МОРАЛЬ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ
МОРАЛЬ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ
см. Мораль(раздел Коммунистическая мораль), Моральный кодекс, Коммунистическое воспитание, Коммунистический труд, Этика.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
МОРАЛЬ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ
высш. ступень историч. развития морали. М. к. - одна из сторон коммунистич. идеологии и образа жизни. Имеет свои истоки и начало в революц. морали пролетариата, получает дальнейшее развитие в М. строителей социалистич. и коммунистич. общества. М. к. включает в себя и развивает «основные общечеловеческие моральные нормы, которые выработаны народными массами на протяжении тысячелетий в борьбе с социальным гнетом и нравственными пороками» (Программа КПСС. М., 1976, с. 119). Отвергая репиг. санкцию и идеалистич. обоснование нравств. принципов, М. к. открыто основывается на практич. земных интересах и служит развитию, совершенствованию личности и общества. Если религ. проповедники видят в нравств. самосовершенствовании личности ключ к решению всех соц. проблем, то коммунистич. учение выдвигает в качестве гл. задачи революц. перестройку обществ, (прежде всего материальных) отношений. В процессе этой перестройки, к-рая предполагает наличие как объективных, так и субъективных предпосылок, в т. ч. революц. мораль, преобразуются одновременно и сама действительность и человек, его внутр. мир. С уничтожением противоположности интересов общества и личности исчезают и отражения этой противоположности в сфере морального сознания — противоречия между убеждениями и жизнью, трудом и наслаждением, долгом и склонностями, эгоизмом и самоотверженностью, добродетелью и счастьем и др. Личность обретает внутр. гармонию и цельность. Моральные нормы перестают быть нормами только должного, становясь нормами личной и обществ, жизни. Личность обретает подлинную свободу, предпосылками к-рой является уничтожение как материального, так и духовного, в часта, религ-, гнета. В этих условиях становится возможным осуществление в полной мере гуманизма человеч. отношений, справедливости, равенства, коллективизма. Свободное развитие каждого явится условием свободного развития всех. Самоосуществление личности, раскрытие заложенных в ней возможностей всестороннего развития будут совладать с миссией обществ. служения. М.. к. чужды религ. идеалы аскетизма, самоподавления, она утверждает самоценность человеч. личности и ее право на счастье.
Источник: Атеистический словарь
Мораль коммунистическая
совокупность принципов и норм поведения строителей коммунистического об-ва. Объективным критерием М. к. является борьба за победу коммунистического об-ва. Осн. принципы ее зафиксированы в Программе КПСС: преданность делу коммунизма, умножение трудом общественных богатств, высокое сознание общественного долга, коллективизм, гуманизм, интернационализм, непримиримость к нарушениям норм коммунистической нравственности и др. (Моральный кодекс строителя коммунизма). Исторической и теоретической основой М. к. являются мировоззрение и мораль рабочего класса, вобравшая в себя также простые и высокие моральные нормы передовых классов прошлого. Вместе с тем рабочий класс выдвинул и собственные этические нормы, такие, как классовая солидарность, интернационализм и коллективизм, стремление к освобождению трудового народа. Через рабочий класс М. к. наследует все прогрессивные нормы общечеловеческой морали. Т. обр., М. к. — это высшая ступень нравственного прогресса человечества. Нормы М. к. не ограничиваются только рамками поведения людей: они действенные факторы преобразования об-ва, воспитания и перевоспитания человека. В этом смысле ее нормы через поведение людей влияют на формирование коммунистических общественных ин-тов, на весь ход общественного развития. Всеобщее распространение норм М. к. постепенно сделает излишним многие звенья законодательного и административного регулирования отношений между личностью и об-вом. Поведение человека по велению осознанного общественного долга исключит все формы внешнего принуждения и приведет к утверждению подлинной свободы личности. Естественная замена кодекса законов и форм администрирования нормами М. к. будет революцией в истории нравственности. Она приведет также к ликвидации принципа принудительности. В настоящее время нормы М. к. в своем утверждении сталкиваются с некоммунистическими нравственными нормами в двух планах: внутри социалистического об-ва, где старые, отжившие нормы существуют как пережитки прошлого, как результат несоблюдения действующих в об-ве законов и их нарушений, порождающих аморальные поступки и преступления; вне социалистического об-ва М. к. противостоит морали буржуазного об-ва. В этой сложной борьбе и созидании М. к. формируется как будущая мораль всего человечества (Мораль, Этика).
Источник: Философский словарь. 1963
МОРАЛЬ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ
совокупность принципов и норм поведения, направленных на разрушение эксплуататорского и созидание коммунистич. общества. Это мораль революционная, она служит интересам рабочего класса (пролетариата) и возникла в ходе его классовой борьбы. Поэтому она называется также пролетарской. М. к. является также выражением коренных жизн. интересов всего трудящегося человечества. Она включает осн. общечеловеч. моральные нормы, выработанные нар. массами на протяжении тысячелетий в борьбе с социальным гнетом и нравств. пороками. Свое научно-теоретич. обоснование М. к. получает в марксизме-ленинизме. М. к. представляет собой решительное и полное отрицание всякой эксплуататорской морали, в т. ч. и морали религиозной, служащей укреплению эксплуатат. строя. Она выдвигает перед людьми совершенно иные мотивы поведения (не призрачное «спасение) после смерти, а интересы построения коммунизма), дает совершенно иную ориентацию во взаимоотношениях и нравств. оценках людей. В первую очередь она отвергает осн. морально-религ. требование - руководствоваться в своем поведении «богобоязненностью», заботиться только о «спасении» своей «души», не думая о борьбе за создание справедливого обществ, строя на земле и т. д. М. к. и мораль религиозная по своему существу непримиримы. Великая Окт. социалистич. революция, открыв новую истор. эпоху в жизни общества, положила начало новому этапу в развитии М. к., обогатила ее новыми принципами. После ликвидации эксплуатат. классов в сов. стране выковалось морально-полит. единство народа, окрепло влияние М. к. в массах. Особенно возрастает значение М. к. в период развернутого строительства коммунизма в СССР в связи с ростом сознательности сов. людей, повышением роли обществ, орг-ций и сужением сферы гос.-адм. регулирования взаимоотношений между членами общества. В этот период моральное воздействие становится вое более эффективным, что делает излишними меры принуждения в ряде случаев, когда ранее они были необходимы. В связи с ростом значения норм коммунистич. нравственности в нашей стране к ним было привлечено особое внимание истор. XXII съезда КПСС.
В принятой им Программе партии сформулированы следующие нравств. принципы морального кодекса строителя коммунизма:
преданность делу коммунизма, любовь к социалистич. Родине, к странам социализма;
добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест;
забота каждого о сохранении и умножении обществ, достояния;
высокое сознание обществ, долга, нетерпимость к нарушениям обществ, интересов;
коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного;
гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку - друг, товарищ и брат;
честность и правдивость, нравств. чистота, простота и скромность в обществ. и личной жизни;
взаимное уважение ъ семье, забота о воспитании детей;
непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству;
дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к нац. и расовой неприязни;
непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов;
братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами (Материалы XXII съезда КПСС. М., 1961, с. 411). М. к. учит людей видеть счастье и смысл жизни в борьбе за коммунизм. М. к. - самая справедливая, благородная и гуманная мораль. Бурж. гуманизм, некогда выступивший против оков феод. строя, провозглашал справедливость, свободу, равенство и братство людей, но тут же подчеркивал «святость» частной собственности. Тем самым он, вопреки своим лозунгам, санкционировал социальное неравенство и капиталистич. эксплуатацию людей, т. е. социальную несправедливость. Он выступал лишь за такую свободу, к-рая выгодна буржуазии. Т. н. христ. гуманизм, пропагандируемый религ. идеологами буржуазии, еще более лицемерен. Объявляя на словах всех людей братьями, призывая любить не только «ближних», но даже врагов, христ. мораль на деле оправдывала и оправдывает любую форму угнетения человека человеком, вплоть до рабства. То же относится к др. религиям. Только М. к. гуманистична до конца. Непримиримая к частной собственности, стяжательству и всем формам социального и нац. гнета, она добивается, чтобы в результате коренных обществ, преобразований освобожденная человеч. личность достигла полного расцвета и люди стали подлинными товарищами.
Мораль эксплуатат. классов строится на принципе индивидуализма, эгоизма. Такова, в частности, и мораль религиозная. Ставя целью человеку «спасение» его личной души, она выдвигает принцип: каждый за себя, один бог за всех. В противоположность этому, М. к. коллективистична: она утверждает принцип - каждый за всех, все за одпого. Эта мораль вносит в человеч. взаимоотношения дух товарищества, солидарности, взаимопомощи. М. к. - это мораль трудовая. Если эксплуатат. классы считают труд обязанностью лишь неимущих, если церковь, проявляя по сути то же отношение к труду, смотрит на него как на нечто второстепенное, но обязательное для «спасения», то М. к. учит непримиримости к тунеядству и эксплуатации. Она провозглашает: кто не работает, тот не ест, - ибо только трудом создаются все необходимые людям блага. Важной чертой М. к. является также требование полного равенства женщины с мужчиной. Религ. мораль, напротив, отказывает женщине в равенстве с мужчиной, третирует ее как «человека второго сорта».
Непримиримая противоположность М. к. и морали религиозной обусловливает и тактику богословов и религ. проповедников в отношении к М. к. Они стремятся подорвать доверие к М. к. и с этой целью утверждают, будто атеизм приводит человека к потере критерия нравственности, к утрате цели нравств. поведения, т. е. перспективы «спасения», рая, блаженства. Они клеветнически утверждают, будто неверующий лишен сдерживающих факторов и должен вообразить, что ему «все дозволено». Такова тактика религ. идеологов в тех случаях, когда имеется возможность воспользоваться неосведомленностью верующих и сбить их с толку дезинформацией и запугиваниями. Там же, где такой возможности нет, где людям известно, что М. к. служит созданию общества социальной справедливости и счастья, защитники религии проводят совершенно иную тактику. Они пытаются убедить людей в близости и даже тождественности принципов М. к. и морали религиозной, стремясь подменить первую последней - спасти религию. Научно-атеистич. пропаганда обязана разоблачать обе указанные тенденции.
В принятой им Программе партии сформулированы следующие нравств. принципы морального кодекса строителя коммунизма:
преданность делу коммунизма, любовь к социалистич. Родине, к странам социализма;
добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест;
забота каждого о сохранении и умножении обществ, достояния;
высокое сознание обществ, долга, нетерпимость к нарушениям обществ, интересов;
коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного;
гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку - друг, товарищ и брат;
честность и правдивость, нравств. чистота, простота и скромность в обществ. и личной жизни;
взаимное уважение ъ семье, забота о воспитании детей;
непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству;
дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к нац. и расовой неприязни;
непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов;
братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами (Материалы XXII съезда КПСС. М., 1961, с. 411). М. к. учит людей видеть счастье и смысл жизни в борьбе за коммунизм. М. к. - самая справедливая, благородная и гуманная мораль. Бурж. гуманизм, некогда выступивший против оков феод. строя, провозглашал справедливость, свободу, равенство и братство людей, но тут же подчеркивал «святость» частной собственности. Тем самым он, вопреки своим лозунгам, санкционировал социальное неравенство и капиталистич. эксплуатацию людей, т. е. социальную несправедливость. Он выступал лишь за такую свободу, к-рая выгодна буржуазии. Т. н. христ. гуманизм, пропагандируемый религ. идеологами буржуазии, еще более лицемерен. Объявляя на словах всех людей братьями, призывая любить не только «ближних», но даже врагов, христ. мораль на деле оправдывала и оправдывает любую форму угнетения человека человеком, вплоть до рабства. То же относится к др. религиям. Только М. к. гуманистична до конца. Непримиримая к частной собственности, стяжательству и всем формам социального и нац. гнета, она добивается, чтобы в результате коренных обществ, преобразований освобожденная человеч. личность достигла полного расцвета и люди стали подлинными товарищами.
Мораль эксплуатат. классов строится на принципе индивидуализма, эгоизма. Такова, в частности, и мораль религиозная. Ставя целью человеку «спасение» его личной души, она выдвигает принцип: каждый за себя, один бог за всех. В противоположность этому, М. к. коллективистична: она утверждает принцип - каждый за всех, все за одпого. Эта мораль вносит в человеч. взаимоотношения дух товарищества, солидарности, взаимопомощи. М. к. - это мораль трудовая. Если эксплуатат. классы считают труд обязанностью лишь неимущих, если церковь, проявляя по сути то же отношение к труду, смотрит на него как на нечто второстепенное, но обязательное для «спасения», то М. к. учит непримиримости к тунеядству и эксплуатации. Она провозглашает: кто не работает, тот не ест, - ибо только трудом создаются все необходимые людям блага. Важной чертой М. к. является также требование полного равенства женщины с мужчиной. Религ. мораль, напротив, отказывает женщине в равенстве с мужчиной, третирует ее как «человека второго сорта».
Непримиримая противоположность М. к. и морали религиозной обусловливает и тактику богословов и религ. проповедников в отношении к М. к. Они стремятся подорвать доверие к М. к. и с этой целью утверждают, будто атеизм приводит человека к потере критерия нравственности, к утрате цели нравств. поведения, т. е. перспективы «спасения», рая, блаженства. Они клеветнически утверждают, будто неверующий лишен сдерживающих факторов и должен вообразить, что ему «все дозволено». Такова тактика религ. идеологов в тех случаях, когда имеется возможность воспользоваться неосведомленностью верующих и сбить их с толку дезинформацией и запугиваниями. Там же, где такой возможности нет, где людям известно, что М. к. служит созданию общества социальной справедливости и счастья, защитники религии проводят совершенно иную тактику. Они пытаются убедить людей в близости и даже тождественности принципов М. к. и морали религиозной, стремясь подменить первую последней - спасти религию. Научно-атеистич. пропаганда обязана разоблачать обе указанные тенденции.
Мораль коммунистическая
Мораль (лат. mores — нравы, moralis — нравственный) — санкционированные обществом (классом) формы («образцы») индивидуального и группового поведения, затрагивающего общественные интересы. Имеет духовно-идеологический и социально-практический аспекты. К первому относятся общественные нравственные идеалы, нормы, ценности и вырабатываемые на их основе моральные качества, установки, ориентации личности или группы; ко второму — поступки, отношения, в которых объективируется моральная позиция субъекта. Возможность и необходимость выявления такой позиции обусловлены тем, что объективная детерминация человеческого поведения во многих случаях имеет не «жесткий», однозначный, а альтернативный характер, предоставляя индивиду относительную свободу выбора и, следовательно, порождая ответственность за этот выбор. Взаимодействие индивидуальной ответственности и общественных требований и есть «первичная клеточка» («первоэлемент») нравственности. Основная функция морали — обеспечение исторической дееспособности общества (класса, группы), согласование общественных и личных интересов, социальное регулирование поведения индивидов. Поскольку порождаемый частной собственностью социальный антагонизм делает такое согласование в принципе невозможным, в частнособственнических формациях мораль приобретает отчужденный характер, что выражается в обостряющихся противоречиях между пропагандируемыми господствующими классами нравственными ценностями и нравственной практикой, моралью «для себя» и моралью «для других», в нравственном фарисействе, ханжестве, лицемерии. Эти черты и тенденции нравственной жизни эксплуататорского, особенно современного буржуазного общества проявляются и в других сферах его жизнедеятельности, в частности в политике, создают коллизию моральных и эстетических ценностей, характерную для реакционного искусства. Однако уже в условиях эксплуататорского строя зарождаются и формируются наряду с классовыми и общечеловеческие моральные ценности, выражающие потребности, интересы прогрессивных классов, и прежде всего трудящихся масс. Пролетарская, а при социализме коммунистическая мораль есть наиболее полное и последовательное воплощение прогрессивных тенденций нравственного развития человечества. М. к. представляет собой одно из проявлений идейно-политического и нравственного единства социалистического общества, его движения к социальной однородности. Основные принципы М. к., сформулированные в моральном кодексе строителя коммунизма, характеризуют главные достижения и цели коммунистического воспитания, черты нравственного облика, свойственные передовой части социалистического общества и формируемые в практике коммунистического строительства у всех его членов. В ряде этих черт (преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, дружба и братство народов СССР, братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами) нашло выражение свойственное социалистическому обществу единство морального и идейно-политического воспитания, нравственности и политики. По мере воспитания М. к., углубления социалистической демократии в моральном сознании и практическом поведении советских людей, в их отношении друг к другу все в большей мере будет проявляться высокий гуманизм идеалов коммунизма, гармония нравственности и красоты, внутренней и внешней культуры. Развитие социализма связано с систематическим ростом значения нравственного фактора в жизни общества. Конкретно эта тенденция означает расширение сферы жизнедеятельности, где люди исходят преимущественно из моральных убеждений, ориентируются в первую очередь на нравственные ценности (патриотизм социалистический, коллективизм, взаимопомощь, долг, честь, достоинство и т. д.). Убеждения основываются на знаниях, однако не сводятся к ним. Убежденность — это такой уровень духовного (в частности, нравственного) развития человека, когда утверждение, реализация идеи становится высшим смыслом его жизни, причем не только в большом, но и в малом, во всех аспектах повседневного поведения. Необходимость формирования именно убежденности, а не просто моральных знаний усиливается в современный период тем, что научно-техническая революция, возрастание интенсивности урбанизации и миграционных процессов влекут за собой существенное ослабление влияния на поступки людей традиционных факторов социализации: стабильной общественной микросреды, непосредственного (визуального) и заинтересованного социального контроля, традиций и обычаев. Нравственное регулирование в современных условиях все в большей степени превращается в саморегулирование, а социальный контроль — в самоконтроль. Что же касается традиций и обычаев, то есть большие возможности для повышения их значения и в системе М. к., однако эти возможности в должной мере еще не используются. М. к. влияет на все стороны нашего образа жизни. При этом всюду моральный фактор проявляет себя прежде всего как ответственность, дисциплина, единство слова и дела. В. И. Ленин подчеркивал, что для коммуниста нравственность вся в «сплоченной солидарной дисциплине» и «надо, чтобы Коммунистический союз молодежи воспитывал всех с молодых лет в сознательном и дисциплинированном труде» (т. 41, с. 313, 318). При социализме труд — высшее мерило достоинства и общественного престижа личности, основное средство ее нравственного развития и самоутверждения, проявления и моральности, а значит, и гражданственности, коммунистической сознательности, патриотизма и интернационализма. Причем, поскольку при социализме распределение по труду является наиболее справедливым способом распределения, постольку экономические мотивы трудовой деятельности в социалистическом обществе, по сути дела, не противостоят моральным, а находятся с ними в диалектическом единстве, что ярко проявляется в социалистическом соревновании, объединяющем в себе, с одной стороны, трудовое соперничество, с другой — взаимопомощь соревнующихся. В свою очередь, нравственная мотивация труда дополняется и обогащается мотивами идейно-политическими (преданность делу коммунизма) и эстетическими (ощущение ритма, красоты трудового процесса, стремление работника воплотить в продукте труда свой эстетический идеал). Взаимосвязь нравственных, идейно-политических и эстетических мотивов поведения характерна не только для труда, но и для всех других сфер жизнедеятельности людей. В частности, социальное регулирование отношения человека к природе исходит не только из принципа экономической целесообразности, но и из интересов сохранения наиболее ценных с исторической или эстетической точек зрения ландшафтов, заботы о нуждах будущих поколений, о животном мире («братьях наших меньших»). Эффективность морального регулирования на современном этапе нашего развития во многом определяется также взаимодействием морали и права, особенно если речь идет о борьбе с антиподами коммунистической нравственности. Для преодоления этих пережитков необходимо использовать и убеждение, и принуждение, и воспитание словом, и строгую силу закона. Перед моралью и правом в социалистическом обществе стоят тождественные в своей основе социальные задачи. Это означает, что правовые нормы и санкции имеют большие морально-воспитательные последствия, а моральное регулирование взаимоотношений между людьми оказывает большое влияние на соблюдение ими правовых установлений. Поэтому нравственное регулирование должно обязательно сочетаться и взаимодействовать с другими формами регулирования человеческой жизнедеятельности, и прежде всего с правом. По мере дальнейшего движения социалистического общества к коммунизму роль морали в решении экономических и социальных проблем будет неуклонно возрастать. К ней перейдет ряд функций, выполняемых современными политическими, правовыми и социально-административными институтами. Однако этот процесс предполагает не ослабление, а укрепление этих институтов в настоящее время, ибо их деятельность является одним из главных источников формирования нравственной культуры населения, важным средством повышения эффективности и качества нравственного воспитания трудящихся.
Источник: Научный коммунизм. Словарь