МОТРОШИЛОВА Неля Васильевна

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

МОТРОШИЛОВА Неля Васильевна
Родилась 21 февраля 1934 в селе Староверово Харьковской области, Украинская ССР. Окончила философский факультет Московского государственного университет им. М.В. Ломоносова (1956). С 1959 г. в Институте философии РАН; заведовала отделом историко-философских исследований; ныне гл.н.с. В 1963 г. в Институте философии АН СССР защитила кандидатскую диссертацию «Критика идеалистических теорий активности субъекта (на примере феноменологии Э. Гуссерля и социологии познания)». В 1970 г. там же защитила докторскую диссертацию «К проблеме социальной обусловленности познания (из истории философии XVII-XVIII вв.». В разные годы преподавала в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, Московском инженерно-физическом институте, Всесоюзном государственном институте кинематографии, 3-м Медицинском институте, Государственном университете гуманитарных наук. Главный редактор «Историко-философского ежегодника». Отв. ред. учебника «История философии: Запад – Россия – Восток» в 4-х тт. (1994-99, 2010), двуязычного собрания сочинений Канта в 4-х тт. (1994-2006). Награждена медалью Института философии РАН «За вклад в развитие философии» (2009), орденом ФРГ «Bundesverdienstkreuz am Band» (2005). Лауреат Премии имени Г.В. Плеханова за выдающиеся научные работы по философии, РАН (2000) и премии Фонда Александра фон Гумбольдта (1994). Специалист по истории философии. Исследовала вопросы: место философии и философов в исторически развивающемся обществе, теория познания Канта, философия права, учение Канта о свободе, проблемы системности у Гегеля, система категорий «Науки логики» как логики науки, философия права, свободы, гражданского общества, специфика гегелевской феноменологии. В исследованиях по феноменологии делает акцент на концепции «чистого сознания» Гуссерля как философской модели, содержащей объединяющую конструкцию существенных черт со знания и предлагающей методы их раздельного анализа («чистое созерцание» и описание сущностей). Исследуются: сознание как бесконечный поток, разделенный на целостные части (феномены), направленный на предмет (интенциональный), содержащий пересечения предметных аспектов (ноэматических) и относящихся к различным свойствам актов (ноэтических), содержащий «смыслодающие» функции, «чистые сущности» как «чистые возможности», приобретающий «временные» и «бытийственные» (онтологические) измерения, конституирующий такие целостности, как «мир», «природа», «бытие», «субъект», «чистое Я», «интерсубъективность». Провела систематическое исследование трансцендентальной феноменологии. Разработала концепцию мировой цивилизации, проанализировала понятия «цивилизация» и «варварство», «эпоха» и «историческая ситуация», а также осмысливает роль «официального» и «неофициального» философского сообщества в становлении философии. Исследует механизмы, благодаря которым цивилизация выполняет свои главные функции: сохранение, преемственность, развитие человеческого рода, выявляет коренные противоречия цивилизации, в том числе и порождающие мощные выбросы варварства в её истории. В центре исследований – наиболее острые глобальные угрозы современному миру: экологические катастрофы, проблемы свободы и мультикультурализма, бюрократии и коррупции, реформирования гуманитарной науки в нашей стране, опасности изоляционизма для развития философии и культуры в целом. Провела социально-философский анализ понятий «гражданское общество» и «общественный договор», и занимается разработкой современной концепции гражданского общества.
Основные публикации: Учение Э. Гуссерля о вещи, восприятии и пространстве // Историко-философский ежегодник. 1998. М.: Наука, 2000; Интенциональность в «Логических исследованиях» Э. Гуссерля // Вопросы философии. 2000. № 4; Идеи единой Европы: философские традиции и современность // Вопросы философии. 2004. № 11–12; Варварство как оборотная сторона цивилизации // Вопросы философии. 2006. № 2; Книга Шпета «Явление и смысл» как веха в развитии феноменологии // Историко-философский ежегодник. 2006. М.: Наука, 2006; Понятие и концепция жизненного мира в поздней философии Эдмунда Гуссерля // Вопросы философии. 2007. № 7; Глобализация и критическое обновление ценностей разума, просвещения и общественного договора // Россия в глобализирующемся мире. М.: Наука, 2007; «Мир» как проблема поздней феноменологии Эдмунда Гуссерля // Историко-философский ежегодник. 2007. М.: Наука, 2008; О современном понятии гражданского общества // Вопросы философии. 2009. № 6; Ранний Гуссерль и неокантианство// Неокантианство немецкое и русское. М., 2010; «Феномен», «явление», «гештальт»: терминологические и содержательные проблемы «Феноменологии духа» в соотнесении с философией Канта // «Феноменология духа» Гегеля в контексте современного гегелеведения. М., 2010; «Социальная эпистемология»: новые проблемы, дискуссии и дихотомии // Ценности и смыслы. 2011. № 5; Учение Юма сквозь призму критицизма Канта // Д. Юм и современная философия. М., 2012.

Источник: Философы современной России. 2015 г.

МОТРОШИЛОВА Неля Васильевна
(р. 1934) — спец. в обл. истории западноевропейской филос, теории познания; д. филос. н., проф. Окончила филос. ф-т МГУ (1956). С 1959 - в ИФ РАН (прежнее название- ИФ АН СССР), в наст, вр.- зав. отделом истории филос. М. — отв. ред. «Историко-философского ежегодника», ряда др. изд., среди к-рых «Социальная природа познания: теоретические предпосылки и проблемы» (М., 1979); «Studien zur Geschichte der westlichen Philosophie» (Frankfurt am Main, 1986); «Философия Мартина Хайдеггеpa и современность» (М., 1991). М. внесла значительный вклад в иссл. западноевропейской филос. Нового времени и XX в. В обл. нем. класс, филос. ее внимание сосредоточено на филос. Канта и Гегеля (в кантоведении: теория познания Канта; филос. права, учение Канта о свободе; в гегелеведении: проблемы системности у Гегеля; система категорий «Науки логики» как логики науки; соц. филос. Гегеля — филос. права, свободы, гражд. об-ва; специфика гегелевской феноменологии). В иссл. М. феноменологии и экзистенциализма на первый план выступают: концепция «чистого сознания» Гуссерля как филос. модель, содержащая объединяющую конструкцию существенных черт сознания и предлагающая методы их раздельного анализа («чистое созерцание» и описание сущностей). Обращается внимание на следующие черты: сознание — бесконечный поток, разделенный на целостные части (феномены), направленный на предмет (интенциональный), содержащий пересечения предметных аспектов (ноэматических) и относящихся к разл. свойствам актов (ноэтических), содержащий «смыслодающие» функции, «чистые сущности» как «чистые возможности», приобретающий «временные» и «бытийственные» (онтол.) измерения, конституирующий такие целостности, как «мир», «природа», «бытие», «субъект», «чистое Я», «интерсубъективность». В поел, годы М. занимается детальным анализом 2-го тома «Логических исследований» Э. Гуссерля. Еще в 1960-е М. начала разрабатывать концепцию соц.-ист. обусловленности познания, к-рая в 1980е была дополнена проблемами развития филос. и социол., мировой цивилизации, иссл. соц.-ист. корней нем. класс, филос. под углом зрения понятий «цивилизация», «эпоха», «историческая ситуация»; роль «официального» и «неофициального» филос. сообщества в развитии филос. и др. В 1980е начато и продолжается иссл. истории рус. филос, особенно феноменологич. и экзист. (Л. Шестов, Г. Шпет, Б. Яковенко); исследуется перекличка филос. идей России и Запада в конце XIX в. — начале и конце XX в. Ряд иссл. М. посвящен новым и новейшим течениям в зап. филос, их представителям («филос. портреты» Ю. Хабермаса, В. Хесле и др.). Под руководством М. подготовлен и опубликован 4-томный уч. «История философии: Запад—Россия—Восток» (1994-98), в к-ром в едином комплексе проанализирована история филос. разл. эпох, стран и регионов. М. — автор глав этого уч., посвященных античной филос, филос. Нового времени (великие философы XVII в.; нем. филос. XVIII-XIX вв.); рус. филос. «серебряного века», зап. филос XX в. М. — рук. и один из исполнителей проекта двуязычного немецко-рус изд. собр. соч. И. Канта. Ответственный ред. и сост. (совм. с Ю. В. Синеокой) сб. «Фридрих Ницше и философия в России». СПб., 1999.
Соч.: Принципы и противоречия феноменологической философии. М., 1968; Путь Гегеля к «Науке логики». М., 1984; Современное исследование философии Гегеля: новые тексты и проблемы // ВФ. 1984. № 7; Ориентации новой личности и их выражение в философии человека XVII столетия // Историко-философский ежегодник. 1986. М., 1986; Диалектика системности и системность диалектики в «Науке логики» Гегеля // Философия Гегеля: Проблемы диалектики. М., 1987; Социально-исторические корни немецкой классической философии. М., 1990; Рождение и развитие философских идей. М., 1991; Freiheit und Vernunft // Weiner Jahrbuch fur Philosophie. Bd. XXIII. 1991; Драма жизни, идей и грехопадения Мартина Хайдеггера // Квинтэссенция. 1992; Парабола жизни Льва Шестова // ВФ. 1992. № 1; Delineation of Gegenstandlichkeiten in Edmund Husserl's 2 v. «Logical Investigation» // Analecta Husserliana. 1992. V.XXVII; История философии: Запад—Россия—Восток. Т. 1-2. (Ред. и соавтор); Т. 3-4. (соред. и соавт.). М., 1994-1998 (2-е изд. 4-го т. М., 2000); Значение книги С. Франка «Предмет знания» // Историко-философский ежегодник. 1997. М., 1999; Дискуссии о философии Ф. Ницше в России серебряного века // Фридрих Ницше и философия в России. СПб., 1999; Вл. Соловьев и Ф. Ницше: Поиск новых философских парадигм // Там же; «По ту сторону добра и зла» как философская драма // Там же; Варварство как оборотная сторона цивилизации // Философия, наука, цивилизация. М., 2000; Интенциональность в «Логических исследованиях» Э. Гуссерля // ВФ. 2000. № 4; статьи: Философия Нового и Новейшего времени, «Феноменология духа» Гегеля; «Чистое бытие» (категория Гегеля), Трансцендентальный идеализм, Гуссерль Э., «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» (соч. Гуссерля Э.), Конституирование, Финк О., Хабермас Ю., «Теория коммуникативного действия» '(соч. Хабермаса Ю.) и др. // НФЭ: В 4 т. М., 2000-01; «Идеи I» Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию. М., 2003; Работы разных лет: Избранные статьи и эссе. М., 2005; Идеи единой Европы: традиции и современность. Ч. 2 // ВФ. 2004. № 12; И. Кант: между явлением (Erscheinung) и «феноменом» // Философия и история философии: Актуальные проблемы. М., 2004; Мыслители России и философия Запада (В. Соловьев. Н. Бердяев. С. Франк. Л. Шестов). М., 2006; Варварство как обратная сторона цивилизации // ВФ. 2006. № 2; Понятие и концепция жизненного мира в поздней философии Эдмунда Гуссерля // ВФ. 2007. № 7, 9; Эдмунд Гуссерль: на пути концепции «жизненного мира» (20-е годы XX века) // ФН. 2007. № 1.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009