МУТАЗИЛИТЫ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

МУТАЗИЛИТЫ
араб., букв. - обособившиеся) - приверженцы мусульм. теологии рационалистич. направления, зародившейся в Араб. халифате в 8-9 вв. Основоположником мутазилизма считается Василь ибн Ата (699-748). Осн. положения учения М. - единобожие и справедливость. Под единобожием М. понимали отрицание атрибутов бога, отличных от его сущности, недопустимость антропоморфных представлений о нем, невозможность лицезреть бога. М. отрицали догмат об извечности Корана, рассматривая его лишь как одно из творений Аллаха, вели борьбу со сторонниками учения о предопределении.

Источник: Атеистический словарь

МУТАЗИЛИТЫ
Буквально «отделившиеся». Направление в исламе, возникшее из учения мурджиитов.  Согласно учению мутазилитов, вера имеет пять оснований: признание Божественной справедливости, подразумевающее свободу человеческой воли; отрицание человекоподобия Божества; признание неотвратимости посмертного воздаяния за поступки при жизни; признание промежуточного состояния между верой и неверием, в котором оказывается человек, совершивший грех; наконец, признание необходимости творить одобряемое и воздерживаться от порицаемого.
Доктрина мутазилитов при халифах из династии Аббасидов на время (813–851) стала официальным догматом халифата.

Источник: Ислам классический. Энциклопедия.

МУТАЗИЛИТЫ
от араб. – му´тазила – отделяющиеся) – приверженцы особого течения или секты в исламе, возникшей во 2-й пол. 8 в. в ранне-феод. халифате. Осн. положения учения М. – единобожие и справедливость. Под единобожием М. понимали отрицание атрибутов бога, недопустимость антропоморфных представлений о нем, невозможность лицезреть бога. Бог, по мнению М., в силу своей природы Не может осудить человека на вечные мучения и обязан дать загробное воздаяние людям. Это представление о благом и правосудном боге связывалось с признанием свободной воли у человека; М. были волюнтаристами и вели упорную борьбу с мусульм. правоверами, сторонниками учения о предопределении. Коран М. рассматривали как одно из творений бога-аллаха, тогда как ортодоксальные мусульмане считают эту книгу несотворенной, предвечно существовавшей. М. выступили в качестве первых богословов в исламе, создателей мусульм. спекулятивной догматики (см. Калам). Будучи знакомы по арабским переводам с антич. философией, они использовали ее как "служанку богословия". М. не стремились противопоставить разум вере, а пытались объяснить свои догматы, привлекая доводы разума. Попытка ввести учение М. в качестве гос. религии в халифате при аббасидском халифе Мамуне [813–833 ] не увенчалась успехом: оно оставалось идеологией придворно-пра-вительств. группировки феодалов, не оказав влияния на мусульм. массы. Догматы М., насильственно прививавшиеся халифскими властями, должны были служить идеологич. оружием в борьбе с антифеод. движением и укреплять самодержавие халифа. Лит.: Гольдциер И., Ислам, пер. [с нем. ], СПБ, 1911; Беляев ?. ?., Мусульманское сектантство, М., 1957; Nader А. N.. Le syst?me philosophique des mutazila, [Beyrouth ], 1956. E. Беляев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

МУТАЗИЛИТЫ
(от арабск. мутазила - удаляющиеся) - приверженцы умеренно-рационалистич. течения, выступившие в ср.-век. исламе против т. н. правоверия. Течение М. возникло в багдадском Халифате в конце VIII в. и получило распространение в результате усложнения социальных противоречий и обострения классовой борьбы в раннефеод. общество Сл. Востока. Его использовала в своей борьбе правящая верхушка класса феодалов - при халифе Мамуне (813—833) учение М. было объявлено офиц. вероучением. Против правоверных мусульман М. выдвинули доводы разума, доверие к к-рому у них опиралось на знакомство с произведениями др.-греч. и эллинистич. философов, переведенными к тому времени на арабский яз. Однако М. не противопоставляли разума в целом религ. догматике. Наоборот, своими доводами они стремились сильнее обосновать нек-рые мусульм. догматы: о единобожии, посмертном воздаянии и т. д. М. расходились с правоверными в вопросе об атрибутах (свойствах) аллаха, отвергая явно антропоморфич. представления об аллахе, в вопросе о предопределении (М. выступали поборниками учения о свободной воле и о полной ответственности человека за свои действия и суждения), в вопросе о Коране, к-рый правоверные считали несотворенным, предвечно существующим, а М. рассматривали только как одно из творений аллаха. Разрабатывая религ. аргументацию, М. заложили основы мусульм. спекулятивного богословия и прослыли «первыми богословами» в исламе. В стремлении создать разработанную феод.-мусульм. идеологию М. выступали не только против узкого и примитивного мусульм. правоверия, но и против конкурировавших с исламом религий, особенно против манихейства, к-рое было широко распространено в Халифате. Принудит, меры распространения учения М., применявшиеся при трех халифах в первой пол. IX в., не привели, однако, к всеобщему его признанию. Вскоре правоверие было официально восстановлено, и М. стали преследоваться. Вместе с тем ряд понятий и аргументация М., приспособленные к правоверной догматике, послужили нек-рой базой для калама - богословия суннизма. М. продолжали существовать как одно из течений в исламе.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

МУТАЗИЛИТЫ
араб., букв.- отделившиеся), представители раннемусульм. теологии, предшественники араб. философов. Первыми стали применять рассудочные методы др.-греч. логики и философии к истолкованию взаимоотношений бога и человека, положив начало теологии (калам) как самостоят. области знания наряду с мусульм. правом (фикх). Согласно историч. свидетельствам, истоки. М. восходят к кругу последователей Хасана аль-Басри (ум. 728), от к-рого откололись его ученики Басил ибн Ата (699-748) и Амр ибн Убайд (ум. 762). Появлению М. способствовали усиленная переводч. деятельность во 2-й пол. 8 в. и рост влияния т. н. приверженцев мнения (асхаб аррай) в правоведении.
М. выступили против буквалистского понимания атрибутов бога традиционалистами, считая, что наделение бога телесными признаками человека (воля, речь, слух и т. п.) противоречит догмату о единстве бога [отсюда их прозвище «обедняющих» (понятие бога)]. Отвергая, что бог обладает атрибутом речи, слова, М. пришли к отрицанию извечности Корана, рассматривая его лишь как одно из творений бога. Святость Корана они относили не к «букве», а к «духу», считая возможным и необходимым аллегорич. толкование Корана (благодаря М. сложилась целая отрасль теологии - «илм аттафсир», наука комментирования).
М. утверждали свободу воли и соответственно нравств. ответственность человека за совершенные им действия; в своих поступках люди выбирают («присваивают») из возможного набора действий, созданного богом (см. Касб). Отсюда апелляция М. к «весам деяний»: бог не может произвольно изменить меру воздаяния, ибо она точно соответствует земным делам человека. В отличие от хариджитов и мурджиитов, М. считали, что мусульманин, совершивший т.н. великий грех (сахиб кабира), выходит из рядов верующих, но не становится безбожником (кафиром), занимая «среднее положение».
Идеи М. способствовали развитию свободомыслия и освоению антич. философии. М. в целом определили круг проблем, рассматриваемых каламом: первое творение, пространственно-временная структура бытия (учение о «предсуществовании» - кумун, об атомах - джаухар аль-фард, причинной связи - таваллуд, сущности - мана и т. п.), вопросы практич. этики (концепция «присвоения» - касб, благодати - лутф, познания как «успокоения души» - сукун аннафс, учение о единстве «знания и действия» и др.). Для атомистич. учения М. характерно представление о мире как состоящем из непротяженных частиц, каждой из к-рых в каждое мгновение управляет бог. Наиболее известными школами М. в 9-10 вв. были школы в Басре и Багдаде. Учение М. (прежде всего идеи о единстве бога и сотворенности Корана) получило офиц. признание при аббасидских халифах 1-й пол. 9 в., когда противники М. преследовались властями. При аль-Мутаваккиле (правил в 847-861) учение М. было объявлено ересью; в дальнейшем оно развивалось в одном направлении с ортодоксальной теологией. М. исчезли окончательно в 13-14 вв. Традиции их сказывались в дальнейшем в воззрениях шиитских сект (зейдиты в Йемене, имамиты в Ираке и Иране). М. оказали значит. влияние на Кинди и Рази, а также европ. схоластич. философию.

Источник: Советский философский словарь

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
225.55 кб

2010. 02. 009. Васалу С. «Их намерения были явлены в их телодвижениях». Басрийские мутазилиты о возн

Демидов К. Б.
Читать PDF
4.69 мб

Логические основания философии времени мутазилитов

Анисов Александр Михайлович, Смирнов Андрей Вадимович
В статье рассматриваются основные положения динамической (процессуальной)концепции времени мутазилитов и строится её вычислительная (в нестандартном смысле) модель.
Читать PDF
564.03 кб

Мутазилитское движение в средневековом исламе

Османова Ирина Андреевна
Интеллектуальное наследие мутазилитов, их литература подверглись беспощадному уничтожению в мусульманском средневековье.

Похожие термины:

  • МУТАЗИЛИЗМ

    одно из крупных направлений в каламе, возникшее еще в 8–9 вв. Дословно означает «обособление». Его сторонники стояли на позициях рационализма и господства знания на основе строгого монотеизма и то
  • МУТАЗИЛИТИЗМ

    от арабск. "мутазила" - раскол, отделение) - рационалистическое направление в школе исламской теологии калама, возникшее в середине VIII в. (см. "Арабская философия"). Если "калам" как термин средневеков