араб., букв. - обособившиеся) - приверженцы мусульм. теологии рационалистич. направления, зародившейся в Араб. халифате в 8-9 вв. Основоположником мутазилизма считается Василь ибн Ата (699-748). Осн. положения учения М. - единобожие и справедливость. Под единобожием М. понимали отрицание атрибутов бога, отличных от его сущности, недопустимость антропоморфных представлений о нем, невозможность лицезреть бога. М. отрицали догмат об извечности Корана, рассматривая его лишь как одно из творений Аллаха, вели борьбу со сторонниками учения о предопределении.
МУТАЗИЛИТЫ
МУТАЗИЛИТЫ
Источник: Атеистический словарь
МУТАЗИЛИТЫ
Буквально «отделившиеся». Направление в исламе, возникшее из учения мурджиитов. Согласно учению мутазилитов, вера имеет пять оснований: признание Божественной справедливости, подразумевающее свободу человеческой воли; отрицание человекоподобия Божества; признание неотвратимости посмертного воздаяния за поступки при жизни; признание промежуточного состояния между верой и неверием, в котором оказывается человек, совершивший грех; наконец, признание необходимости творить одобряемое и воздерживаться от порицаемого.
Доктрина мутазилитов при халифах из династии Аббасидов на время (813–851) стала официальным догматом халифата.
Доктрина мутазилитов при халифах из династии Аббасидов на время (813–851) стала официальным догматом халифата.
Источник: Ислам классический. Энциклопедия.
МУТАЗИЛИТЫ
от араб. – му´тазила – отделяющиеся) – приверженцы особого течения или секты в исламе, возникшей во 2-й пол. 8 в. в ранне-феод. халифате. Осн. положения учения М. – единобожие и справедливость. Под единобожием М. понимали отрицание атрибутов бога, недопустимость антропоморфных представлений о нем, невозможность лицезреть бога. Бог, по мнению М., в силу своей природы Не может осудить человека на вечные мучения и обязан дать загробное воздаяние людям. Это представление о благом и правосудном боге связывалось с признанием свободной воли у человека; М. были волюнтаристами и вели упорную борьбу с мусульм. правоверами, сторонниками учения о предопределении. Коран М. рассматривали как одно из творений бога-аллаха, тогда как ортодоксальные мусульмане считают эту книгу несотворенной, предвечно существовавшей. М. выступили в качестве первых богословов в исламе, создателей мусульм. спекулятивной догматики (см. Калам). Будучи знакомы по арабским переводам с антич. философией, они использовали ее как "служанку богословия". М. не стремились противопоставить разум вере, а пытались объяснить свои догматы, привлекая доводы разума. Попытка ввести учение М. в качестве гос. религии в халифате при аббасидском халифе Мамуне [813–833 ] не увенчалась успехом: оно оставалось идеологией придворно-пра-вительств. группировки феодалов, не оказав влияния на мусульм. массы. Догматы М., насильственно прививавшиеся халифскими властями, должны были служить идеологич. оружием в борьбе с антифеод. движением и укреплять самодержавие халифа. Лит.: Гольдциер И., Ислам, пер. [с нем. ], СПБ, 1911; Беляев ?. ?., Мусульманское сектантство, М., 1957; Nader А. N.. Le syst?me philosophique des mutazila, [Beyrouth ], 1956. E. Беляев. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
МУТАЗИЛИТЫ
(от арабск. мутазила - удаляющиеся) - приверженцы умеренно-рационалистич. течения, выступившие в ср.-век. исламе против т. н. правоверия. Течение М. возникло в багдадском Халифате в конце VIII в. и получило распространение в результате усложнения социальных противоречий и обострения классовой борьбы в раннефеод. общество Сл. Востока. Его использовала в своей борьбе правящая верхушка класса феодалов - при халифе Мамуне (813—833) учение М. было объявлено офиц. вероучением. Против правоверных мусульман М. выдвинули доводы разума, доверие к к-рому у них опиралось на знакомство с произведениями др.-греч. и эллинистич. философов, переведенными к тому времени на арабский яз. Однако М. не противопоставляли разума в целом религ. догматике. Наоборот, своими доводами они стремились сильнее обосновать нек-рые мусульм. догматы: о единобожии, посмертном воздаянии и т. д. М. расходились с правоверными в вопросе об атрибутах (свойствах) аллаха, отвергая явно антропоморфич. представления об аллахе, в вопросе о предопределении (М. выступали поборниками учения о свободной воле и о полной ответственности человека за свои действия и суждения), в вопросе о Коране, к-рый правоверные считали несотворенным, предвечно существующим, а М. рассматривали только как одно из творений аллаха. Разрабатывая религ. аргументацию, М. заложили основы мусульм. спекулятивного богословия и прослыли «первыми богословами» в исламе. В стремлении создать разработанную феод.-мусульм. идеологию М. выступали не только против узкого и примитивного мусульм. правоверия, но и против конкурировавших с исламом религий, особенно против манихейства, к-рое было широко распространено в Халифате. Принудит, меры распространения учения М., применявшиеся при трех халифах в первой пол. IX в., не привели, однако, к всеобщему его признанию. Вскоре правоверие было официально восстановлено, и М. стали преследоваться. Вместе с тем ряд понятий и аргументация М., приспособленные к правоверной догматике, послужили нек-рой базой для калама - богословия суннизма. М. продолжали существовать как одно из течений в исламе.
МУТАЗИЛИТЫ
араб., букв.- отделившиеся), представители раннемусульм. теологии, предшественники араб. философов. Первыми стали применять рассудочные методы др.-греч. логики и философии к истолкованию взаимоотношений бога и человека, положив начало теологии (калам) как самостоят. области знания наряду с мусульм. правом (фикх). Согласно историч. свидетельствам, истоки. М. восходят к кругу последователей Хасана аль-Басри (ум. 728), от к-рого откололись его ученики Басил ибн Ата (699-748) и Амр ибн Убайд (ум. 762). Появлению М. способствовали усиленная переводч. деятельность во 2-й пол. 8 в. и рост влияния т. н. приверженцев мнения (асхаб аррай) в правоведении.
М. выступили против буквалистского понимания атрибутов бога традиционалистами, считая, что наделение бога телесными признаками человека (воля, речь, слух и т. п.) противоречит догмату о единстве бога [отсюда их прозвище «обедняющих» (понятие бога)]. Отвергая, что бог обладает атрибутом речи, слова, М. пришли к отрицанию извечности Корана, рассматривая его лишь как одно из творений бога. Святость Корана они относили не к «букве», а к «духу», считая возможным и необходимым аллегорич. толкование Корана (благодаря М. сложилась целая отрасль теологии - «илм аттафсир», наука комментирования).
М. утверждали свободу воли и соответственно нравств. ответственность человека за совершенные им действия; в своих поступках люди выбирают («присваивают») из возможного набора действий, созданного богом (см. Касб). Отсюда апелляция М. к «весам деяний»: бог не может произвольно изменить меру воздаяния, ибо она точно соответствует земным делам человека. В отличие от хариджитов и мурджиитов, М. считали, что мусульманин, совершивший т.н. великий грех (сахиб кабира), выходит из рядов верующих, но не становится безбожником (кафиром), занимая «среднее положение».
Идеи М. способствовали развитию свободомыслия и освоению антич. философии. М. в целом определили круг проблем, рассматриваемых каламом: первое творение, пространственно-временная структура бытия (учение о «предсуществовании» - кумун, об атомах - джаухар аль-фард, причинной связи - таваллуд, сущности - мана и т. п.), вопросы практич. этики (концепция «присвоения» - касб, благодати - лутф, познания как «успокоения души» - сукун аннафс, учение о единстве «знания и действия» и др.). Для атомистич. учения М. характерно представление о мире как состоящем из непротяженных частиц, каждой из к-рых в каждое мгновение управляет бог. Наиболее известными школами М. в 9-10 вв. были школы в Басре и Багдаде. Учение М. (прежде всего идеи о единстве бога и сотворенности Корана) получило офиц. признание при аббасидских халифах 1-й пол. 9 в., когда противники М. преследовались властями. При аль-Мутаваккиле (правил в 847-861) учение М. было объявлено ересью; в дальнейшем оно развивалось в одном направлении с ортодоксальной теологией. М. исчезли окончательно в 13-14 вв. Традиции их сказывались в дальнейшем в воззрениях шиитских сект (зейдиты в Йемене, имамиты в Ираке и Иране). М. оказали значит. влияние на Кинди и Рази, а также европ. схоластич. философию.
М. выступили против буквалистского понимания атрибутов бога традиционалистами, считая, что наделение бога телесными признаками человека (воля, речь, слух и т. п.) противоречит догмату о единстве бога [отсюда их прозвище «обедняющих» (понятие бога)]. Отвергая, что бог обладает атрибутом речи, слова, М. пришли к отрицанию извечности Корана, рассматривая его лишь как одно из творений бога. Святость Корана они относили не к «букве», а к «духу», считая возможным и необходимым аллегорич. толкование Корана (благодаря М. сложилась целая отрасль теологии - «илм аттафсир», наука комментирования).
М. утверждали свободу воли и соответственно нравств. ответственность человека за совершенные им действия; в своих поступках люди выбирают («присваивают») из возможного набора действий, созданного богом (см. Касб). Отсюда апелляция М. к «весам деяний»: бог не может произвольно изменить меру воздаяния, ибо она точно соответствует земным делам человека. В отличие от хариджитов и мурджиитов, М. считали, что мусульманин, совершивший т.н. великий грех (сахиб кабира), выходит из рядов верующих, но не становится безбожником (кафиром), занимая «среднее положение».
Идеи М. способствовали развитию свободомыслия и освоению антич. философии. М. в целом определили круг проблем, рассматриваемых каламом: первое творение, пространственно-временная структура бытия (учение о «предсуществовании» - кумун, об атомах - джаухар аль-фард, причинной связи - таваллуд, сущности - мана и т. п.), вопросы практич. этики (концепция «присвоения» - касб, благодати - лутф, познания как «успокоения души» - сукун аннафс, учение о единстве «знания и действия» и др.). Для атомистич. учения М. характерно представление о мире как состоящем из непротяженных частиц, каждой из к-рых в каждое мгновение управляет бог. Наиболее известными школами М. в 9-10 вв. были школы в Басре и Багдаде. Учение М. (прежде всего идеи о единстве бога и сотворенности Корана) получило офиц. признание при аббасидских халифах 1-й пол. 9 в., когда противники М. преследовались властями. При аль-Мутаваккиле (правил в 847-861) учение М. было объявлено ересью; в дальнейшем оно развивалось в одном направлении с ортодоксальной теологией. М. исчезли окончательно в 13-14 вв. Традиции их сказывались в дальнейшем в воззрениях шиитских сект (зейдиты в Йемене, имамиты в Ираке и Иране). М. оказали значит. влияние на Кинди и Рази, а также европ. схоластич. философию.
Источник: Советский философский словарь