МУРАВЬЕВ ВАЛЕРИАН НИКОЛАЕВИЧ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

МУРАВЬЕВ Валериан Николаевич
28 февраля 1885, Петербург — 1930? Нарым?) — русский философ. Окончил Александровский лицей и Ecole des sciences politiques et sociales в Париже; с 1907 на дипломатической службе, в 1917 возглавлял Политический кабинет МИД Временного правительства. С 1912 выступал в печати с литературными и публицистическими произведениями, ориентировался на правое крыло партии конституционных демократов, сотрудничал с П. Б. Струве.в 1918 печатал антибольшевистские статьи в газете «Заря России», автор сборника «Из глубины». Арестован и судим по делу «Национального центра», амнистирован в 1920. Преподавал, работал библиотекарем, ученым секретарем в Центральном институте труда. В 1929 репрессирован. Место и точная дата смерти неизвестны.
Осмысливая достижения науки начала 20 в. и следуя в русле учения Федорова, философ создал собственную эволюционную концепцию времени. За источник длительности, вслед за А. Бергсоном, он принимает внутреннюю активность человеческой личности и считает разум средством преодоления бессознательного, стихийного и разрушительного хода времени. Проективную деятельность «социально-исторических групп» называет «времяобразующим фактором» мира. Человек овладевает временем в трех сферах: в генетике — посредством создания новых организмов; в политике — совершенствованием взаимоотношений членов общества на этических началах и в наибольшей степени — в производстве вешей. Регуляция природы человеческим разумом представлялась Муравьеву грандиозным космическим антиэнтропийным действием и преобразованием природы самого человека вплоть до восстановления умерших поколений. Человек есть «архитектор вечности», то есть творец новой формы времени как единства прошлого, настоящего и будущего.
Соч.: Овладение временем как основная задача организации труда. М., 1924; Всеобщая производительная математика.— В кн.: Русский космизм. М., 1993; Овладение временем. М., 1998. Лит.: Аксенов Г. П. Творчество будущего.— В кн.: Философия русского космизма. M., i993, с. 148—163. Полная библиография соч. Муравьева дана в работе: Аксенов Г. П. Время не властно над именем.— Библиография, 1993, № I.
Г. Л. Аксенов

Источник: Новая философская энциклопедия

МУРАВЬЕВ Валериан Николаевич
28.02.1885-1932) - математик и философ, восприемник и интерпретатор идей и проектов Федорова. Происходил из старинного дворянского, графского рода Муравьевых. Его отец - Н. В. Муравьев, ученый-юрист, долгие годы занимал пост министра юстиции при Николае II. По окончании Императорского Александровского лицея М. до 1913 г. служил сотрудником рус. посольств в Гааге, Париже, Белграде; во время 1-й мировой войны - в центральном аппарате министерства иностранных дел, при Временном правительстве заведовал отделом Балканских стран. Политически был близок партии кадетов. Октябрьскую революцию первоначально воспринял как национальную трагедию. Является одним из авторов сб. "Из глубины". В 1920 г. был приговорен к расстрелу, как участник т. наз. тактического московского центра, но по личному ходатайству Троцкого приговор был отменен. После освобождения М. служил в ряде советских учреждений, в т. ч. ученым секретарем Центрального ин-та труда, возглавляемого А. К. Гастевым, где широко пропагандировал новое "федоровское" понимание труда как осн. средства в борьбе против слепых, разрушительных сил природы, в деле преображения мира и человека. В 1930 г. после вторичного ареста был сослан в Нарым, где скончался от тифа (по др. версии - Соловках). М. заимствовал не только центральные федоровские идеи (воскрешение предков, регуляция природы), но и отдельные его мысли, определения (превращение Земли в управляемый космический корабль, строительство городов-кремлей и т. д.), однако нравственно-религиозный пафос учения Федорова у него сменился верой в технический прогресс, в непогрешимость и абсолютность человеческого разума. Автор мн. философских трудов, он смог опубликовать лишь работу "Овладение временем как основная задача организации труда" (М., 1924) на собственные средства. Не вызвав широкого научного резонанса, она не осталась незамеченной в отечественных я эмигрантских философских кругах. Оригинальной в ней является постановка вечной философской проблемы времени, его необратимости, однонаправленности. Время, по мнению М., не обладает абсолютной реальностью, а привязано с материи, оно есть изменяющиеся отношения между вещами, движение и изменения в мире вещей. Поскольку в его представлении это совокупность множественностей, состоящих, в свою очередь, из определенных комбинаций элементов, к-рые могут быть зафиксированы с помощью математических формул или др. символов, то вполне возможно решение проблемы временной необратимости и управления временем через восстановление комбинаций элементов вещей, отсюда - путь и к воскрешению людей (сущность и индивидуальность для М. - также определенная комбинация элементов). Т. обр., овладение временем оказывается тесно связанным с возрастанием господства людей над материальными, природными процессами. Любая деятельность по изменению природы обозначается М. как культурная деятельность, а культура - как непрерывный процесс передачи из поколения в поколение определенных "формул" для восстановления вещей. Чтобы научиться овладевать временем, необходимо, по М., прежде всего преодолеть разделение культуры на два типа: "символическую", в к-рую входят все виды искусства, теоретические науки, знание в целом, способное вырабатывать проекты и символы для возможных действий, и "реальную", в к-рую входят вое виды деятельности, реально изменяющие мир. М. считает необходимым создание единой культуры нового типа с организующей ролью разума, "сознательной волей человечества", где не будет также разрыва между теорией и практикой. Возможность для создания такого типа культуры М. видит в объединении человечества на основе общего дела, организованного в виде проекта и выраженного системой математически формул, фиксирующих действия как всего человечества в целом, так и каждого отдельного участника этого грандиозного дела. Культурный идеал эпохи будет создаваться на основе синтеза результатов науки и достижений искусства. Все это позволит объединенному человечеству правильно организовать совокупность множеств элементов, к-рые сопряжены друг с другом и со всей Вселенной, и осуществить коренное преобразование всех основ жизни согласно идеалам разума. Тип нового братского управления собой и миром М. называет "космократией", "пантократией". Победу над смертью в конце концов одержит "анастатика" - искусство воскрешения мертвых. В результате на смену земной истории придет история солнечная, к-рая впоследствии в силу развития технического прогресса и роста мощи объединенного человечества сменится историей космоса. Архивный фонд М. содержит значительное количество еще не исследованных философских и художественных произведений.

Источник: Русская философия: словарь

МУРАВЬЕВ ВАЛЕРИАН НИКОЛАЕВИЧ

(1884/1885-1932?) философ, историк, публицист. Закончив Александровский лицей, занимается дипломатич. деятельностью: в 1907-13 — секретарь рус. посольства во Франции, затем в Гааге и Белграде. В 1917 — среди членов-учредителей “Лиги рус. культуры”; начальник полит. кабинета при мин-ве иностр. дел Временного правительства. В 1918-22 участвовал в работе Вольной Академии духовной культуры, основанной Бердяевым. В 1920 привлекался по делу Тактич. центра, находился в заключении до 1922. Затем поступил на советскую службу. В 1926-29 — ученый секретарь в Центр. Ин-те Труда, занимался проблемами научной организации труда. В 1929 снова арестован, дальнейшая его судьба неизвестна. По одним сведениям в 1930 сослан в Нарымский край, где работал на метеостанции и умер от тифа в 1932, по другим — умер в 1931 на Соловках. М. оставил значит. след в рус. духовной культуре, несмотря на свою трагич. судьбу и малую известность. Еще в дореволюц. время в своих государственно-правовых работах он проявил себя как самостоят., творч. мыслитель, отстаивая идеал непосредственной демократии, народоправства. В труде “Мелкая единица самоуправления в русском законодательстве” он прослеживал древние корни земских учреждений в России, вплоть до новгородской общины. Октябрьская революция была первоначально воспринята М. как культурно-нац. катастрофа; он участвовал в сборнике “Из глубины”, впоследствии запрещенном цензурой и уничтоженном. В 20-е гг. М. все более склоняется к мысли о необходимости опр. компромисса между духовными силами интеллигенции и теми представителями власти, к-рые осознают необходимость создания нац. государства. Подобное сотрудничество, по его мнению, призвано служить целям воссоздания и развития рус. духовной культуры. С большой увлеченностью он приступил к разработке теор. проблем созидания “новой и небывалой культуры”, основанной на истинно трудовых и общечеловеч. началах — творчества самой Жизни. Актуальность культурологич. проблем мыслитель усматривает в том, что в нач. 20 в. происходит “взрыв научного творчества”, на порядок увеличившего мощь человеч. цивилизации. Вследствие этого культура впервые предстала как закономерный результат космич. развития. В своем цельном учении М. пытался осмыслить этот процесс: центр. темами его размышлений стали культура как целое и взаимоотношение человечества и времени. Антропокосмич. воззрения М. изложены в труде “Овладение временем как основная задача организации труда” — единственном, изданном при жизни автора, на его собственные средства. Культура есть явление не только антропоморфическое, она представляет собой часть природы и обладает космич. смыслом. Культура выражает положит. направление мирового космич. процесса, имеющего ярко выраженную тенденцию к организованности. Все в мире есть та или иная совокупность множественностей, каждая из к-рых в свою очередь также выступает в качестве множественности элементов, опр. образом организованных. Тогда время — это показатель меняющегося положения этих множеств, показатель их движения, усложнения их организации. Время считается необратимым, но если научиться возобновлять ту комбинацию элементов вещи, к-рая была до ее изменения или уничтожения, можно “воскресить” вещь, преодолеть необратимость времени, научиться управлять им. Овладение временем, по М., осн. задача культуры, поскольку культура и есть непрерывная передача из поколения в поколение опр. информации, благодаря к-рой люди способны возобновлять вещи — от простейших материальных предметов до сложнейших научных положений. Поэтому культура — времяобразующая деятельность, подвластная человеку, и, вместе с тем, природная, закономерная, интенсивно захватывающая в себя человечество и способствующая его развитию. Идеальные ценности, созданные культурным творчеством, проходя через разл. слои, насыщаются энергией действия, становятся частью организованного космич. целого. М. делит культуру на два типа: теоретико-символическую и реальную. Теоретико-символич. культура, выражающаяся в науке и искусстве включает в себя все то, что “мнимо”, символически воскрешает исчезнувшее, останавливает время в узких пределах либо идеальной эстетики, либо проектов и символов возможного действия. Именно первый тип культуры часто неправомерно отождествляется с всеобщей культурной деятельностью человечества. Но важнейшая и неотъемлемая часть человеч. культуры — виды деятельности, реально, а не только в мысли и в воображении, изменяющие окружающий мир. К ним он относил генетику как “область созидания жизни”, политику и этику как регуляторы отношений между людьми в обществ. и личном плане, производство, занимающееся преобразованием материальной стороны окружающего мира. Однако, реально существующие типы культуры, по М., еще не овладели полностью временем жизни, общечеловеч. задача культуры — реальное улучшение и преобразование мира путем рац. управления природой — еще не нашла своего достойного воплощения. Причину этого мыслитель усматривает в “печальной разобщенности” культуры и жизни, в отрыве символич. культуры от культуры реальной. Задачу преодоления разобщенности разных типов культур М. формулирует как задачу организации культуры, к-рая заключается в том, чтобы “одновременно организовать символику жизни и ее практику”. Организация культуры сможет служить надежным средством против разобщенности людей. Единство человечества, к к-рому стремятся все гуманистич. социальные и полит. проекты, будет обеспечено единством производит. и преобразоват. цели, охватывающей все области человеч. мысли и деятельности. Для М. не подлежит сомнению, что этим будут подготовлены условия для действит. зарождения и развития новой культуры, к-рая сменит совр. западноевропейскую. В статье “Всеобщая производительная математика” он утверждал, что осн. идеей новой культуры, в противоположность старой, основанной на биол. соперничестве и эгоистич. борьбе индивида за физич. самосохранение, будет осознание необходимости симбиоза, или сотрудничества живых существ. Гуманистич. идеи М. о великом будущем человечества, о проективной и преобразующей роли культуры, становящейся основной движущей силой космич. эволюции не получили должного распространения. Тем не менее они представляют серьезный вклад мыслителя-гуманиста в развитие рус. духовной культуры. Соч.: Мелкая единица самоуправления в рус. законодательстве. Новгород, 1912; Рев племени // Из глубины: Сб. ст. о рус. революции. Париж, 1967; То же // Вехи. Из глубины. М., 1991; Овладение временем как осн. задача организации труда. М., 1924; Письма. Внутр. путь. Философские заметки, афоризмы // ВФ, 1992, № 1; Всеобщая производит. математика // Рус. космизм: Антология филос. мысли. М., 1993. Лит.: Аксенов Г.П. Времявластие (О Валериане Муравьеве и его философии) // ВФ, 1992. № 1; Игумен Геннадий (Эйкалович). Овладение временем // Вече. Мюнхен, 1987, № 25. И.В. Цвык. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии