МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Найдено 1 определение
МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
только отчасти является философией арабов, араб, она в основном по своему языку; это философия философски одаренных народов, особенно иранцев, говорящих на араб, языке и исповедующих религию ислама. Поэтому мусулъм. философия являет собой большей частью картину эклектицизма, в котором исламистско-религиозный момент смешивается с древнеиран. мировоззрением и философскими идеями древнегреч. и инд. происхождения.
1. Начальный период. Основателю ислама, его теологам и приверженцам философия сама по себе была чужда, хотя Мухаммед не был ее противником. При своем распространении, особенно в Малой Азии, ислам повсюду наталкивался на очаги влияния античной философии. Поэтому, когда теология ислама оказалась перед проблемой предопределения человеческой судьбы и моральной ответственности за необходимость прямого духовного руководства, она использовала мыслительный аппарат античной философии. Многие философские и научные соч. греков были переведены сначала в основном на сирийск., потом на араб, языки.
2. Философия восточного ислама. Собственно философия ислама берет свое начало в Иране. В 9 в. Наззам (ум. 845) находится под влиянием греч. стоиков и инд. джайнизма. Араб Аль-Кинди (ум. ок. 879) и тюрок Фараби - оба последователи Аристотеля - стремятся к созданию философской системы, первый - путем точного математического и каузального мышления, второй - на основе философии эманации, являющейся разновидностью неоплатонизма. Первое учение о категориях дает иранец Разес; оно базируется на пяти принципах: Бог, душа, материя, пространство и время. Достоин внимания араб-христианин Куста бен-Лука (864-923) - автор книги "De differentia Spiritus et animae". Попытку энциклопедического обобщения знаний предприняли в 10 в. "чистые братья из Басры". Величайшим систематизатором исламистской философии является иранец Авиценна, который разрабатывал проблему универсального, а также проблему субъективного и объективного актов познания. Большую роль для средневековой Европы сыграла оптика (философско-психологически-физическая) исламистской философии, особенно теория Альгазена (965-1038). Уже в начальный период в философии ислама выявляются мистические течения, находящие свое завершение в метафизике света иранца Сухраварди (ум. 1191). Мистика ислама образовала единое целое под названием суфизма, который учит, что обладающий даром пророчества тождествен Богу, а в остальном здание его теории возведено в соответствии с неоплатонизмом; значительное влияние на суфизм оказала инд. философия. Суфизм достигает своего расцвета в восторженных излияниях Ибн Халладжа (ум. 922); близко к нему стоят крупные поэты 12 - 13 вв. Омар Хайям и Джалалиддин Руми. В течение всего периода против философии суфизма создается сильная оппозиция; главные ее представители Гаэали и Шахразури (ум. 1243, знаменит благодаря соч., направленному против философии). Философы и мистики преследовались (напр. были казнены Сухраварди и Ибн Халладж). Слово "философ" становится бранным.
3. Философия западного ислама. Кратковременный новый расцвет переживала исламистская философия в мавританской Испании. Сначала она находилась там под сильным влиянием евр. философии. Этот второй расцвет менее важен для нее самой, чем, благодаря ее влиянию, для христ. Европы периода средневековья (см. Европейская философия). Авемпас (Ибн Баджжа, 1100-1138) разработал теорию самоискупления, базировавшуюся на принципах неоплатонизма, которая была развита Абубацером (Ибн Туфайль) в его теории общего бегства от мира и скепсиса по отношению ко всем положительным религиям. Высший, но вместе с тем и конечный пункт этого краткого развития образует остроумная просветительская система Аверроэса.
4. Философия после 13 ве к а. С этого времени мусульм. философия, не исчезая совсем, в сфере ислама все больше уступает теологическому натиску. В эти годы живут и работают ряд мистиков, и среди них видный сухравардист Ширазы (ум. 1640). До сих пор сохранились энциклопедические резюме в том виде, как их дал Ташкюпрю-заде (ум. 1555). Примечательна философия истории Ибн Хальдуна. Начиная с 16 в. прибежищем и приютом для исламистской философии стала гл.о. исламистская Северная Индия; период расцвета относится к царствованию Акбара (1556-1605). С 19 в. мусульм. философия вновь становится сильной, причем не только в Индии (месте прибежища ун-та Алидарха), но и в Египте.

Источник: Философский энциклопедический словарь



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
183.96 кб

Философия мусульманской семьи

Агзамова Лилия Мавлявиевна
In the article there are investigated topical questions connected with features of a Muslim family, the attitude to a woman in the Islamiс world, the birth and moral education of a child in a family as well as essential problems o
Читать PDF
657.05 кб

Философия как методология легитимации мусульманских побед

Султанов-Барсов Магомед Омарович
Предметом исследования статьи являются механизмы генерации религиозного мракобесия и подпитываемая ими идеология религиозно-политического экстремизма и терроризма.
Читать PDF
191.97 кб

Понятия и проблемы классической арабо-мусульманской философии

Кирабаев Нур Серикович
Работа посвящена анализу дискуссионной темы понятию классической арабо-мусульманской философии.
Читать PDF
1,021.55 кб

Образ мусульманского правителя в философских трудах Вольтера и Монтескье

Мигаль Анастасия Сергеевна
Рассматриваются представления французских интеллектуалов Монтескье и Вольтера о мусульманских правителях в контексте общественно-политической мысли эпохи Просвещения.
Читать PDF
1.01 мб

Проблема интонирования Корана в мусульманских философскоэстетических трактатах

Шаяхметова Альфия Камельевна
Проблему, заявленную в названии данной статьи, невозможно рассматривать вне историкокультурного и религиозного контекста, каковым во многом определяется отношение к Слову в исламском мире.
Читать PDF
477.82 кб

Локальные сообщества и философские аспекты безопасности в мусульманском контексте

Чудинов Сергей Иванович
Многие ведущие западные теоретики в области социального знания принимают как неизбежное движение современной цивилизации от локальных этнокультурных (этноконфессиональных) сообществ и наций к трансграничному глобальному социуму.
Читать PDF
121.40 кб

Представление о душе в средневековой мусульманской религиозно-философской литературе

Васильцов К. С.
В статье рассматриваются важные для средневековой мусульманской интеллектуальной культуры концепты душа (нафс) и дух (рух). Выделяются четыре основных группы доктрин о душе: традиционная, богословская, философская и мистическая.
Читать PDF
228.91 кб

Религиозно-философские концепции мусульманских интеллектуалов в современном Татарстане

Алмазова Лейла Ильдусовна
В статье анализируются концепции современных мусульманских мыслителей Татарстана, представляющих интеллектуальную элиту и не принадлежащих при этом к классу мусульманского духовенства.
Читать PDF
322.65 кб

К вопросу об истоках и развитии гуманистических идей в классической мусульманской философии

Гиёсов Фаридун Нуриддинович
В статье речь идёт о разных течениях ислама Х-ХI вв. Отдельные группы и интеллектуальные круги проявили активность и продуктивность в развитии науки и культуры в целом.
Читать PDF
416.39 кб

Гуманизм в классической мусульманской философии: онтологические и гносеологические основания

Гиёсов Фаридун Нуриддинович
В статье речь идёт о гуманистических идеях и концепциях в мусульманской философии. В этом контексте рассматривается подход мусульманских мыслителей к человеку как высшему существу в ряду всех других живых организмов.
Читать PDF
275.51 кб

Мусульманская правовая система в ретроспективе татарской философско-правовой мысли начала XX века

Зайнутдинов Динар Рафаилович
В статье рассматриваются воззрения представителей татарского богословия начала XX века, выраженные в философско-правовой мысли о развитии мусульманской правовой системы.
Читать PDF
500.95 кб

Философское обогащение исламского вероучения как путь цивилизационного развития мусульманского мира

Султанов-Барсов Магомед Омарович
Исламский мир современности по многим параметрам отстает от европейской цивилизации, вышедшей за последние столетия в авангард развития человечества.
Читать PDF
2.28 мб

Мусульманская умма в фокусе социально-философского анализа Часть 1. Религиозная доктрина и социально

Герейханов Гаджи Пирмурадович
Динамика социальных процессов в российском социальном пространстве в XXI в.
Читать PDF
777.97 кб

Мусульманская умма в фокусе социально-философского анализа. Часть 3. Мусульманская умма России конца

Герейханов Гаджи Пирмурадович
Крах марксистско-ленинской идеологии и распад СССР не мог не отразиться на социальной реальности мусульманской уммы в России и на государственно-исламских отношениях.
Читать PDF
248.28 кб

Философия в контексте классической арабо-мусульманской культуры: к вопросу об основных понятиях и ка

Кирабаев Нур Серикович
Работа посвящена анализу дискуссионной темы — понятиям и категориям классической арабо-мусульманской философии, содержание которых определялось историко-культурным контекстом.

Похожие термины:

  • АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

    традиция философской рефлексии, возникшая и развившаяся в эпоху господства исламского мировоззрения в условиях преимущественно арабоязычной цивилизации и претерпевшая в наши дни значительную