Моральный закон

Найдено 1 определение
Моральный закон

(moralisches Gesetz, Sittengesetz - нем.)
Фундаментальное понятие практической философии И.Канта. Моральное
законодательство проистекает из воздействия на волю всеобщих максим
разума. Взаимодействие разума и воли имеет характер не природных
законов, а императивов (т.е. речь идет не о сущем, а о должном). Кант
полагает, что повелевающий характер этих рациональных принципов в
человеческой душе не может быть дедуцирован, а должен быть принят как
факт чистого разума. Кант утверждает, что само наличие моральных
предписаний говорит о возможности следовать им, т.е. поступать морально.
Допущение такой возможности влечет за собой признание ноуменальной
свободы человеческой воли, так как возможность следовать всеобщим
максимам равносильна способности действовать независимо от каких-либо
внешних побуждений и чувственных склонностей (т.е. от "механизма
природы"). Внутреннее ограничение чувственных склонностей моральными
предписаниями порождает моральное чувство - единственное чувство, a
priori познаваемое в своей определенности. Именно моральное чувство
(совесть) обычно выносит решение относительно нравственной ценности
поступков. Однако могут быть и более точные критерии. Абстрактная
формулировка морального закона - "стань достойным счастья" -
конкретизируется Кантом при помощи признака всеобщности, которая
требуется от нравственных принципов. Моральна лишь та максима, которая
может выступать формой всеобщего законодательства (т.е. не приводя к
самоотрицанию, может быть нормой человеческого общежития).
Императивный характер морального закона связан с испорченностью
человеческой природы (для "святой воли" моральный закон был бы
равносилен закону природы). Отсюда же (т.е. из того, что человек как
индивид "изначально зол") вытекает необходимость дополнительной
моральной мотивации: действуя так, чтобы стать достойными счастья, мы
должны в то же время верить в бытие высшего существа, которое
обеспечивает строгую пропорцию между моральными заслугами и
блаженством. Однако и эта вера, и законное стремление к счастью должны
быть не основаниями, а следствиями морального образа мыслей. Мораль
остается автономной. Окончательное возобладание моральных максим над
чувственными склонностями возможно лишь в итоге бесконечного процесса
совершенствования, возможность которого предполагает допущение
бессмертия души (в общественном плане бессмертию души соответствует
бесконечный прогресс человеческого рода).

Источник: Термины кантовской философии