МУНЬЕ ЭММАНУЭЛЬ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МУНЬЕ ЭММАНУЭЛЬ

1905-1950) - франц. католич. философ, один из основоположников персонализма. М. был представителем лево-радик. тенденции в католич. идеологии. С мелкобурж. позиций критиковал пороки капитализма, отстаивая переустройство общества на принципах раннего христианства. Требовал активного отношения верующих к важнейшим соц. вопросам.

Источник: Атеистический словарь

МУНЬЕ ЭММАНУЭЛЬ

род. 1 апр. 1905, Гренобль - ум. 22 марта 1950, Париж) - франц. философ; представитель персонализма. В 1932 основал влиятельный журнал "Esprit", которым руководил до самой смерти (за исключением 1941 - 1944, когда журнал был запрещен оккупационными властями, а Мунье арестован). Целостность истории человечества для Мунье - человеческий абсолют, который глубоко отрицает отвлеченность, но гарантирует постоянство человеческого бытия. Мунье, как и Ясперс, требовал коммуникации совести, общности свободных, полных чувства ответственности личностей. Осн. произв.: "Revolution personnaliste et communautaire" 1935; "Manifest au service de personnalisme", 1936; "L&affrontement chretien", 1945; "Traite du charactere", 1946; "Introduction aux existentialismes", 1947; "Le personnalisme", 1950.

Источник: Философский энциклопедический словарь

МУНЬЕ Эммануэль

французский философ и писатель (Гренобль, 1905 — Шатне-Малабри, 1950). Из произведений Пеги почерпнул идею синтеза христианства и социализма, который он назвал персонализмом: его принцип — поддержание «примата человеческой личности над материальными нуждами и над коллективными аппаратами, поддерживающими ее развитие». Для этого нужно, чтобы философ участвовал в реальной жизни и истории. Мунье оставляет университет и отказывается от несколько отвлеченной работы преподавателя, чтобы основать в 1932 г. журнал «Эспри». Его две максимы — это «быть самим собой» (пробуждение личности) и работать над улучшением условий общественной жизни (педагогика общинной жизни). Его сочинения: «Персоналистская и общинная революция» (1935), «Христианское столкновение» (1944), «Условная свобода» (1946), «Трактат о характере» (1946), «Что такое персонализм?» (1947), «Введение в экзистенциализм» (1947), «Персонализм» (1949), «Надежда отчаявшихся» (1953), «Привлечение веры» (1958).

Источник: Философский словарь

МУНЬЕ Эммануэль

(1.4.1905, Гренобль - 22.3.1950, ШатнеМалабри, близ Парижа), франц. философ-идеалист, основатель и глава франц. персонализма. Организатор и руководитель его теоретич. органа - журн. «Esprit» (осн. в 1932). В основе учения М. лежит признание абс. ценности личности. М. резко отграничивает понятие личности от понятия индивида. Если индивид, по М. - это изолированное человеч. «Я», замкнутый в себе, погруженный в свой внутр. мир человек, то личность - это высшая духовная сущность, находящаяся в постоянном творч. самоосуществлении. Это самоосуществление есть отрицание личностью своей индивидуальной самодостаточности и замкнутости, устремление к трансцендентному. Персонализм М.- одна из разновидностей католич. модернизма.
М. ставил также конкретные социально-политич. задачи: борьбу с капитализмом и колониализмом, выступления против фашизма, поддержку мира. Путь освобождения человечества М. видел в моральном обновлении. Выступая как противник капитализма с позиций христ. социализма, М. одновременно требовал «преодоления» марксизма; учению о классовой борьбе и социалистич. революции он противопоставил идею «персоналистской и общинной духовной революции».

Источник: Советский философский словарь

МУНЬЕ ЭММАНУЭЛЬ

1905-1950) - франц. философ, родоначальник персонализма. Под последним М. понимал философию, которая утверждает примат человеческой личности по отношению к любым коллективным социальным системам, к экономической и материальной необходимости. В становлении и защите личностного начала М. видел основной критерий социального и духовного прогресса. Непосредственное влияние на формирование его взглядов оказала кризисная ситуация в Европе в межвоенный период: духовный и экономический кризис, наступление "массового человека", появление фашистских и тоталитарных режимов, подавляющих личностное начало. Опираясь на традицию философии субъективности, идущую от Сократа и Августина, М. в духе левокатолических идей пытался найти путь между двумя доминировавшими в то время учениями о человеке - экзистенциалистским и марксистским. Основными характеристиками личностного бытия он считал вовлечение как осмысленное и ответственное присутствие в мире и трансцендирование как постоянное самопреодоление человека в его движении к абсолютному началу, несоизмеримому с личностным миром, но задающим ему ориентиры.
Персонализм. М., 1992; Что такое персонализм. М., 1994; Oeuvres. V. 1-4. Р., 1961-63.

Источник: Современная западная философия: словарь

МУНЬЕ Эммануэль
французский философ; p. 1.4.1905 (Гренобль) — ум. 22.3.1950 (Париж); представитель персонализма; в 1932 основал влиятельный журнал «Esprit», которым руководил до самой смерти (за исключением 1941—1944, когда журнал был запрещен немецкими оккупационными властями, а Мунье арестован). Целостность истории человечества для Мунье — человеческий абсолют, который совершенно не приемлет отвлеченность, но гарантирует постоянство человеческого бытия. Мунье, как и Ясперс, требовал коммуникации совести, общности свободных, полных чувства ответственности личностей. Мунье близко стоял к социалистическо-материалистическому образу мысли, но боролся с коллективизмом, поскольку он угрожает личности. Осн. соч.: Révolution personnaliste et communautaire, 1935 (рус. пер.: Персоналистская и общностная революция, 1999); Manifeste au service du personnalisme, 1936 (рус. пер.: Манифест персонализма, 1999); L’affrontement chrétien, 1944, нем. изд. 1950; Introduction aux existentialismes, 1946, нем. изд. 1949; Traité du caractère, 1946; Le personnalisme, 1949 (рус. nep.: Персонализм, 1992); Собр. соч.: Œuvres complètes 4 vol., 1961—1963. (На рус. яз.: Что такое персонализм, 1994; Надежда отчаявшихся, 1995.) С. Moix. La pensée d’E. M. Paris, 1960; J. M. Domenach. E. M. 1972; J. Roy. E. M., Paris, 1972.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

МУНЬЕ Эммануэль
(1905 - 1950) - французский философ, основатель и глава французского персонализма. В 1932 г. создал журнал «Эспри» («Esprit» - «Дух») - центр персон алистских исследований, руководил им до конца жизни. Философия Мунье вобрала в себя идеи христианского персонализма в его католическом варианте, философии жизни, экзистенциализма, марксизма. Фундаментальная ценность для Мунье - личность, строящая свой универсум и задающая ему смысл, свободная, открытая божественной реальности и миру, ответственная за его благополучие. Подлинное существование - «вовлеченное», в нем человек соединяется с другими в поисках истины и справедливости, «соприкасаясь со всеобщим сознанием, разделяет драмы своего времени». Личностный выбор вовлекает его в деятельность, которая изменяет окружающее, формирует самих людей, сближает их, ценностно обогащает. Таким образом напряженное нравственное совершенствование личностей, объединенных общением, подготавливает «революцию духа», способную привести к новому обществу. Мунье решительно отвергает фашизм (во время гитлеровской оккупации он был арестован, а его журнал закрыт), тоталитаризм всех видов, включая советский, критикует капитализм как общество отчуждения. Французскому персоналисту близок социальный идеал Бердяева - «персоналистская общинность»: христианский социализм, основанный на свободной коммуникации личностей.

Источник: Краткий философский словарь 2004

МУНЬЕ Эммануэль

(1905-1950) основоположник франц. Персонализма, филос. концепции, основу к-рой составляет признание абсолютной ценности личности. В 1932 основал влиятельный журнал “Esprit”, к-рым руководил до самой смерти. Рождение “Эспри” свидетельствовало о появлении на философской арене нового течения — французского персонализма, к-рому вместе с феноменологией, экзистенциализмом и Неотомизмом суждено было составить целую эпоху в философской жизни Франции первой пол. 20 в. Сквозь призму личностного существования М. истолковывает филос. проблемы — онтологич., гносеологич., социальные, вопросы этики, эстетики, культуры. Центр персоналистского учения о личности — идея “вовлеченного существования”, призывающая человека к активной и ответств. жизни, к осмысленному, творч. выполнению им гуманистич. миссии на Земле. Культура, в понимании М., — “глобальная функция” личности, ее деятельность по гуманизации мира и самого человека. В работе “Персонализм” (1949), к-рую Рикер справедливо назвал энциклопедией персонализма, М. дает определение культуры: “Культура — не какая-то часть личностной жизни, а ее глобальная функция. Для человека, к-рый сам себя создает и развивает, все есть культура, начиная с устройства завода и формирования собств. тела до умения поддерживать беседу или хозяйствовать на Земле... нет какой-то одной культуры, по отношению к к-рой всякая другая деятельность была бы некультурной (“культурный человек”), а есть столько культур, сколько видов деятельности. Об этом особенно необходимо напомнить нашей книжной цивилизации. Поскольку личностная жизнь является свободой и восхождением, а не накопительством и движением по кругу, то и культура ни в коей мере не может быть нагромождением знаний; цель ее — глубинное преобразование субъекта, и чем более она апеллирует к его внутр. миру, тем большие возможности открывает перед ним... культура — это то, что остается, когда мы уже не опираемся на знание: это — сам человек”. Конечно, творчество в известной мере нуждается в поддержке коллектива; жизнеспособные коллективы придают ему силы, заурядные удушают. Однако сам творч. акт идет от личности, даже если она затерялась в толпе: все т.н. нар. песни имеют конкр. автора. И если бы все люди вдруг стали художниками, не было бы больше художника как такового. В коллективистских концепциях культуры верно то, что, выступая против касты избранных, стремящихся подчинить культуру условностям, они объявляют народ истинным источником ее обновления. Наконец, культура непременно является трансцендированием и нескончаемым самопревосхождением. Как только культура останавливается, она перестает быть таковой: отсюда ее академизм, педантизм, “общее место”. Когда культура теряет в качестве своего ориентира универсальность, она иссушает себя; если же культура путает универсальное с застывшей всеобщностью, она затвердевает, превращаясь в жесткую систему. В широком смысле все зло коренится в социально-экон. строе. Он создает культурную касту и толкает искусство (придворное, салонное, церковное) к эзотеризму, снобизму или изысканности, академизму, фривольности, усложненности и брутальности. А когда техника, умножая средства, увеличивает и возможность менять формы в искусстве, деньги, к величайшей выгоде узкого круга людей, коммерциализуют их и опошляют, калеча творца, его произведение и публику. Художник, преподаватель или ученый по своему положению пребывают где-то между нищим-изгоем и рабом-исполнителем. Это зло несут с собой социальные структуры, и оно исчезнет только с их исчезновением. С неменьшей силой ослабляют культуру обесценивание совр. сознания, его отказ от широких перспектив, открываемых религией, разумом и т.п., а также ориентация на утилитарно-механич. результативность. Соч.: Revolution personnaliste et communautaire. P., 1935; Manifest an service de personnalisme. P., 1936; Le personnalisme. P., 1951; Introduction aux existentialismes. P., 1965; Персонализм. М., 1992; Что такое персонализм? М., 1994; Надежда отчаявшихся. М.. 1995. Лит.: Charpentreau J., Rocher L. L´esthetique personnaliste d´Emmanuel Mounier. P., 1966; Bornemeier М. Eugene lonesco und der Personalismus Emmanuel Mouniers. Fr./M., 1985. И. С. Вдовина. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

МУНЬЕ Эммануэль

(1 апр. 1905 – 22 марта 1950) – основатель и глава совр. франц. персонализма, организатор и руководитель его теоретич. органа – журн. "Esprit" ("Дух") (осн. в 1932). М. характеризует свою теорию как филос., моральное и социальное учение, основанное на признании абсолютной ценности личности. Человеч. личность, пишет М., "есть первичная реальность", она является "главным объектом и необходимым содержанием философии" ("Esprit", 1948, No 11, р. 685). М. резко отграничивает понятие личности от понятия индивидуума. Если индивид, по М.,– это изолированное человеч. "Я", замкнутый в себе, погруженный в свой внутр. мир человек (под к-рым М. подразумевает, в частности, "эгоцентрич. буржуа" совр. капиталистич. общества), то личность – это высшая духовная сущность, "единственная из всех реальностей Вселенной, подлинно "общаемая" (communicable. – Ред.)" ("Qu´est-ce que le personnalisme?", P., 1948, p. 52). В противоположность индивиду личность стремится не к достижению собств. счастья, а к благу всего общества. Но личность, в понимании М., не может удовлетвориться лишь земными идеалами. Она в конечном счете стоит "над" условиями природы и общества. Конечная цель личности – превзойти "эмпирич. план" своего существования и устремиться к "сверхчеловеч. миру абсолютных ценностей". В этом призыве к потустороннему, к мистич. "благодати" персонализм М. опирается на непреложные "истины" христианства и выступает как религ.-филос. учение явно прокатолич. ориентации. Хотя М. призывает личность к борьбе и активному служению человечеству, он считает осн. задачей каждого человека духовное самосовершенствование и стремление к трансцендентному. Без ориентации на трансцендентность "всякая свобода и всякая деятельность ведут к порабощению" (там же, р. 42). Персонализм М. – одна из разновидностей волюнтаристского идеализма (хотя сам М. называл свое учение "реализмом", противопоставляя его идеализму и материализму). Не отрицая реального существования внешнего мира, М. утверждал примат духовного над материальным, полагая, что "именно благодаря духу все вещи обладают плотностью" ("R?volution personnaliste et communautaire", P., 1935, p. 41). M. разделяет общую с экзистенциализмом теорию "вовлечения" (engagement), но вносит в нее нек-рые изменения. Согласно М., личность не "брошена" в мир, не враждебна ему, а разумно "вовлекается", активно включается в него, преобразуя его согласно своим морально-политич. устремлениям, вдохновляемым в конечном счете богом. Персонализм М. ставил перед собой и конкретные социально-политич. задачи: борьбу с капитализмом и колониализмом, выступления против фашизма, поддержку мира и т.п. Для их решения и распространения идей персонализма в целом М. попытался организовать междунар. группы журнала "Esprit", выступившие единым фронтом (правда, весьма кратковременным) с движением т.н. "третьей силы"; М. высказал солидарность с Движением Сопротивления и т.п. Но, выступая в роли обновителя совр. мира, М. усматривал путь освобождения человечества в плане морального обновления личности и оздоровления общества. Он выступал, с одной стороны, как решительный противник капитализма, с другой – открыто объявлял о необходимости преодоления марксизма, отвергал диктатуру пролетариата, классовую борьбу, партийную орг-цию, учение о социалистич. революции. М. выдвинул идею "персоналистской и общинной духовной революции", программу к-рой он изложил в "Манифесте персоналистов", противопоставленном им "Коммунистическому Манифесту" Маркса и Энгельса. Осн. положение персоналистской программы гласит, что "истинное общество носит личностный характер, само является личностью личностей" (там же, р. 66). Т.о., попытки М. осуществить синтез христианства, экзистенциализма и элементов марксизма свидетельствуют, насколько чуждо ему понимание классовой природы философии, ее партийности. Осн. внимание М. было направлено на "чистоту" духовных ценностей. Персоналисты считали, что лучше вовсе не делать революцию, чем совершать ее негодными, т.е. насильственными, средствами. Отсюда и двусмысленный лозунг М.: "Моральная революция будет экономической или ее вовсе не будет. Экономическая революция будет "моральной" или ее вовсе не будет" ("Qu´est ce que le personnalisme?", p. 14). Фактически M. вел нерешительную политику т.н. "атантизма" (выжидания), за что его резко критиковали франц. коммунисты (R. Garaudy, Lettre ? ?. Mounier, homme d´"Esprit", P., 1949). Соч.: La pens?e de Charles P?guy, P., 1931; De la propri?t? capitaliste ? la propri?t? humaine, P., 1936; Manifeste au service du personnalisme, P., 1936; L´affrontement chr?tien, Nch?t, 1944; Trait? du caract?re, P., 1946; Introduction aux ?xistentialismes, Nch?t., 1947; La petit peur du XX-mesi?cle, P., 1948; Carnets de route, t. 1–2, P., 1950–51; Personnalisme, 4 ed., Milano, 1955; Oeuvres, t. 1–3, P., 1961–62. Лит.: Кузнецов В. Н., Франц. персонализм, в сб.: Совр. объективный идеализм, М., 1963; Desanti J. T., Scrupules et ruses d´Emmanuel Mounier, "Nouvelle Critique", 1949, No 9; ?. Mounier. 1905–1950, "Cahiers Internationaux de Sociologie", P., 1950, v. 8; [Emmanuel Mounier ], "Esprit", 1950, No 12 (174); Bulletin des amis d´Emmanuel Mounier. Numero special pour le 20-e anniveisaire de la revue "Esprit", P., 1953; Mounier et sa g?n?ration, P., 1956; Jiun ?., Emmanuel Mounier, "Critique", 1956, t. 14, No 111–112; Moix С., La pens?e d´Emmanuel Mounier, P., 1960; Lestavel J., Introduction aux personnalismes, P., 1961; Ibarolla J., Le mouvement personnaliste, "Nouvelle Critique", 1961, No 128. Г. Сахарова. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

МУНЬЕ ЭММАНУЭЛЬ

1 апреля 1905, Гренобль — 22 марта 1950, Шатене-Малабри, близ Парижа) — основатель и ведущий теоретик французского персонализма, создатель журнала «Esprit» («Дух», октябрь 1932), которым руководил до самой смерти (за исключением 1941—44, когда журнал был запрещен оккупационными властями, а Мунье находился под арестом). Философское образование получил в университете Гренобля и в Сорбонне.
В основе учения Мунье лежит признание абсолютной ценности личности, находящейся в постоянном творческом самоосуществлении: личность первична по отношению к любым социальным системам, материальной и экономической необходимости. Непосредственное влияние на формирование взглядов Мунье оказала кризисная ситуация в период между двумя войнами, которую он расценил как общий кризис человека и цивилизации — одновременно экономический — и выход из которого видел в преобразовании мира на личностных началах. Опираясь на традицию философии субъективности, идущей от Сократа и Августина, и впитывая в себя антропологические идеи рационализма (Лейбниц, Кант) и иррационализма (Шелер, Бергсон, Бердяев), католик Мунье стремился создать общецивилизационное миропонимание, в центре которого находится человек, вовлеченный в судьбу мира, т. е. осмысленно и ответственно присутствующий в мире, и в то же время трансцендирующий — постоянно преодолевающий себя и мир в движении к абсолютному началу (Богу), несоизмеримому с человеком и вместе с тем задающему ему подлинные жизненные ориентиры.
В 1930-х гг., испытывая определенное влияние марксизма, Мунье понимает кризис человека как кризис его деятельных способностей, вызванный участием в капиталистическом производстве, и как упадок духовности, явившейся следствием буржуазного образа жизни и дехристианизации широких народных масс. В этот период «вовлечение» трактуется им преимущественно как труд: в работе «Персоналистская и общностная революция» («Revolution personaliste et communautaire», 1935) Мунье пишет о трех основных измерениях личности: воплощении, призвании, объединении, делая акцент на воплощении в труде. Труд понимается как творчество, в процессе которого человек выступает законодательным, целеполагающим существом, совершенствующим свой разум и чувства и вступающим в подлинно человеческое общение с себе подобными. Отличие своей философии от марксизма Мунье видит в предпринимаемой им попытке связать труд человека с его целостным самопроявлением в качестве личности. Путем коренного изменения цивилизации Мунье признает революцию — одновременно социально-экономическую и духовную.
Духовный мир личности — другая, наряду с вовлечением, главенствующая тема персонализма Мунье. В этом отношении он сближается с христианским экзистенциализмом Г Марселя. Заимствуя у феноменологии идею интенциональности, Мунье трактует ее как трансцендирование, как открытость человеческого внутреннего мира некой высшей реальности, устремленность к высшему бытию, существование которого индивид ощущает в моменты откровения, когда мир предстает перед ним во всей своей глубинной реальности и человек соединяется с тотальным Целым. В деле преобразования цивилизации на личностных началах Мунье здесь более всего полагается на «внутреннюю революцию» — на преобразование человеком своего внутреннего мира, на усвоение им христианских ценностей.
Значительное место в персонализме Мунье принадлежит проблеме межчеловеческой общности. Человеческое чувство общности он относит к фундаментальным характеристикам личности; согласно Мунье, «личность существует только в движении к другому, познает себя только через другого, обретает себя только в другом» (Мунье Э. Персонализм. М., 1992, с. 39). Неопровержимым cogito человека является акт любви, которая представляет собой сверхприродное отношение, новую форму бытия, дарующегося человеку по ту сторону его естества и требующего от него возможно полной самореализации в свободе.
Основополагающие понятия персонализма Мунье — личность, творчество, трансценденпия, межличностное общение и др.— в значительной степени определяются через художественное творчество и искусство. Создавая журнал «Esprit», Мунье намеревался содействовать развитию литературы и искусства и через них выражать идеи «личностной философии». Художник в его концепции представал проповедником и проводником личностного существования, а произведения искусства считались моделью подлинно личностного самоосуществления человека-творца: в акте художественного творчества человек осуществляет себя как свободный целеполагающий субъект, он творит новую реальность, стремясь соединиться с идеальной сущностью всех вещей. Значение искусства Мунье видел также в том, что только ему дано выразить невыразимую сущность божественной трансценденции; высшим назначением искусства он объявил проникновение во внутренние бездны человека, где обнаруживается присутствие божественной души; искусству принадлежит и особая роль в обеспечении подлинного общения людей — благодаря восприятию художественных произведений нравственная взаимность людей получает эстетическое подтверждение и обоснование.
Идеи персонализма Мунье получили широкое распространение в мире. Персоналистски ориентированные философские концепции существуют во многих странах. Идеи Мунье стали теоретической основой различных направлений социальной теологии: теологии труда, теологии личности, теологии революции, теологии освобождения. Персоналистская версия христианства способствовала переориентации официальной доктрины современного католицизма. Многие идеи персонализма входят в мировоззренческий багаж нынешнего главы римско-католической церкви Иоанна Павла II. Соч.: Oeuvres, V. 1—IV. Р., 1961—1962; Надежда отчаявшихся. М., 1995; Манифест персонализма. М., 1999. Лит.: ВдовинаИ. С. Французский персонализм. М., 1990.
И. С. Вдовина

Источник: Новая философская энциклопедия