МОТИВ

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Мотив
от лат. moteo — двигаю) — движущая сила, повод, побудительная причина.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Мотив
(лат. motivum – движимый; motivus, motus – двигаться; movere – двигать) – 1. Побудительная причина, повод к какому-либо действию. 2. Довод в пользу чего-либо.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

МОТИВЫ
психолог.: то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В широком смысле к мотивам относят потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

Мотив
это импульс побуждения к деятельности. Мотив можно изобразить в виде цепочки импульсов или в виде пути движения на поверхности яйца выживания, вершиной которого является человеческое счастье и Любовь.

Источник: Краткий критериологический словарь

МОТИВ
от лат. moteo - двигаю) - движущая сила, повод, побудительная причина. Мотив не определяет действие, он только проявляется "в и через контуры действия" (Сартр). В эстетике мотивом (или сюжетом) называют материал, давший повод художественному изображению.

Источник: Философский энциклопедический словарь

МОТИВ
побудитель деятельности человека, социальных групп, ради чего она и совершается. Мотивация, то есть процесс побуждения человека, социальной группы к совершению определенной деятельности, тех или иных действий, поступков, представляет собой сложный процесс, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решений.
Литература: [37, 100, 127].

Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013

МОТИВ
причина, которой мы оправдываем наши действия. Противостоит «движущей силе», являющейся реальной причиной нашего действия, действительно его вызывающей. Мотив — это осознанная причина, социальное и часто ретроспективное оправдание наших действий, тогда как движущая сила — это чувство, аффективное состояние, которое может к тому же остаться бессознательным.

Источник: Философский словарь

Мотив
осознанное побуждение, обусловливающее действие для удовлетворения к.-л. потребности человека. Возникая на основе потребности, М. представляет ее более или менее адекватное отражение. М. является определенным обоснованием и оправданием волевого действия, показывает отношение человека к требованиям об-ва. Мотивы играют важную роль в оценке действий и поступков, т. к. от них зависит, какой субъективный смысл имеет действие для данного человека.

Источник: Философский словарь. 1963

МОТИВ
(Motiv; лат.) — движущая сила, повод, побудительная причина. Мотив не определяет действие, он только проявляется «в и через контуры действия» (Сартр). В эстетике мотивом (или сюжетом) называют материал, давший повод художественному изображению. Американский психолог Г. Олпорт пытается доказать функциональную автономию мотивов. В. Гельпах говорит об исчезновении мотивов, характеризуя такое этнопсихологическое явление, когда при наличии институциональных форм существования психическая жизнь усваивает жесткие стандарты и для действий в соответствии с мотивами не остается места. В современной психологии учение о мотивах приобретает все большее значение.
Allport. Personality. London, 1938, dt. 1949; W. Tomann. Dynamik der M. e., 1954; P. Keiler. Wollen und Wert. Grundlegung einer psycholog. Motivationslehre, 1970; T. Hahn. Motivation, M. forschung, M. theorien, 1985.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Мотив
(мотивы, сфера мотивации)(от лат. moveo – двигаю) – внутреннее основание идеальной программы человеческой деятельности, побуждающее к созданию и реализации программы. М. включает в себя потребности, интересы, цели, ценности, идеалы и установки, для реализации которых строится проект, включающий в себя соотносящиеся друг с другом средства, способы, предмет и результат деятельности. Этот проект предполагается воплотить в структуре деятельности по его реализации. Значение любой деятельности может быть адекватно оценено только через соотнесение её мотива и результата. Абсолютизация М. может привести к ситуации, когда «благими намерениями дорога в ад выстлана», а абсолютизация результата без учета его мотивов - к невозможности прогнозировать дальнейшее поведение субъекта, что является важнейшей предпосылкой возможности успешной манипуляции сознанием.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.3: Антропология. СПб. 1999. С.107-130.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

МОТИВ
(лат. movere – приводить в движение, толкать) – совокупность внешних или внутренних условий, побуждающих человека действовать определённым образом и делающих его активность целенаправленной; осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности; идеальный или материальный предмет, побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности, ради которой она осуществляется. Комплекс осознаваемых и неосознаваемых М., вызывающих активность личности к совершению конкретных действий и определяющих их направленность к цели называется мотивацией. Между мотивом и потребностью имеется существенное различие. Потребность может быть потенциальным и реальным побудительным фактором, т. е. действовать или не действовать в данный момент, оказывать или не оказывать влияние на поведение и деятельность человека. Мотив всегда является актуально действующим фактором. Потребность порождает общее состояние активности, мотив же делает активность целенаправленной. Другими словами, понятие мотив включает в себя такие понятия, как потребность, побуждение, склонность, выраженные в стремлении человека к определённой, осознанной цели, имеющей личностный ценностный момент и которую субъект, стремится достичь (254. Т. 1, с. 33).

Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018

МОТИВ
лат. movere - побуждать, приводить в движение) - одно из понятий, описывающих сферу побуждения субъекта к деятельности - наряду с потребностями, интересами, установками, эмоциями, инстинктами. Выражает тенденцию поддержания и возрастания индивидуального уровня деятельности в различных сферах активности человека. М. может пониматься как предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность и поступки, или как причина, лежащая в основе выбора действий и поступков и объясняющая их. Психологические направления расходятся в определении природы и функций М., места М. в структуре психики. Предполагается, что деятельность с необходимостью мотивирована, но сам М. не всегда достигает осознания, скрываясь в бессознательном (психоанализ). При достижении достаточной степени осознанности М. выступает в качестве конструктивного начала человеческого Я (гуманистическая психология). Участие М. в процедурах смыслообразования, т.е. сообщения личностного смысла действиям и обстоятельствам, превращает его в полифункциональный, сложноструктурированный феномен. В то же время в семиотике М. как функция - простейшая смысловая единица повествования. Предметом анализа по методу В.Я. Проппа становятся совокупности действий, повторяющихся в различных нарративных формах. См. также: Мотивация.
Д.М. Булынко

Источник: Новейший философский словарь

МОТИВЫ
нем. Motive, франц. motif, от лат. moveo - двигаю) в психологии, то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В совр. психологии термин «М.» применяется для обозначения различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта. К М. относятся потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы.
М. посвящены многочисл. работы представителей бихевиоризма и глубинной психологии. Бихевиористы обычно понимают под М. любые стимулы как внешние, так и внутренние («мотивационные переменные»), способные вызывать иди активизировать поведение. В глубинной психологии роль главных М. приписывается заложенным в человеке биологич. инстинктам и влечениям, к-рые иод влиянием социальных условий отчасти подавляются и выступают в своих непрямых, символич. формах (психоанализ Фрейда и др.). Важным вкладом в развитие учения о М. была разработка идей о субъективно-объективной природе М. (понятие о «побудит, силе» вещей Левина), о независимости М. человека от элементарных биологич. потребностей (Олпорт) и об «идеаторном», осознанном характере М., выражающих систему жизненных ценностей человека (Ж. Нюттен, Франция).
В сов. психологии проблема М. разрабатывается в связи с исследованием строения человеч. деятельности и сознания. В М. конкретизируются, «опредмечиваются» потребности, к-рые не только определяют собой М., но, в свою очередь, изменяются и обогащаются вместе с изменением и расширением круга объектов, служащих их удовлетворению, и способов их удовлетворения. Еще более ярко роль М. в трансформации человеч. потребностей проявляется при возникновении М., не имеющих аналогов у животных и впервые рождающихся лишь в обществе. Представление о предметной и социальной природе М. противостоит как теориям, ставящим человеч. М. в зависимость от «глубинных» инстинктивных влечений, так и теориям, приписывающим побудит, силу субъективным эмоциональным переживаниям, поскольку не эмоции определяют сферу М. человека, а, наоборот, развитие М. человеч. деятельности обогащает и перестраивает сами эмоции и чувства.
Мотивация, процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий и поступков, часто представляет собой сложный акт, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решений. Этот процесс психологически осложняется тем, что далеко не всегда реальные М. осознаются субъектом актуально, т. е. при подготовке и выполнении действия. От М. следует отличать мотивировки, т. е. высказывания, оправдывающие то или иное действие путем указания на побудившие его объективные и субъективные обстоятельства; мотивировки могут не совпадать с действительными М. поступка или даже сознательно маскировать их. Изучение мотивационной сферы составляет центр. проблему психологии личности, ее историч. и онтогенетич. развития.

Источник: Советский философский словарь

МОТИВЫ
франц., ед. ч. motif, от лат. moveo – двигаю) – побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением определ. потребностей; совокупность внутр. психологич. условий, вызывающих, направляющих и управляющих человеч. действиями и поступками. Объект потребности, отражаясь в голове человека и побуждая к деятельности, выступает в качестве М., предполагающих более или менее осознанную цель действия. Отношение М. к цели действия выражает смысл деятельности. Т.о., М. не тождественны целям действия, образуя с ними единство. Одни и те же M. порождают различные по целям действия, сходные действия могут вызываться разными М. Поскольку потребности человека детерминированы его обществ.-историч. деятельностью, то и М., как форма проявления его потребностей, всегда означают "...то объективное, в чем эта потребность конкретизуется в данных условиях и на что направляется деятельность, как на побуждающее ее" (Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, 1959, с. 225–26). В качестве побуждений сознат. деятельности М. являются "идеальными силами" и "идеальными стремлениями". Материалистич. взгляд на М. человеч. деятельности состоит в том, чтобы, признавая существование идеальных побудит. сил, не останавливаться на них, а идти к их движущим обществ.-историч, причинам, к-рые в головах действующих людей принимают форму данных M. или побуждений. М. могут выступать в форме образов, мыслей и волевых стремлений, отличаясь значит. многообразием. В зависимости от того, насколько осознаны М., различают влечения и желания. Влечения – это М. деятельности, представляющие собой еще не дифференцированную, недостаточно отчетливо осознанную потребность. Желание как М. деятельности характеризуется осознанностью потребности, при этом опознаваться могут не только объекты потребности, но и возможные пути ее удовлетворения. Среди разнообразных М. в каждый момент жизни человека одни получают большее, другие меньшее значение и в связи с этим может возникать борьба М. Одно желание субъективно противопоставляется другому, сталкивается с ним. Исход борьбы М. зависит от уровня развития личности. М, отличаются друг от друга видом потребности, к-рой они отвечают, формой, к-рую они принимают (понятие, образ, мысль, мечта и т.п.), степенью актуализации или действенности, широтой или узостью, конкретным содержанием деятельности, в к-рой они реализуются (М. трудовой деятельности, М. учебной деятельности и т.д.). Сложные виды деятельности, как правило, отвечают не одному, а нескольким одновременно действующим и взаимодействующим М., образующим разветвленную систему мотивации действий и поступков человека. Психологич. изучение М. открывает широкие возможности науч. предвидения характера, хода и результата деятельности, а также ее формирования. См. также Воля, Интерес, Личность, Потребности. Лит.: см. при ст. Потребности. А. Петровский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

МОТИВ
лат. moveo - приводить в движение, толкать) - внутреннее, субъективно-личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении. Среди родственных понятий - стимул, намерение, цель, относящихся к идеальной стороне поступка, М. занимает особое место, являясь основанием поступка. М, реализуется в цели, хотя в практике нравственной деятельности возможны несовпадения цели и М. (стремление к общественной активности, напр., может быть мотивировано как желанием бороться с недостатками, так и карьеристскими устремлениями). По вопросу о подлинно нравственном содержании М. в истории этики предлагались самые различные решения, в зависимости от понимания природы и назначения морали. В качестве моральных М. выставлялись стремление к наслаждению, к счастью, «разумно понятый» частный интерес, служение богу, укрощение плоти (Аскетизм), повиновение категорическому императиву и т. д. Часто противопоставлялись друг другу «мораль добродетели» - стремление человека к добру и «мораль долга», - самоподчинение человека моральному закону (Формализм, Деонтология). Марксистская этика преодолевает противоположность между моралью долга и добродетели, «внутренней» нравственностью М. и «внешней» моральностью деяния (Легализм). Поскольку требования морали направлены на осуществление определенных социальных потребностей, прежде всего имеют значение сами действия, совершаемые людьми. Но помимо объективного результата всякого действия имеет значение также и его М., ибо мораль регулирует поведение людей в значительной мере посредством личного сознания каждого человека. В прямой зависимости от нравственного содержания М. определяется мера ответственности (вины) личности за совершенный поступок: она возрастает (отягчается), если негативный по последствиям поступок имел в основании антигуманные или эгоистические побуждения, и смягчается, если таким основанием были М. сочувствия, жалости и т. п. В. И. Ленин указывал на различие (в «личном смысле») оценки аморальных поступков, совершенных «по слабости» и «по умыслу». Если человек действует (пусть даже сами эти действия соответствуют требованиям обстоятельств и нравственным нормам), руководствуясь не моральным М., а страхом перед наказанием, соображениями эгоизма, карьеризма, тщеславия, то в иных обстоятельствах этот же человек (когда его интересы будут расходиться с общественными или если он почувствует безнаказанность своих поступков) способен совершить и безнравственное деяние. Поэтому марксистская этика рассматривает М. и деяние человека в тесном единстве. Особенно большое значение придается М. в коммунистической нравственности, к-рая предполагает сознательное служение личности интересам об-ва. Для социалистического об-ва важно не просто достижение той или иной цели, диктуемой конкретными обстоятельствами, но и то, как ее реализация в конечном итоге способствует осуществлению высшей цели - построению коммунизма, формированию нового человека, Поэтому коммунистическая нравственность специально формулирует ряд требований, имеющих отношение к М.,-идейность, сознательность, убежденность, принципиальность, причем значение личной сознательности как регулятора поведения в- процессе строительства коммунизма возрастает.

Источник: Словарь по этике

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
291.74 кб

Мотив змея-поезда в русской прозе 1920-30-х годов

Комагина С. Г.
Автор обнаруживает знаки архаического змея в образе поезда в русской прозе 1920-30-х годовThe author of the article finds the signs of an archaic snake in the image of a train in the Russian prose of 1920-1930s
Читать PDF
163.83 кб

Разрушение искусства: языковой мотив искусствоведческого и исторического переживания мысли

Нехаева Ираида Николаевна
Статья содержит иронический взгляд на положение, которое искусство вынуждено занимать благодаря языковой форме его переписывания, располагающей искусство где-то между искусствоведческими и историческими интенциями и определяющей е
Читать PDF
217.03 кб

Мотив испытания веры в творчестве Ф. М. Достоевского и Ю. В. Мамлеева

Семыкина Р. С.-И.
Читать PDF
304.64 кб

Мотив богоподмены в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Юнгеров Юрий Александрович
В достоевсковедении достаточно подробно рассмотрены мотивы бунта и богоборчества. Однако в творчестве писателя эти мотивы трансформировались в мотив богоподмены.
Читать PDF
192.06 кб

Мотив эволюции в творчестве В. С. Соловьёва

Оболевич Т.
Рассмотрены некоторые мотивы теории эволюции в творчестве В. Соловьёва. Идея эволюционного развития мира, стремящегося к совершенному соединению с Богом, красной нитью проходит через все творчество Соловьёва.
Читать PDF
2.00 мб

Роль простеца (Idiota) и мирянина (laicus) в сочинениях Николая Кузанского как мотив Реформации в ег

Матиас Фоллет
Читать PDF
309.60 кб

Мотив радикализма в дискурсе теоретиков акторно-сетевого подхода: принцип симметрии

Кононова Яна Вячеславовна
В качестве исследовательской задачи автором была определена попытка раскрыть полемический характер направляющих моментов современного теоретизирования, маркирующих смещение интерпретационных рамок, происходящее в социологической м
Читать PDF
352.53 кб

Мотив. Мотивация. Мотивация к развитию. Новое видение и восприятие

Ващенко Александр Николаевич
Теория мотивации рассматривает понятия «мотив», «мотивация» с точки зрениядеятельности, общества, государства. Рассматриваются взаимоотношения и взаимосвязь мотива и мотивации.
Читать PDF
448.00 кб

Мотив света и критика автономного субъекта в творчестве А. Мёрдок

Гильманов Владимир Хамитович, Тимонина Татьяна Юрьевна
Рассматривается хайдеггеровское понятие автономии как философский принцип самостоятельности бытия и его актуализация в творчестве А. Мёрдок.
Читать PDF
281.26 кб

Мотив смерти в философии Ф. Ницше

Цветухина Екатерина Андреевна
В статье предпринимается попытка объяснить основные категории философии Ф. Ницше из жизни самого философа.
Читать PDF
469.66 кб

Мотив плоти в творчестве Д. Кроненберга в ракурсе онтологии субъективности Ж. Делеза

Чегодаев Александр Александрович, Чегодаева Екатерина Геннадьевна
Статья посвящена интерпретации мотива плоти в творчестве канадского режиссера Дэвида Кроненберга.

Похожие термины:

  • МОТИВ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ

    стремление вызвать интерес к своей персоне, произвести на окружающих людей благоприятное впечатление, завоевать их признание и, тем самым, утвердить себя на общественном, социально‑психологичес
  • МОТИВ САМООПРАВДАНИЯ

    стремление оправдать себя, отрицать или ограничить свою ответственность за поведение, которое считается социально неприемлемым и вызывает возражения со стороны окружающих людей и общественных
  • МОТИВ ЗАЩИТЫ

    (древ.‑рус. щитъ – воинский доспех, служащий для прикрытия от ударов) – психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний и проявляющийся в стремлении защититься от чув
  • МОТИВ ВЛАСТИ

    (древ.‑рус. влащь – сила, могущество, господство) – стремление оказывать значимое влияние на людей, регламентировать их жизнь, выполнять лидирующую роль, занять руководящую позицию, управлять и п
  • МОТИВ ИГРОВОЙ

    (древ.‑рус. играти – забавляться, веселиться, шутить) – механизм реализации осознанной непродуктивной деятельности, где смысл лежит не в её результате, а в самом процессе. Проявляется среди тех, к
  • МОТИВ АЛЬТРУИСТИЧЕСКИЙ

    (лат. alter – другой) – стремление любыми средствами помочь другому человеку, сохранить имеющиеся социальные связи и отношения, предотвратить конфликты с окружающими. Проявляется в широком диапазо
  • МОТИВ ЭГОИСТИЧЕСКИЙ

    (лат. ego – я)– стремление к получению личного благополучия и преимуществ, не считаясь с интересами и благом других людей и общества. М. э. может выражаться в стремлении не только достичь материальны