один из центров пропаганды науч. атеизма, находится в Ленинграде, в здании б. Казанского собора. Открыт в 1932. Экспозиции освещают борьбу науч. и религ. мировоззрений, историю становления материализма, атеизма, разоблачают реакц. деятельность церкви и т. д. В фондах музея - археологич. находки, предметы культа, произведения искусства. Имеется библиотека с отделом редких книг и архив с материалами, относящимися к профилю музея. Коллектив М. и. р. и а. ведет науч.-исследоват. и пропагандист, работу.
МУЗЕЙ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА
МУЗЕЙ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА
Источник: Атеистический словарь
Музей истории религии и атеизма
один из крупнейших в нашей стране центров пропаганды научного атеизма, основанный в Ленинграде в помещении бывшего Казанского собора в 1932 г. Музей располагает значительными фондами, отражающими различные этапы истории развития научного атеизма, разоблачающими деятельность религ. орг-ций и т. д. Широко представлены материалы, характеризующие кризисное состояние религии и церкви в наши дни. Вместе с тем в музее ведется большая исследовательская работа, выпускаются сборники научных трудов. М. и. р. и а. имеется также в г. Львове.
МУЗЕИ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА
(Государственный МИРиА) научно-просветит. учреждение в системе Мин-ва культуры РСФСР, всесоюзный центр по пропаганде атеизма музейными средствами. Крупнейший и старейший в СССР МИРиА, раскрывающий вопросы истории религии и атеизма, от возникновения религ. представлений в первобытн. об-ве до наших дней, показывающий борьбу научн. и религ. мировоззрений. МИРиА основан в 1932 в Ленинграде в здании быв. Казанского собора. В его коллекциях насчитывается 174 тыс. экспонатов. Кроме экспозиции в МИРиА существует научн. библиотека, в составе к-рой - коллекция старопечатных изданий, отдел рукописей. МИРиА издает сборники научн. трудов, в том числе ежегодно сб. «Музеи в атеистической пропаганде».
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
МУЗЕЙ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА
один из крупнейших музеев Сов. Союза, важный центр пропаганды научно-атеистич. мировоззрения; находится в Ленинграде, в здании б. Казанского собора, сооруженном в 1801—1811. Решение об учреждении Музея было принято Президиумом АН СССР 7 сент. 1930 и утверждено Секретариатом ЦИК СССР 26 апр. 1931. Открытие Музея состоялось 15 ноября 1932. Основу фондов Музея составили экспонаты антирелиг. выставки, устроенной в 1930 в залах Зимнего дворца по инициативе группы научных сотрудников ряда учреждений АН СССР, возглавлявшийся проф. В. Г. Богоразом-Таном. С ноября 1961 Музей перешел из системы АН СССР в ведение Мин-ва культуры РСФСР и превращен в атеистич. научно-методич. центр для музеев Росс. Федерации и страны в целом. Музей собрал обширные коллекции экспонатов по проблемам истории религии и атеизма, создал специализир. библиотеку и фототеку. Его коллектив составляют опытные научные сотрудники, работой к-рых в разное время руководили В.Г.Богораз-Тан, Г. П. Францев, В. Д. Бонч-Бруевич, С. И. Ковалев.
В наст. вр. в Музее функционирует 8 экспозиционных отделов: «Наука и религия» (вводный отдел), «Происхождение религии», «Религия и атеизм античного мира», «Религии Востока», «Происхождение христианства», «Религия и атеизм на Западе», «История православия и русского атеизма», «Преодоление религ. пережитков в период развернутого строительства коммунизма в СССР» (заключит, отдел). Кроме того, имеются экспозиции, посвященные замечат. русскому зодчему, строителю б. Казанского собора А. Н. Воронихину и великому русскому полководцу М. И. Кутузову, могила к-рого находится в здании Музея.
Фонды М. и. р. и а. постоянно пополняются. В 1946 ему были переданы коллекции б. моек. Центр, антирелиг. музея. Всего Музей имеет ок. 150 тыс. экспонатов. В их числе графич. и археол. материалы, предметы культа, картины, скульптуры. Имеются произведения И. К. Айвазовского, В. М. Васнецова, А. И. Иванова, В. Е. и К. Е. Маковских, Г. Г. Мясоедова, П. Е. Мясоедова, В. И. Сурикова, М. М. Антокольского, Ф. И. Шубина и др. русских, а также зап.-европ. художников XVI—XIX вв. Значит. интерес представляет серия офортов и автолитографий К. Кольвица, офортов Ф. Гойи и гравюр У. Хогарта. К редким коллекциям Музея следует отнести культовые предметы, характеризующие шаманство у удэгейцев, нанайцев, чукчей, эскимосов и др. Имеются также ценные материалы по исламу, иудаизму, буддизму, ламаизму, даосизму, в частности ценнейшее собрание лубочных картин (ок. 1000), собранных в 1906 - 1907 акад. В. М. Алексеевым в Китае, собрание будд.-ламаитских икон, храмовая экспозиция «будд. рай», привезенная экспедицией АН СССР в 1940, и 227 рисунков, относящихся к даосскому пантеону. Коллекции Музея позволяют глубоко научно раскрывать проблемы происхождения и развития осн. религий мира, историю атеизма, борьбу материализма с идеализмом. Библиотека Музея - самое крупное в Сов. Союзе книжное собрание по вопросам истории религии и атеизма. Ее фонд насчитывает более 70 тыс. единиц. Важное значение для научно-исследоват., научно-экспозиционной и пропагандистской работы по проблемам религии и атеизма имеют также существующий в Музее рукописный отдел. Наибольшую ценность представляют коллекции рукописных книг XV—XVIII вв. и материалов по сектантству, особенно из фонда В. Д. Бонч-Бруевича. Коллектив Музея ведет значит. научно-исследоват. работу. Только с 1955 по 1962 его сотрудниками было опубликовано свыше 50 книг и брошюр, 9 путеводителей, 5 альбомов-выставок, большое число статей. Издается «Ежегодник Музея». Работой коллектива руководит ученый совет, в состав к-рого входят крупные ученые Ленинграда и Москвы. Музей тесно связан с научными учреждениями АН СССР. Популярность Музея, отражающая его роль в пропаганде научного атеизма, весьма велика. В 1957 его посетило 317 тыс., в 1959—465 тыс., а в 1963 - 700 тыс. чел. Опыт работы Музея используется не только в СССР, но и в странах нар. демократии. Со мн. ведущими атеистами Болгарии, ГДР, Польши, Чехословакии сотрудники Музея установили тесный контакт.
В наст. вр. в Музее функционирует 8 экспозиционных отделов: «Наука и религия» (вводный отдел), «Происхождение религии», «Религия и атеизм античного мира», «Религии Востока», «Происхождение христианства», «Религия и атеизм на Западе», «История православия и русского атеизма», «Преодоление религ. пережитков в период развернутого строительства коммунизма в СССР» (заключит, отдел). Кроме того, имеются экспозиции, посвященные замечат. русскому зодчему, строителю б. Казанского собора А. Н. Воронихину и великому русскому полководцу М. И. Кутузову, могила к-рого находится в здании Музея.
Фонды М. и. р. и а. постоянно пополняются. В 1946 ему были переданы коллекции б. моек. Центр, антирелиг. музея. Всего Музей имеет ок. 150 тыс. экспонатов. В их числе графич. и археол. материалы, предметы культа, картины, скульптуры. Имеются произведения И. К. Айвазовского, В. М. Васнецова, А. И. Иванова, В. Е. и К. Е. Маковских, Г. Г. Мясоедова, П. Е. Мясоедова, В. И. Сурикова, М. М. Антокольского, Ф. И. Шубина и др. русских, а также зап.-европ. художников XVI—XIX вв. Значит. интерес представляет серия офортов и автолитографий К. Кольвица, офортов Ф. Гойи и гравюр У. Хогарта. К редким коллекциям Музея следует отнести культовые предметы, характеризующие шаманство у удэгейцев, нанайцев, чукчей, эскимосов и др. Имеются также ценные материалы по исламу, иудаизму, буддизму, ламаизму, даосизму, в частности ценнейшее собрание лубочных картин (ок. 1000), собранных в 1906 - 1907 акад. В. М. Алексеевым в Китае, собрание будд.-ламаитских икон, храмовая экспозиция «будд. рай», привезенная экспедицией АН СССР в 1940, и 227 рисунков, относящихся к даосскому пантеону. Коллекции Музея позволяют глубоко научно раскрывать проблемы происхождения и развития осн. религий мира, историю атеизма, борьбу материализма с идеализмом. Библиотека Музея - самое крупное в Сов. Союзе книжное собрание по вопросам истории религии и атеизма. Ее фонд насчитывает более 70 тыс. единиц. Важное значение для научно-исследоват., научно-экспозиционной и пропагандистской работы по проблемам религии и атеизма имеют также существующий в Музее рукописный отдел. Наибольшую ценность представляют коллекции рукописных книг XV—XVIII вв. и материалов по сектантству, особенно из фонда В. Д. Бонч-Бруевича. Коллектив Музея ведет значит. научно-исследоват. работу. Только с 1955 по 1962 его сотрудниками было опубликовано свыше 50 книг и брошюр, 9 путеводителей, 5 альбомов-выставок, большое число статей. Издается «Ежегодник Музея». Работой коллектива руководит ученый совет, в состав к-рого входят крупные ученые Ленинграда и Москвы. Музей тесно связан с научными учреждениями АН СССР. Популярность Музея, отражающая его роль в пропаганде научного атеизма, весьма велика. В 1957 его посетило 317 тыс., в 1959—465 тыс., а в 1963 - 700 тыс. чел. Опыт работы Музея используется не только в СССР, но и в странах нар. демократии. Со мн. ведущими атеистами Болгарии, ГДР, Польши, Чехословакии сотрудники Музея установили тесный контакт.