МОРГАН Льюис Генри

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Морган Льюис Генри
1818-1881) - американский этнограф, основоположник научной теории первобытного общества. В основных трудах он утверждает идею всеобщности прогрессивного развития общества, доказывает, что родовая организация является универсальной для первобытного общества, показывает, что частная собственность является результатом исторического развития и носит преходящий характер.

Источник: Человек и общество. Культурология

МОРГАН (Morgan) Льюис Генри
род. 21 нояб. 1818, Аврора, Нью-Йорк - ум. 17 дек. 1881, Рочестер) - амер.,социолог. Известен своей книгой "Ancient society", 1877 (рус. пер. "Древнее общество", 1900), в которой он говорит о существовании ряда ступеней в развитии семьи: 1) неограниченный промискуитет; 2) единокровная семья (браки запрещены только между родителями и детьми); 3) семья пуналуа (запрет браков также между сестрами и братьями; свободный доступ всех мужчин племени ко всем женщинам его; групповой брак); 4) матриархат, начало индивидуального брака, полигамия; 5) патриархат, полигамная семья; 6) моногамный индивидуальный брак. Эта теория приобрела в свое время большое влияние.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Морган Льюис Генри
 (1818—81) — амер. ученый, этнограф, археолог. Изучая быт амер. индейцев, собрал огромный фактический материал по истории первобытного об-ва, к-рый обобщил в книге «Древнее общество» (1877). М. принадлежит попытка создания периодизации истории доклассового об-ва, ценная стремлением связать каждый период с развитием техники производства, хотя фактическая сторона периодизации устарела. М. одним из первых установил, что семья есть историческое явление, изменяющееся вместе с развитием об-ва. Маркс и Энгельс высоко ценили М. Маркс составил подробный конспект осн. его труда. Энгельс писал, что М. «по-своему» открыл вновь «материалистическое понимание истории, открытое Марксом...» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Избр. произв., т. II, с. 160). Открытия М. Энгельс использовал в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Однако он не просто излагал данные М., а переработал их на основе теории марксизма.

Источник: Философский словарь. 1963

МОРГАН Льюис Генри
североамериканский социолог; р. 21.11.1818 (Орора, Нью-Йорк) — ум. 17.12.1881 (Рочестер); известен своей книгой «Ancient society» (1817, нем. изд. Эйххофа и Каутского под названием «Die Urgesellschaft», 1891, рус. пер.: Древнее общество, 1900, 1934, 1935), в которой он говорит о существовании ряда ступеней в развитии семьи: 1) неограниченный промискуитет; 2) единокровная семья (браки запрещены только между родителями и детьми); 3) семья пуналуа (запрет браков также между сестрами и братьями; свободный доступ всех мужчин племени ко всем женщинам его; групповой брак); 4) матриархат, начало индивидуального брака, полигамия; 5) патриархат, полигамная семья; 6) моногамный индивидуальный брак. Эта теория приобрела большое влияние и была поколеблена лишь в самое последнее время.
А. Vierkandt. Ehe. Gesch. u. Soziologie, in: Hwb. der Sexualwissenschaften, 1926; B. J. Stern. L. H. M., Social Evolutionist (Bibi.), 1931, E. Lucas. Die Rezeption L. H.
M.s durch Marx u. Engels, 1964.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

МОРГАН Льюис Генри
21 ноября 1818, Орора, Нью-Йорк— 17 декабря 1881, Рочестер, Нью-Йорк) — американский этнограф и социальный философ, исследовавший развитие первобытного общества, испытал влияние просветительских идей 18 в., а из современников — швейцарского археолога, исследователя античности И. Бахофена. Изучая системы родства у ирокезов, дакотов и других индейских племен, Морган пришел к выводу об универсальности родовой организации и едином пути развития человечества через ступени дикости и варварства к цивилизации и разработал более дробную и конкретизированную периодизацию истории первобытного общества. В ее основу положены два критерия: развитие производительных сил («прогресс открытий и изобретений») и развитие института собственности, который считал исторически преходящей формой. Морган показал значение матриархата как исходной ячейки и первоначальной основы организации доклассового общества, чем опроверг господствовавшую в то время теорию патриархата как единственной формы родства. Исследуя, как матриархат сменялся патриархатом, как менялись формы семейных отношений, как под влиянием разделения труда, изменений форм собственности, роста социального неравенства разлагались древние формы родового строя, подчеркивая при этом различия в культуре разных народов, Морган доказывал единство прогрессивного развития человечества, состоящего в поступательной смене периодов, и обосновывал идею доступности прогресса для всех отсталых народов мира. Морган был активным публичным политиком, выступал в защиту прав американских индейцев, критиковал политику федерального правительства.
Соч.: Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса через варварство к цивилизации. СПб., ! 887; The League of the Iroquois.N.Y, 1851(1962).
В. Остова

Источник: Новая философская энциклопедия

МОРГАН Льюис Генри
(1818—1881) — амер. антрополог, социолог. После окончания колледжа (1840) работал юристом в г.Рочестер (шт. Нью-Йорк). За успехи в судебной защите земельных исков племени сенека (seneqwa) был принят в чл. племени (1847). Постепенно заинтересовался культурой аборигенных американцев и посвятил себя антропологич. исследованиям под эгидой Смитсоновского ин-та и правительства США. Он интенсивно изучал культуры индейцев шт. Нью-Йорк, Мичиган и района Гудзонова залива в Канаде. Его исследования были направлены на происхождение, пути миграции и совр. проблемы выживания индейских культур. Изучение этнографии детства, систем социализации детей, распространенных среди аборигенных американцев, привело к исчерпывающему изучению этнографии детства («систем детства») во всем мире. Результаты были изложены в монументальном труде «Systems of Consanguinity and Affinity of the Human Family» (1870). Известен своей кн. «Ancient society», 1877 (рус. пер. «Древнее общество», 1900), к-рая представляет исследование соц. эволюции. Здесь М. излагает свою теорию, вызвавшую мн-во дискуссий среди ученых. Ее суть — чел. семья и системы брака есть результат развертывания последовательных ступеней в развитии семьи: 1) неограниченный промискуитет; 2) единокровная семья (браки запрещены только между родителями и детьми); 3) семья пуналуа (запрет браков также между сестрами и братьями; свободный доступ всех мужчин племени ко всем его женщинам; групповой брак); 4) матриархат, начало индивидуального брака, полигамная семья; 5) моногамный индивидуальный брак. Эта теория приобрела в свое время большое влияние. Гл. причиной прогресса человечества М. считал изобретения в сфере материального производства, совершенствовавшие это производство. Его концепция была использована Ф.Энгельсом и К.Марксом при разработке формационной концепции истор. процесса (работа Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва» основана на теор. построениях М.). Соч.: Привычка и инстинкт. СПб, 1899; Дома и домашняя жизнь американских туземцев. Л., 1934; Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. Л., 1935; Лига Ходеносауни, или Ирокезов. М., 1983. Л.Г.Скульмовская

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

МОРГАН Льюис Генри
21.11.1818, Орора, Нью-Йорк -17.12.1881, Рочестер, Нью-Йорк), амер. этнограф и историк первобытного общества. В 1840 основал об-во «Великий орден ирокезов», имевшее целью изучение истории и культуры индейцев и оказание им помощи. Осн. соч. М.- «Древнее общество...» (1877, рус. пер. 1900, 1934 и 1935).
М. положил начало науч. истории первобытного общества. Гл. причину прогресса человеч. общества он видел в совершенствовании материального произ-ва, хотя и понимал этот процесс только как историю отд. изобретений.
Положит. значение для своего времени имела введенная М. периодизация (дикость, варварство, цивилизация, с дальнейшей разбивкой этих крупных периодов на отд. ступени), основанная на развитии отд. элементов материальной культуры.
Важной стороной социологич. концепции М. является его теория об историч., преходящем характере частной собственности, развитие к-рой «...тесно связано с увеличением числа изобретений и открытий...» («Древнее общество», Л., 1934, с. 315).
Ядром учения М. является обоснованная им на огромном фактич. материале теория о едином пути развития человеч. общества, об универсальности родовой организации. Открытие М. универсальности материнского рода, по словам Ф. Энгельса, «...имеет для первобытной истории такое же значение, как теория развития Дарвина для биологии и как теория прибавочной стоимости Маркса для политической экономии» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 22, с. 223). Теория М. сыграла большую роль в опровержении патриархальной теории, по к-рой осн. ячейкой человеч. общества была патриархальная семья, воплощавшая принципы частной собственности и власти отца. М. уделил также большое внимание вопросам развития брачно-семейных отношений. По его схеме брачные отношения прошли путь от промискуитета через групповой брак к моногамии, а последовательно сменявшими друг друга формами семьи были кровнородств. семья, пуналуа, парная и моногамная семьи.
К. Маркс в 1880-81 составил конспект кн. М. «Древнее общество» [см. Архив Маркса и Энгельса, т. 9, (М.), 1941]. В конспекте Маркс не только излагает взгляды М., но и критикует его по нек-рым вопросам, а в ряде пунктов существенно дополняет материалы М. Так, Маркс подчеркивает роль классовой борьбы в процессе становления гос-ва, дополняет данные М. своими материалами о поздних формах общины у др. германцев и южных славян, вскрывает значение перехода от материнского к отцовскому счету родства как процесса распада родовой организации и показывает связь моногамной семьи с возникающими классовыми отношениями. Книга М. и конспект Маркса были использованы Энгельсом при написании книги «Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва».
Впоследствии в работах У. Риверса, А. М. Золотарева и др., гл. обр. сов., ученых были опровергнуты нек-рые гипотезы М. о существовании кровнородств. семьи и о семье пуналуа как обязат. стадии в истории брачно-семейных отношений. Но идеи М. о материнском роде, о развитии брачно-семейных отношений от промискуитета через групповой брак к моногамии и др. успешно выдержали испытания временем.

Источник: Советский философский словарь

МОРГАН (Morgan) Льюис Генри (1818-1889)
американский антрополог, один наиболее известных создателей теории эволюционизма. Изучал право в Кайюга Лэйк Академии и Юнион Колледже (Шенектади). Сочетал занятие адвокатской деятельностью с индивидуальными научными исследованиями, которым посвятил около 40 лет жизни. Известен как общественный деятель - защитник прав коренного индейского населения США. Набольшую известность приобрел фундаментальный труд М. "Древнее общество" (1877). В нем была предложена детализированная схема исторической эволюции человеческой культуры и общества. Вслед за Тайлором М. выделял три основные стадии развития общества: дикость, варварство и цивилизацию. Вместе с тем, он подразделял каждую из двух первых стадий на три периода (низший, средний и высший). Предложенная М. классфикация представляла собой синтез археологических и этнографических материалов. В основу периодизации были положены технологические скачки в развитии культуры. Так, изобретение гончарства рассматривалось как порог перехода от дикости к низшей ступени варварства, доместикация растений и животных - к средней, а выплавка железа - к высшей его стадии. По М., описанные им стадии развития универсальны и характерны для индивидуальной истории каждого народа. М. считал, что стадии технологического прогресса в определенной степени коррелируются с последовательностью развития других культурных институтов, например регулирования отношений между полами. М. выделял 6 стадий их развития, начиная с промискуитета, не предполагавшего наличия каких-либо половых запретов на низшей стадии дикости, до моногамной семьи, соответствовавшей уровню цивилизации. С концепцией эволюции брачно-семейных отношений была тесно связана предложенная М. классификация систем родства, которые он подразделял на ранние - классификаторские и поздние - описательные. Эволюционная концепция М. оказала огромное влияние на развитие гуманитарной мысли второй половины 19 в. Среди ее адептов оказались Маркс и Энгельс, обнаружившие в ней подтверждение собственного понимания исторического прогресса. Опираясь на моргановские положения, Маркс и Энгельс постулировали, что институты частной собственности, моногамии и государства предопределяют факт эксплуатации рабочего класса в индустриальном обществе. В марксистской интерпретации эволюционная концепция М. оказалась развернутой в будущее, в котором предполагалось воспроизведение культурных моделей традиционного общества на качественно новом, коммунистическом уровне. Внимание Маркса и Энгельса к работам М. обусловило их фактическую канонизацию в советской этнографии. Вместе с тем, развитие антропологии и, в первую очередь, накопление нового фактического материала внесло не только существенные коррективы, но во многом опровергло теоретические построения М., особенно, его концепцию эволюции семейных отношений. Критическое отношение к наследию М. в англо-американской антропологии 20 в., обусловленное неприятием раннего эволюционизма и марксизма, было преодолено лишь в 1970-х в связи с публикациями Уайта и других представителей неоэволюционизма. В настоящее М. признается одной из наиболее значимых фигур в истории антропологии.
П.В. Терешкович

Источник: Новейший философский словарь

МОРГАН Льюис Генри
Morgan), (21 ноября 1818 – 17 дек. 1881) – амер. этнограф и историк первобытного общества. В 1841–43 изучал юриспруденцию. В 1844 поступил в адвокатуру в г. Рочестер, в к-рой состоял до конца жизни. В 1840 основал об-во "Великий орден ирокезов", имевшее целью изучение истории и культуры индейцев и оказание им помощи. С этого времени М. систематически посещал резервации ирокезов и изучал хозяйство, культуру и обществ. строй ирокезов. В 1847 М. был усыновлен племенем сенека. В 1851 издал кн.: "Лига ирокезов" ("League of the Ho-d?-no-sau-nee or Iroquois", нов. изд., т. 1–2, 1922). M. провел огромную работу по сравнению системы родства ирокезов и др. индейских племен, а позднее и др. народов мира. В 1871 в монографии "Системы родства и свойства человеческой семьи" ("Systems of consanguinity and affinity of the human family") M. показал, что номенклатуры родства отражают реальные родств. отношения далекого прошлого, древние формы брака и семьи и поэтому являются важным историч. источником. В 1875 М. был избран членом Нац. АН. В 1877 вышло основное соч. М. – "Древнее общество..." ("Ancient society or researches in the lines of human progress...", рус. пер. под назв. "Первобытное общество" – 1900, затем с правильным названием – 1934 и 1935). В 1879 М. был избран президентом амер. ассоциации для развития науки. Последние годы жизни М. занимался изучением жилищ индейцев ("Дома и домашняя жизнь амер. туземцев" – "Houses and house-life of the American aborigines", 1881; рус. пер. – 1934). M. положил начало научной истории первобытного общества. Гл. причину прогресса человеч. общества он видел в совершенствовании материального произ-ва, хотя и понимал этот процесс только как историю отд. изобретений. "...Морган в Америке по-своему вновь открыл материалистическое понимание истории, открытое Марксом сорок лет тому назад, и, руководствуясь им, пришел, при сопоставлении варварства и цивилизации, в главных пунктах к тем же результатам, что и Маркс" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 25). Положит. значение для своего времени имела введенная М. периодизация (дикость, варварство, цивилизация с дальнейшей разбивкой этих крупных периодов на отд. ступени), основанная на развитии отд. элементов материальной культуры. Энгельс подчеркивал, что "Морган был первый, кто со знанием дела попытался внести в предисторию человечества определенную систему, и до тех пор, пока значительное расширение материала не заставит внести изменения, предложенная им периодизация несомненно останется в силе" (там же, с. 28). Важной стороной социологич. концепции М. является его теория об историч., преходящем характере частной собственности, развитие которой "...тесно связано с увеличением числа изобретений и открытий..." (?орган Л. Г., Древнее общество, Л., 1934, с. 315). М. нанес удар господствовавшим в бурж. науке взглядам о вечном и неизменном характере частной собственности и соответствующего ей общества. Вместе с тем М. не сумел глубоко вскрыть причины возникновения частной собственности, классов и гос-ва. Ядром учения M. является обоснованная им на огромном фактич. материале теория об универсальности родовой организации и о едином пути развития человеч. общества, прошедшего через периоды матриархата и патриархата. Открытие М. универсальности материнского рода "...имеет для первобытной истории такое же значение, как теория развития Дарвина для биологии и как теория прибавочной стоимости Маркса для политической экономии" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 223). Теория М. сыграла большую роль в опровержении почти безраздельно господствовавшей до тех пор патриархальной теории (см. Патриархат). М. уделил также большое внимание вопросам развития брачно-семейных отношений, опроверг библейские представления об изначальности семьи, возглавляемой патриархами. По его схеме брачные отношения прошли путь от промискуитета через групповой брак к моногамии, а последовательно сменявшими друг друга формами семьи были кровнородств. семья, пуналуа, парная и моногамная семья. Вскоре после выхода в свет книги М. "Древнее общество" ею заинтересовался К. Маркс и в 1880–1881 составил ее конспект (К. Маркс, Конспект книги Льюиса Г. Моргана "Древнее общество", в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 9, 1941). По словам Энгельса, Маркс собирался изложить результаты исследований М. в связи с выводами своего материалистич. изучения истории и "...только таким образом выяснить все их значение" (там же, т. 21, с. 25). В конспекте Маркс не только излагает взгляды М., но и критикует его по нек-рым вопросам, а в ряде пунктов существенно дополняет материалы М. Так, Маркс подчеркивает роль классовой борьбы в процессе становления государства, дополняет данные М. своими материалами о поздних формах общины у др. германцев и южных славян, вскрывает значение перехода от материнского к отцовскому счету родства как процесса распада родовой организации и показывает связь моногамной семьи с возникающими классовыми отношениями. Конспект К. Маркса был использован Ф. Энгельсом при написании книги "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Впоследствии работами У. Риверса, А. М. Золотарева и других, гл. обр. сов. ученых, взгляды М. подверглись дальнейшему уточнению. Так, были опровергнуты гипотезы М. о существовании кровнородств. семьи и о семье пуналуа как обязат. стадии в истории семейно-брачных отношений. Устарели и нек-рые другие частные положения М. Прошедшая в начале 1950-х гг. дискуссия выявила значит. недостатки в периодизации М., напр. неуниверсальность нек-рых ее признаков. Но теории М. о материнском роде, о развитии брачно-семейных отношений от промискуитета через групповой брак к моногамии, а также и другие важнейшие положения успешно выдержали испытания времени. Лит.: Маркс К., Конспект книги Л. Г. Моргана "Древнее общество", в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 9, [М. ], 1941; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, в кн.: Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Косвен М. О., Энгельс и М., в сб.: Вопросы истории доклассового общества, М.–Л., 1936; Толстов С. П., К вопросу о периодизации истории первобыт. общества, "Сов. этнография", 1946, No 1, с. 25–30; его же, К. Маркс и Л. Г. М., там же, с. 243–247; Левин М. Г., История, эволюция, диффузия, там же, 1947, No 2, с. 235–40; Горбачева Н. П., К вопросу о пересмотре периодизации М., там же, 1952, No 1, с. 154–166; Косвен М. О., О периодизации первобытной истории, там же, No 3, с. 157–58; ?ершиц А. И., Развитие форм собственности в первобытном обществе как основа периодизации его истории, там же, 1955, No 4, с. 18–32; Монгайт А. Л. И Першиц А. И., Нек-рые вопросы первобытной истории в сов. лит. послевоенных лет, "Вопр. истории", 1955, No 1; Семенов Ю. И., "Происхождение семьи, частной собственности и государства" Ф. Энгельса и совр. данные этнографии, "Вопр. философии", 1959, No 7; его же, Возникновение человеч. общества, Красноярск, 1962, с. 41–58; Stern В. I., L. Н. Morgan social evolutionist, Chi. (Ill.), [1931 ]; Resek K., L. H. Morgan, American scholar, [Chi., 1960 ]. Л. Файнберг. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.