МОРЕЛЛИ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

МОРЕЛЛИ
французский писатель и философ. Один из наиболее ранних провозвестников утопического коммунизма. Характеризовал частную собственность и лежащий в ее основе эгоизм как корень всех раздоров и всех несчастий. Предполагал, что коммунизм будет осуществлен в масштабе целой страны с централизованным учетом и распределением труда и его продуктов.
Даты жизни. Родился в 1769 в Витри-ле-Франсуа. Был аббатом. Год смерти и настоящее имя неизвестны.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

МОРЕЛЛИ
(Morelly) (аббат) — французский социальный философ; р. 1716 (Витри-ле-Франсуа) — ум. 1781 (Париж). Его трактат «Code de la nature», 2 vol., 1755—1760, нем. изд. 1846 (рус. пер.: «Кодекс природы, или Истинный дух ее законов», 1921, 1938, 1947, 1956) и поэма «lies flottantes ou la Basiliade» [«Базилиада»], 175З явились существенным вкладом в идеологию французской революции 1789 г.; ссылаясь на Платона, он защищал утопически-гуманистическую коммунистическую доктрину и характеризовал частную собственность и лежащий в ее основе эгоизм как корень всех раздоров и всех несчастий.
Н. Girsberger. Der utop. Sozialismus des 18. Jh.s in Frankreich, in: M. v. Saitzew (Hg.). Zürcher Volkswirtschaft!. Forschungen, I, 1924; R. N. Сое. M. — Ein Rationalist und der Sozialismus, 1961.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

МОРЕЛЛИ
(Morelly) - франц. просветитель, утопич. коммунист XVIII в.; по филос. взглядам - непоследоват. материалист, деист. Достоверных биогр. сведений о нем нет; не исключено, что имя М. было использовано в качестве псевдонима др. просветителями. Из произведений М. наиболее известен «Кодекс природы» (1755). Излагая свою социальную программу, направленную против частной собственности, М. давал с деистич. позиций критику всех религий как способствующих угнетению и невежеству народов, доказывал, что самые суеверные народы являются самыми развращенными в моральном отношении. М. идеализировал раннее христианство, принципы к-рого представляются ему близкими к утопич. коммунизму. Однако эта идеализация использовалась им для острой критики совр. христианства, к-рос, писал М., отреклось от им самим выдвинутых принципов, примирилось с существующими полит. системами и стало сообщником угнетателей. С особой силой нападал М. на монаш. ордена, обличая тунеядство церковников: «эти чудовищные корпорации, состоящие из праздных людей, связанные с трудом только как паразитарные растения, не стоят самой худой ветви» (Кодекс природы. М» 1956, С. 132). В. Я. Кузнецов

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Морелли
 (18 в.)—последовательный представитель т. наз. «рационалистического» коммунизма. Гл. произв. — «Кодекс природы» (1755), трактат, посвященный обоснованию принципов об-ва, где господствует коллективная собственность. В своих теоретических построениях М. исходит из рационализма, противопоставляя разумный социальный порядок неразумному. Совр. строй неразумен — он результат заблуждений. Должен быть теоретически «открыт» новый, соответствующий природе человека, разумный строй, и его принципы должны стать известны людям. Разумный строй представляется М. централизованной хозяйственной коммуной, к-рая управляется На основе единого хозяйственного плана, регулирующего производство и распределение. М. сформулировал три осн. закона об-ва, отвечающего повелениям природы и разума: 1) отмена частной собственности, 2) «право на существование» и «право на труд», 3) обязанность всех граждан трудиться. М. — типичный представитель грубо-уравнительного коммунизма. Он ратует за умеренность в еде и за запрещение украшений, предусматривает мелочную регламентацию быта, вплоть до брачных отношений. М. оказал значительное влияние на мн. социалистов-утопистов 18 и 19 вв.: Бабефа, Кабе, Бланки и др.

Источник: Философский словарь. 1963

Похожие термины:

  • Морелли, Этьенн-Габриэль

    франц. просветитель, утопич. коммунист 18 в. Достоверных биографич. данных о М. нет. В труде «Кодекс природы, или Истинный дух ее законов» (1755) стоит на позиции деизма. Бог, согласно М-, является законод