МОСС МАРСЕЛЬ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

МОСС Марсель
1872-1950) – французский этнограф и социолог. Племянник Э. Дюркгейма, его ученик и один из видных представителей французской социологической школы.  

Источник: Религиоведческий словарь

МОСС Марсель
французский социолог и этнограф. Сторонник целостного многоуровневого подхода к общественным взаимодействиям. Впервые обратил внимание ученых на то, что в различных обществах человеку присущи специфические физические, физиологические проявления — «техники тела»
Даты жизни. Родился 10.5.1872 в Эпитале. Получил философское образование в университете в Бордо. С 1901 заведовал кафедрой истории религий «нецивилизованных народов» в Эколь практик (Париж). С 1931 — профессор в Коллеж де Франс. Умер 10.2.1950 в Париже.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

МОСС Марсель
10.5.1872, Эпиналь, -10.2. 1950, Париж), франц. этнограф и социолог. Племянник Дюркгейма, его ближайший ученик и наиболее активный участник его школы. В политич. плане - сторонник идей Жореса; участвовал в основании газ. «Юманите», нек-рое время выполнял функции секретаря редакции.
Приверженец теории Дюркгейма в целом, М. в неявной форме подверг пересмотру нек-рые ее положения. Он фактически отказывается от резкого антипсихологизма Дюркгейма, стремясь к осуществлению сотрудничества между социологией и психологией. В отличие от Дюркгейма, рассматривавшего человека как двойств, существо, воплощающее и индивидуальную, и доминирующую над ней социальную реальность, М. формулирует понятие о «тотальном» (целостном) человеке в единстве его биологич., психич. и социальных черт. Он в большей степени, чем его учитель, делает акцент на системноструктурном рассмотрении социальных объектов.
Работы М. посвящены гл. обр. исследованию различных сторон жизни архаич. обществ: самая значительная - «Опыт о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах» («Essai sur le don. Forme archaique de 1echange», 1925), в к-рой на большом этнографич. и историч. материале показано, что до развития товарных отношений универсальным средством обмена являются взаимные дары, к-рые, будучи формаль-но добровольными, в действительности строго обязательны. М. выдвинул идею «тотальных социальных фактов», из к-рой вытекает установка на комплексное исследование социальных фактов и выявление наиболее фундаментальных из них в конкретных социальных системах; эти факты являются одновременно экономическими, юридическими, религиозными, эстетическими и т. п. Несмотря на расплывчатость и многозначность этой идеи, она оказала нек-рое влияние на Гурвича и Леви-Строса. М. воспитал много специалистов в области этнологии, фольклористики, индологии, историч. психологии и т. д.

Источник: Советский философский словарь

МОСС МАРСЕЛЬ

(10 мая 1872 – 10 февр. 1950) – франц. бурж. этнолог и социолог, племянник и ученик Дюркгейма. С 1900 – проф. Практической школы высших исследований, в 1925–27 – ректор франц. ин-та социологии, с 1939 – проф. Коллеж де Франс, руководитель "Ann?e sociologique" [2 s?r. ] (с 1925), "Annales sociologiques", s?r. В ("Soc. religieuse") (c 1939); M. – издатель посмертных соч. Дюркгейма. Для M. антропология – универсальная наука о человеке, включающая демографич., экономич., моральный, религ. и правовой аспекты. Социология и психология, по М., – части антропологии. Первая основывается на не вполне четком понятии "социальной морфологии", объединяющем все условия жизни той или иной этнич. и обществ. группы. Различиям в типе "социальной морфологии" соответствуют различия типов морали, экономики и правовых отношений ("Essai sur les variations saisoni?res des soci?t?s eskimos", "Ann?e soc", v. 9). В социальных ин-тах символически выражаются характерные особенности того или иного общества; самая символизация – явление "коллективного", а не индивидуального сознания; последнее приобретает символич. характер только в случаях патологии. Символы как предмет социологич. и этнологич. исследования оказываются, с этой точки зрения, более реальными, чем то, что символизируется. Несмотря на постоянное подчеркивание идеалистически понимаемого примата "социального" и тезис о полном подчинении психологии социологии, в работах М., по сравнению с трудами его учителя, все отчетливее акцент на индивидуальное развитие и тенденция к психологизации социальных явлений. Вне прямого влияния фрейдизма М. начал развивать идею бессознательного, проявляющегося, по его мнению, в религии, магии и гл. обр. в языке. Работы М. оказали влияние не только на совр. бурж. социологию и этнологию, но также на психиатрию (антиклинич. направление), особенно американскую. Соч.: La religion et les origines du droit p?nal, P., 1897; De quelques formes primitives de classification, "Ann?e sociologique", 1903, [t. ] 6; Esquisse d´une th?orie g?n?rale de la magie, "Ann?e sociologique", 1904, [t. ] 7 (совм. с H. Hubert); La pri?re, [s. 1. ], 1909; Rapports r?els et pratiques de la psychologie et de la sociologie, "J. Psychol, normale et pathologique", 1924, No 10; Effet physique chez l´individu de l´id?e de mort..., там же, 1926; Essai sur le don. Forme archaique de l´?change, "Ann?e sociologique", [2 s?r. ], [t. ] 1, P., 1925; Divisions et proportions des divisions de la sociologie, там же, [t. ] 2, P., 1927; Une cat?gorie de l´esprit humain: la notion de personne, "J. Royal Anthrop. Inst.", 1938, v. 68; Manuel d´ethnographie, P., 1947; La nation, "Ann?e sociologique", 3 s?r. (1953–54), 1956; Sociologie et anthropologie, P., 1950 (сб. ранее опубликованных работ). Лит.: Роговин М. С., Социологич. концепции совр. франц. и амер. психопатологии, "Ж. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова", 1964, т. 6 4, No 2. М. Роговин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

МОСС (Mauss) Марсель (1872-1950)
французский социолог и антрополог. Получил философское образование в Бордосском университете. Изучал историю религии, индологию и сравнительную индоевропейскую лингвистику в Высшей школе практических исследований, где возглавил кафедру истории религий "нецивилизованных народов" (1901). Был одним из инициаторов создания Института этнологии при Парижском университете (1925). Профессор социологии в Коллеж де Франс (с 1931). Участвовал в издании журнала французской социологической школы. После смерти Дюркгейма стал главным редактором II серии журнала (1925-1927) и возглавил группировавшуюся вокруг журнала социологическую школу. В 1924 стал первым президентом Французского института социологии. Научная деятельность М. неразрывно связана с социологической школой Дюркгейма, племянником, учеником и сотрудником которого он был. Сторонник реформистского социологизма, активно занимался политической деятельностью. Большое внимание уделял социологии "первобытных" обществ, совпадающей с его точки зрения, с этнологией. Главная работа М., ставшая классической, - "Очерк о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах" (1925) - основана на анализе конкретного этнографического материала (Океания, Австралия, Северная Америка), а также некоторых древних индоевропейских религиозно-правовых систем. На формирование подхода М. к исследованию "дара" повлияли идеи Дюркгейма, Зиммеля, работы Веблена, Боаса, Малиновского. М. рассматривает дар как тотальный социальный факт, пронизывающий все сферы архаических обществ. Дар - элемент тотальных экономических поставок, элемент обмена, постоянно происходящего между сегментированными частями первобытных обществ. В этих обществах обмен происходит не между индивидами, а между группами или между вождями, олицетворяющими группы. Существующая система даров, внешне бескорыстная, имеет скрытый утилитарный характер, более того, она социально нормирована. Правила дарить, принимать и возмещать дары регулируются магическими и религиозными представлениями. Существование систем дарения М. обнаруживает и в более цивилизованных обществах: в правовых законах и религиозных текстах Древнего Рима, Индии, Китая. С т.зр. М., дарение как вид обмена, обязательного для поддержания состояния равновесия (экономического баланса) любого общества, не исчезло и в современном мире. М. обосновывает необходимость изучения "целостного" человека, одновременного рассмотрения социальных, психологических и биологических факторов, что проявляется в его исследованиях социальной обусловленности выражения чувств, физического воздействия социального внушения, традиционных передач техник тела. Механизмы взаимопроникновения и взаимовлияния индивидуального и социального присутствуют в трактовке М. символов как характерной черты социальных фактов. Символы выражают как присутствие группы, так и инстинктивные реакции ее членов, прямые потребности каждого и всех, их взаимные отношения. Идея М. о целостных социальных фактах оказала определенное воздействие на труды Гурвича и Леви-Стросса. Благодаря преподавательской деятельности М. было сформировано первое поколение французских полевых этнологов.
Н.Ю. Шило

Источник: Новейший философский словарь

МОСС Марсель
10 мая 1872, Эпиналь — 10 февраля 1950, Париж) — французский социолог и этнограф. Племянник Э.Дюркгейма, его ученик. Получил философское образование. Преподавал историю первобытных религий в Практической школе высших исследований. С 1931 — профессор социологии в Коллеж де Франс. Содействовал созданию Института этнологии, принимал самое деятельное участие в подготовке работы Дюркгейма «Самоубийство», а также в издании журнала «Anne sociologique» (1898).
Мосс полагал, что наука об обществе должна носить позитивный характер как в своих методах, так и в результатах. Изучение человеческих обществ включает в себя морфологию, исследующую структурированные человеческие группы; социальную физиологию, направленную на познание социальных представлений и движений; и, наконец, общую социологию, имеющую своим объектом общественные явления в различных аспектах рациональной и межнациональной жизни. Вместе с тем Мосс преодолевает радикальный антипсихологизм Дюркгейма и делает акцент на системно-структурном рассмотрении социальных объектов. Социология, с его точки зрения, должна прояснить социально значимые феномены.
Тлавным предметом исследования Мосса являются первобытные общества. Он широко пользовался сравнительным методом, который ориентировал на изучение общих типов поведения, позволял выявить их собственную специфику, «архаичные», «первобытные» формы. Мосс радикальным образом порывает с эволюционизмом и приближается к позиции, которая позднее была развита в структурной антропологии. Центральное место в творчестве Мосса занимает его работа «Опыт о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах» (1925). На обширном этнографическом материале он показывает, что явление обмена неотделимо от прочих аспектов социальной жизни. В самом предельном своем значении основу обмена составляют не столько материальные блага, сколько символическое содержание, знаки могущества, общности, принадлежности к определенной касте и пр. Так, в «potlatch» индейцев северного побережья Тихого океана и в «kuia» меланезийцев можно увидеть обширные системы взаимных обменов, которые носят тотальный характер, являясь одновременно экономическими, религиозными, политическими, юридическими, матримониальными и т. д.
Из понятия тотального социального факта вытекает идея о том, что между различными социальными явлениями устанавливаются отношения взаимных компенсаций и превращений. Так, по Моссу, принцип безличностной сверхъестественной силы «mana» со всеми своими разновидностями у различных народов позволяет понять символизм таких ритуалов, как жертвоприношение и молитва, а большинство религиозных обрядов интерпретировать как символические системы. Для того чтобы понять какой-либо социальный факт, нужно выявить его отношение к другим социальным феноменам в общем и особом контексте. Взгляды Мосса оказали влияние на развитие структурной антропологии К. Леви-Строса.
Соч.: Oeuvres, t. 1-3. 1968-1969; Sociologie et antropologie. R, 1968. Лит.: CavwuveJ. Sociologie de M. Mauss. P., 1968; Merlau-Ponty M. De Mauss a Levy-Strauss.— В кн.: Eloge de la philosophie et dautres essais. P., 1965.
M. M. Федорова

Источник: Новая философская энциклопедия

МОСС Марсель
(1872, Эпиналь – 1950, Париж) – социолог, этнолог, социальный антрополог, последователь Э. Дюркгейма. Будучи в целом приверженцем социологии Дюркгейма, М. в неявной форме пересмотрел некоторые ее важные положения. В частности, он отказался от антипсихологизма, стремясь к осуществлению синтеза социологии и психологии. М. разрабатывал понятие «тотального» («целостного») человека в единстве его биологических, психических и социокультурных характеристик, изучение которых требует объединения усилий естественных, социальных и гуманитарных наук. Для его методологии характерна тенденция объяснять изучаемые факты в понятиях той культуры, элементами которой они являются. Труды М. посвящены главным образом исследованию различных сторон жизни архаических обществ: магии, жертвоприношения, траурных обрядов и т.д. В классической работе «Опыт о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах» (1925) он на огромном историко-культурном материале показывает важнейшее значение даров как универсальной формы обмена до развития товарно-денежных отношений и рынка в собственном смысле. Будучи формально добровольными, реально дары обязательны; давать, принимать и возмещать – это обязанности, нарушение которых влечет за собой разного рода санкции.
В этом труде – одном из первых образцов исследований в области социальной и экономической антропологии – М. выдвинул идею «тотальных социальных фактов», т.е. ориентации на всестороннее исследование социальных фактов в рамках определенного социального целого и выявление и изучение наиболее фундаментальных из них, пронизывающих все институты конкретного общества и выступающих одновременно как экономические, юридические, религиозные, эстетические и др. В работе М. «О некоторых первобытных формах классификации» (совм. с Дюркгеймом, 1903) на этнографическом материале демонстрируется зависимость логических и космологических представлений в первобытных обществах от типа социальных связей: последние выступают в качестве образцов, в соответствии с которыми строятся картины мира. В работе «Техники тела» (1934), положившей начало новой междисциплинарной проблемной области, М. обосновывал положение о том, что даже те физические действия людей, которые представляются наиболее «естественными», биологически детерминированными, неизменными и единообразными, в различных культурах осуществляются по-разному. Передаваемые путем воспитания культурные образцы влияют на способы ходьбы, бега, плавания, дыхания, родов, кормления и ношения младенцев, физического отдыха и т.д. Согласно М., цивилизация, в отличие от нации, относится к категории «интерсоциальных» явлений и представляет собой результат взаимосвязей, контактов между обществами, «нечто вроде сверхсоциальной системы социальных систем». Труды М. и его преподавательская деятельность оказали существенное влияние на развитие социальных и гуманитарных наук во Франции и за ее пределами. Его идеи развивали социолог Ж. Гурвич, социальные антропологи К. Леви-Строс и Л. Дюмон, философы М. МерлоПонти, Ж. Деррида, Ж. Бодрийар и др. В последние годы интерес к творческому наследию М. стал весьма значительным; оно продолжает активно разрабатываться и развиваться.
Соч.: Общества. Обмен. Личность. М., 1996; Социальные функции священного. СПб., 2001; Manuel d’ethnographie. P., 1947; Sociologie et anthropologie. P., 1950; Oeuvres. V. 1–3. P., 1968–1969. Лит.: Гофман, А. Б. Социальная антропология Марселя Мосса // Мосс, М. Общества. Обмен. Личность. М., 1996; Энафф, М. Дар философов. М., 2015; Cazeneuve, J. Sociologie de M. Mauss. P., 1968; Fournier, M. M. Mauss. R, 1994; Karsenti, B. M. Mauss: le fait social total. P., 1994; Idem. Mauss: hier et aujourd’hui // Revue européenne des sciences sociales. V. 34. № 105. Genève; P., 1996; James, W., Allen, N. J. (eds). M. Mauss. A Centenary Tribute. N.Y.; Oxford, 1998. A.Б. Гофман

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.

МОСС МАРСЕЛЬ

(1872-1950) франц. социолог, этнолог и социальный антрополог, последователь Дюркгейма. Приверженец социологии Дюркгейма в целом, М. в неявной форме пересмотрел нек-рые ее важные положения. Он по существу отказался от его антипсихологизма, стремясь к осуществлению синтеза между социологией и психологией. М. разрабатывал понятие “тотального” (“целостного”) человека в единстве его биол., психич. и социокультурных черт, изучение к-рых требует объединенных усилий разл. естеств., социальных и гуманитарных наук. В отличие от Дюркгейма он не стремился конструировать универсальные теории об-ва и его институтов, а сосредоточился на структурно-функциональном и сравнительно-истор. анализе конкр. фактов в рамках конкр. культур. Для его методологии характерна традиция объяснять изучаемые явления в понятиях той культуры, к-рая является объектом изучения. Труды М. посвящены исследованию разл. сторон жизни архаич. об-в: магии, жертвоприношениям, траурным обрядам и т.д. В работе, ставшей классической — “Очерк о даре. Форма и основание обмена в архаич. об-вах” (1925), — М. на огромном историко-культурном материале показывает основополагающее значение даров как универсальной формы обмена до развития товарно-денежных отношений и рынка в собств. смысле. Дары формально добровольны, но реально обязательны; давать, принимать и возмещать дар — это обязанности, нарушение к-рых влечет за собой разного рода санкции. В этом произведении М. выдвинул идею “тотальных социальных фактов”: ориентацию на всестороннее исследование социальных явлений в рамках опр. социального целого, и выявление и изучение наиболее фундаментальных из них, пронизывающих все институты конкр. об-ва, и выступающих одновременно как экон., юрид., религиозные, эстетич. и т.д. Эта работа послужила одним из первых образцов исследований в области социальной и экономич. антропологии. В работе “О нек-рых первобытных формах классификации” (в соавт. с Дюркгеймом, 1903) на этногр. материале прослеживается зависимость логич. космологич. представлений о первобытных об-вах от типа социальных связей; последние выступают в качестве образцов, в соответствии с к-рыми строятся картины мира. В исследовании “Очерк о сезонных изменениях в об-вах эскимосов” (1906) М. показал влияние чередующейся концентрации населения зимой и его рассеяния летом на разл. стороны жизни эскимосов: религию, мораль и т.д. В работе “Техники тела” (1934), положившей начало новой проблемной области в социальной и культурной антропологии, М. обосновал положение, что даже те физич. действия, к-рые представляются наиболее “естественными”, биологически заданными, неизменными и универсальными, в разл. культурах люди производят по-разному. Передаваемые путем воспитания культурные образцы влияют на способы ходьбы, бега, плавания, дыхания, родов, кормления и ношения младенцев, положения во время сна и т.п. По М., цивилизация, в отличие от нации, относится к категории “интерсоциальных” явлений и представляет собой результат взаимосвязей, контактов между об-вами, “нечто вроде сверхсоциальной системы социальных систем”. Труды М. и его преподават. деятельность в Высшей школе практич. исследований и в Коллеж де Франс оказали существ. влияние на развитие социальных и гуманитарных наук во Франции и за ее пределами: этнологии, социологии, социальной и культурной антропологии, фольклористики и т.д. Его идеи развивали социолог Ж. Гурвич, этнолог К. Леви-Стросс, философы Мерло-Понти и Деррида, социальный антрополог Л. Дюмон и др. В последние годы интерес к творч. наследию М. сохраняется; оно продолжает активно разрабатываться и развиваться. Соч.: Manuel d´ethnographie. P., 1947; Sociologie et anthropologie. P., 1950; Oeuvres Т. 1-3. P., 1968-69; Essais de sociologie. P., 1969; Общества, обмен, личность. Труды по социальной антропологии. М., 1996. Лит.: Гофман А.Б. Социол. концепции М. Мосса // Концепции зарубеж. этнологии. Критич. этюды. М., 1976; Cazeneuve J. Sociologie de М. Mauss. P., 1968; Karsenti В. М. Mauss: le fait social total. P., 1994. А.Б. Гофман. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
535.26 кб

Практическая идея магии в «Пантеизме маны» Марселя Мосса

Яцуценко Юлия Викторовна
В данной статье собраны теоретические модели определения магии как самобытного социального явления. При этом ключом в дефинитивной работе выступает различение магии и религии. Через многогранник определений (К. Леви-Стросс, Ж.
Читать PDF
183.28 кб

Категории «Техника» и «Технология» в культурной антропологии Марселя Мосса

Никифорова Наталия Владимировна
Рассматриваются понятия «техника» и «технология» как релевантные категории культурной антропологии М. Мосса. Сделаны выводы о том, что введенные М.
Читать PDF
115.32 кб

2000. 04. 010. Дрвески Б. О hеобходимости переоценки идей Марселя Мосса. Drweski Bruno. De la necess

Ушкова Е. Л.