МУЛА-МАДХЬЯМАКА-КАРИКА

Найдено 1 определение
"МУЛА-МАДХЬЯМАКА-КАРИКА"
(санскр. Mu–la-madhyamaka-ka–rika–h, тиб. rtsa so, «Коренные строфы о Срединности») — основополагающий трактат махаянской школы мадхьямака, созданный Нагарджуной в конце II в. и входящий в канонические буддийские собрания на китайском (Трипитака) и тибетском (Тенгьюр) языках. Санскритский текст сохранился только в составе «Прасанна-пады» («Ясные строки») Чандракирти (VII в.), комментирующего две вступительные строфы и 447 строф основного текста (в 27 главах) произведения Нагарджуны. Последнее слово названия — «карика» (строфы) зачастую по-русски произносится «карики», чтобы передать множественное число. Текст сохранился также в китайских и тибетских переводах, как и автокомментарий Нагарджуны, называющийся «М.-м.-к.-вритти», «Акутобхайя», или «Толкования Коренных слов о Срединности, называемого Бесстрашным». По-видимому, аутентичным является тибетский перевод, а китайская версия — лишь пересказ. Трактат представляет собой руководство по логико-полемическому мастерству, с помощью которого монахи-мадхьямики подвергали деструкции (ниспровержению) основные философские понятия и религиозные доктрины идейных противников, опровергали их доводы. Каждая глава посвящена опровержению отдельных категорий — как общефилософских (причина и условия, самосущее, время, соединение и т.д.), так и собственно буддийских (страдание, Будда-татхагата, 12 звеньев цепи взаимозависимого происхождения и т.д.). Доказывая внутреннюю противоречивость, недостоверность и даже абсурдность (прасанга) аргументации оппонентов, Нагарджуна в апофатической (всё отрицающей) манере демонстрировал коренные учения и ценности ранней Махаяны: 1) во взаимообусловленном мире нет ни одной самостоятельной сущности (ни Бога, ни Будды, ни материи, ни другой первопричины), на которую можно было бы опереться, именно поэтому мир пуст (шунья), но и пустота пуста; 2) все теоретико-познавательные средства (прамана) недостоверны, абсолютная истина (парамартха-сатья) ими не постижима и не выразима. Вот примеры рассуждений Нагарджуны: «Кто не накапливает «моё» и не стремится созидать «я», Тот ведь тоже не существует. Кто смотрит на некоего человека, как на свободного От «моего» и от стремления созидать «я», тот ничего не видит. // Когда совсем прекращается стремление накапливать «моё» И созидать «я» как внешне, так и внутри самого себя, Тогда приходит конец желанию обладать (обладанию), И от этого прекращения прекращается череда рождений. // В силу прекращения деяния и омрачения наступает освобождение. Деяния и омрачения проистекают от размышлений (суеты мыслей, викальпа). Они (деяния и омрачения) также проистекают от многообразия проявлений (прапанча), А многообразие исчезает в состоянии пустотности. // Просветлённым было известно о «самости», Но они учили, что «самости нет», И учили также, что нет Никакой самости и никакого отсутствия самости. // Тогда исчезает то, что названо. Когда исчезает сфера органов восприятия ума (сознания). Подобно прекращению череды рождений, Подлинная реальность не имеет ни происхождения, ни исчезновения. // Всё является реальным или нереальным, Или реальным и нереальным, Или ни реальным, ни нереальным – Таково Учение Просветлённого. // Не обусловленная другим, умиротворённая, Не проявляемая через многообразные проявления, Не схватываемая понятийно, не имеющая различных значений – Вот что свойственно высшей реальности. // Нет ни однозначности, ни множественности значений, Нет ни уничтожимости, ни вечности – Такова бессмертная истина Учения Просветлённых, Кои суть покровители этого мира». (гл. 18, строфы 3–9, 11. Контекст и перевод автокомментария см. Андросов В.П. Учение Нагарджуны о Срединности... М., 2006. С. 350–359). «М.-м.-к.» имеет богатую традицию комментирования, которая продолжается до сих пор, в том числе на европейских языках. Такое внимание к труду привлечено не только благодаря авторству основателя школы, но и содержательным аспектам.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.