МОРАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ И КОММУНИКАТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ

Найдено 1 определение
МОРАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ И КОММУНИКАТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ
(«Moralbewufltsein und kommunikatives Handeln») - книга Ю.Хабермаса, опубликованная в 1983 (англ. пер. — 1990), в к-рой получает свое дальнейшее развитие на материале теории морали исследовательская программа, предложенная Хабермасом в «Теории коммуникативного действия» (1980). Исходным для этой программы является представление о коммуникативной рациональности, коренящейся в социальных формах человеческой жизни, и изначальной вовлеченности человеческих существ, стремящихся к взаимопониманию, в коммуникативное действие. Последнее Хабермас описывает как круговой процесс, в к-ром действующий человек (Aktor) выступает, с одной стороны, как инициатор, направляющий ситуацию посредством действий, за к-рые он несет ответственность, а с другой — как продукт традиций окружающих его групп, связь с к-рыми основывается на солидарности с ними, и процессов социализации, через к-рые происходит развитие человека. Хабермас рассматривает свой подход к теории морали как продолжение и развитие традиции кантианства. Он вводит различие форм употребления практического разума и соответствующих типов должного практически целесообразного, этически благоразумного и морально справедливого. Как и И.Кант, Хабермас ограничивает теорию морали сферой деонтологического, т.е. нормативными суждениями о том, что является правильным и справедливым. Моральные суждения, утверждает Хабермас вслед за Кантом, должны служить объяснению возможности разрешения конфликтных ситуаций на основании рационально достигнутого согласия, оправданию действий в терминах достоверности и подтверждению обоснованности норм в терминах принципов, заслуживающих признания. Следуя когнитивистскому подходу, он делает акцент на нормативной составляющей разума и предлагает собственную программу философского обоснования «условий возможности» беспристрастного морального суждения. Однако Хабермас не ставит перед собой задачи возрождения трансцендентальной философии. Здесь, как и в других своих работах, он обращается к ключевым темам кантовской мысли с тем, чтобы попытаться «реконструировать» их, отказавшись от субъект-центрированного разума в пользу разума коммуникативного. «Переформулирование» этики Канта в терминах коммуникативных отношений Хабермас определяет как «этику дискурса». Своего рода введением в общий круг проблем служат первые две главы книги - «Философия как хранитель и интерпретатор» и «Реконструкция и интерпретация в социальных науках». Хабермас открывает книгу размышлениями о месте философии в современной культуре. Он отстаивает право философии быть «защитником разума». Философии, считает Хабермас, стоило бы отказаться от проблематичной роли «распорядителя» (Platzanweiser) и судьи, но она может и обязана сохранить свои претензии на разум при условии, что соглашается играть более скромную роль «хранителя» (Platzhalter) и интерпретатора. Философия могла бы восстановить свою связь со всеобщностью, взяв на себя роль интерпретатора от имени «жизненного мира» (Lebenswell). Выделяя активную сторону повседневной коммуникации, когда каждое достигаемое согласие опирается на аргументы, к-рым участники коммуникации должны давать свою оценку: согласиться с ними или нет, Хабермас показывает, что в любое действие, направленное на достижение понимания, встроен «элемент безусловности», порождающий обоснованность, приписываемую нами нашим представлениям, в отличие от принимаемой лишь дефакто значимости (Geltung) обыденной практики.
В дальнейшем Хабермас развивает эту тему в представлении о том, что любое коммуникативное взаимодействие имеет нормативное измерение. На примере герменевтической интерпретации традиционных текстов Хабермас показывает, что интерпретатор лишь тогда понимает, что имел в виду автор, когда ему удается ухватить основания, по к-рым автору его собственные высказывания казались рациональными. Основания, подчеркивает Хабермас, могут быть поняты только в том случае, если в качестве оснований они принимаются и оцениваются.
В третьей главе, «Этика дискурса: заметки к программе философского обоснования», Хабермас вводит принцип универсализма как правило аргументации для морального дискурса. Исходный момент предлагаемой Хабермасом этики дискурса состоит в предположении, что моральные проблемы могут и должны решаться рациональным когнитивным образом, т.е. на основе нормативных утверждений, претендующих на обоснованность. При этом Хабермас вводит различие между истинностью нормативных и пропозициональных предложений, говоря об установлении «моральной истинности» на основе «слабого предположения», согласно к-рому нормативные претензии на обоснованность «аналогичны претензиям на истину». Когнитивистская этика должна давать ответ на вопрос, каким образом можно подтвердить или опровергнуть претензии на значимость нормативных утверждений. Опираясь на формально-прагматический анализ коммуникативного действия, Хабермас показывает возможность для философской этики построения специальной теории аргументации. Он устанавливает процедуру моральной аргументации в виде принципа D. Согласно этому принципу, «лишь те нормы могут претендовать на значимость, к-рые встречают (или могли бы встретить) одобрение всех участников практического дискурса». По аналогии с тем, как в теоретическом дискурсе разрыв между частными наблюдениями и общими гипотезами преодолевается посредством принципа индукции, Хабермас вводит в качестве принципа аргументации в практическом дискурсе принцип универсализма U, в соответствии с к-рым каждая значимая норма должна удовлетворять следующему условию: «Следствия и побочные эффекты, ожидаемые при соблюдении этой нормы в интересах каждого, могут быть приемлемы для всех». Этот принцип утверждает свободное и равное положение всех, кто может «в принципе» участвовать в совместном поиске истины, единственной принуждающей силой к-рого выступает «сила наилучшего аргумента». Характерной особенностью предлагаемого Хабермасом проекта является активное введение эмпирического материала и исследовательских моделей в поле концептуальных вопросов теории морали.
В заключительной главе «Моральное сознание и коммуникативное действие» Хабермас, опираясь на философскометодологический анализ социально-психологических исследований этапов развития морали и формирования человеческой индивидуальности, прослеживает связь этики дискурса с теорией социального действия и делает попытку «косвенного» подтверждения положений этики дискурса. Хабермаса интересует в эмпирических исследованиях прежде всего реконструкция процессов социализации человеческого существа.
В фокусе его внимания оказывается специфическая «уязвимость» субъектов, возникающая в процессе их взаимного признания. Эта уязвимость, по мнению Хабермаса, лежит в основе стремления людей, с одной стороны, к сохранению своей индивидуальности, а с другой, к поддержанию всей совокупности межсубъектных отношений, в к-рых только и возможно появление и существование человеческой индивидуальности. Именно подобного рода стремление к сохранению целостности индивида и сообщества и составляет универсальное ядро традиционных моральных устоев. Вместе с тем это положение лежит и в фундаменте этики дискурса, утверждающей ненасильственное преимущество «наилучшего аргумента». Легитимизация моральной нормы осуществляется на основании свободного и рационального согласия всех участников дискурса. Право каждого из участников ответить согласием или отвергнуть аргументы в пользу оправдания нормы предполагает равную ответственность каждого индивида. Автономность субъектов оказывается изначально интерсубъективированной. Ее реализация осуществляется посредством включенности совместно с другими в конкретные формы жизни. Л и т.: Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие/ Пер. с нем. под ред. Д.В.Скляднева. СПб.: Наука, 2000. Habermas J. MoralbewuBtsein und kommunikatives Handeln. Frankfurt am Main: Suhrkamp \ferlag, 1983. Л.А.Парамонов

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001