова
В статье рассматривается концепт мужества в этике Аристотеля (главным образом — в «Никомаховой этике»).
Читать PDF
0.00 байт

"ДВА МУЖЕСТВА": К КОНЦЕПЦИИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ С. МАДДИ

Митрофанова Елена Николаевна
Предпринята попытка анализа философских оснований (П. Тиллих, С. Къеркегор и др.) более поздней психологической концепции «жизнестойкости» американского психолога С. Мадди.
Читать PDF
182.96 кб

Аквинат о мужестве

Эдвард Борис Хамфри Скидельский
В данной статье обсуждается предложенная Фомой Аквинским интерпретация аристотелевского концепта мужество (andreia, fortitudo), которая представляет собой образец характерной для него стратегии христианизации Аристотеля, состоящей

Похожие термины:

  • Плодородие, доблесть, храбрость, мужество, сила, благородство, совершенство

    Философский смысл термина: Доблесть (Гомер); совершенство, обретаемое человеком не с помощью силы, а стремлением к мудрости (Ксенофан); славные деяния (Геродот); высшие качества, проявляющиеся при а
  • МУЖЕСТВО БЫТЬ

    The courage to be») — произведение П. Тиллиха, опубликованное в 1952. Вначале Тиллих рассматривает понятие «мужество» в этическом и историко-философском аспекте, анализируя учения Платона, Аристотеля, св. Ф
  • Чувство, страсть, храбрость, мужество, порыв, наслаждение, дух

    Философский смысл термина: Память, мысль, воля (стоики, Цицерон); чувство, ощущение, сознание (Овидий); мнение, суждение (Цицерон, Плиний Старший)
  • Жизнь, душа, дух, мужество

    Философский смысл термина: Дыхание жизни, относящееся к сфере эмоций (Гомер); дух, страстное желание, воля (Гомер, Геродот); страсть, наряду с вожделением, относящаяся к (животной) части души (Платон).