правовые нормы ограничивают нижний уровень дозволенного человеку или общественному институту, после преодоления которого действие становится уже преступлением, моральные ограничения являются переходной зоной и дают возможность человеку и окружающим понять, что его падение в область недозволенного уже началось.
Моральные нормы обычно гораздо выше правовых. Попытка ввести институт так называемого правого государства, где разрешено "все, что не запрещено законом", направлена на снижение моральных и этических норм в обществе до уровня правовых, когда "морально все, что не является уголовно наказуемым преступлением" и, при ее успешном осуществлении, может привести к тому, что все человеческое общество будет жить по законам зоны (правда, это и сейчас не так далеко от имеющего место быть).
МОРАЛЬ И ПРАВО
Право и мораль
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений
МОРАЛЬ И ПРАВО
Вопрос о соотношении морали и П. занимает одно из ключевых мест в марксистско-ленинском этическом учении. С этим вопросом связана принципиальная проблема о методах воздействия об-ва на человека. Как формы общественного сознания и общественных отношений М. и п. имеют между собой мн, сходного, поскольку выполняют общую социальную функцию: регулируют поведение людей в об-ве. ИМ. и П. представляют собой совокупность относительно устойчивых норм (правил, предписаний), выражающих волю господствующего в об-ве класса, а также в определенной мере - нек-рые общечеловеческие представления о справедливом и должном. Эти нормы имеют всеобщий характер, распространяются (по крайней мере формально) на всех членов об-ва. Несмотря на то что нормы П. носят, за редкими исключениями (т. наз. обычное право), писаный характер, т. е. официально провозглашаются государством, а нормы М, в основном живут в общественном созна
нии, и М. и П. представляют развернутые системы правил поведения, охватывающие практически всю совокупность общественных .отношений. П. подразделяется на области (уголовное, гражданское, трудовое, брачно-семейное, государственное, международное и т. д.), и нормы каждой из этих отраслей принято сводить в своды законов (кодексы). М., в свою очередь, включает разделы, регулирующие ту или иную сферу общественных отношений (Труда нравственность. Профессиональная этика. Быта нравственность, Врач но-семейная мораль), хотя здесь разграничение не столь четко выражено. Самое .важное различие между М. и п. касается способа, каким они регулируют поведение людей. Исполнение норм П. обеспечивается при необходимости мерами принуждения (административными, уголовными и экономическими санкциями) с помощью специального аппарата правосудия, к-рое осуществляется должностными лицами. Требования М. поддерживаются силой общепринятых обычаев, общественного мнения или личной убежденностью индивидов. Моральная санкция осуществляется, т. обр., мерами духовного воздействия, причем не отдельными людьми, наделенными к.-л. особыми полномочиями, а всем коллективом, социальной группой, об-вом в целом. Большая часть общественных отношений регулируется одновременно нормами как П., так и М. Возникающие иногда несоответствия между требованиями закона и нравственности в подавляющем большинстве случаев связаны не с различиями М. и п., как таковых, а с противоречиями внутри самих этих форм общественного контроля (между законодательством и его практическим осуществлением, между нормами общечеловеческой и классовой М., между требованиями об-ва и личной совести). Условия для преодоления противоречий между М. и п. создаются в ходе коммунистического строительства, по мере того как М. и п. постепенно утрачивают классовый характер, становятся общенародными. Этому процессу способствует в решающей мере то обстоятельство, что соблюдение нравственных принципов становится при социализме непременным законом политики и деятельности государства, а П. начинает все шире осуществляться силой общественного воздействия. Однако и в социалистическом об-ве М. и п. не совпадают полностью. Так, хотя в принципе всякий антиобщественный поступок заслуживает морального осуждения, далеко не все из них караются мерами уголовного наказания. Процесс сближения и в конечном счете слияния М, и п. в форму общественного сознания, к-рая будет регулировать поведение людей и общественный порядок, носит длительный и сложный характер; завершение этого процесса связано с полным построением коммунизма, отмиранием государства и заменой его коммунистическим общественным самоуправлением.
нии, и М. и П. представляют развернутые системы правил поведения, охватывающие практически всю совокупность общественных .отношений. П. подразделяется на области (уголовное, гражданское, трудовое, брачно-семейное, государственное, международное и т. д.), и нормы каждой из этих отраслей принято сводить в своды законов (кодексы). М., в свою очередь, включает разделы, регулирующие ту или иную сферу общественных отношений (Труда нравственность. Профессиональная этика. Быта нравственность, Врач но-семейная мораль), хотя здесь разграничение не столь четко выражено. Самое .важное различие между М. и п. касается способа, каким они регулируют поведение людей. Исполнение норм П. обеспечивается при необходимости мерами принуждения (административными, уголовными и экономическими санкциями) с помощью специального аппарата правосудия, к-рое осуществляется должностными лицами. Требования М. поддерживаются силой общепринятых обычаев, общественного мнения или личной убежденностью индивидов. Моральная санкция осуществляется, т. обр., мерами духовного воздействия, причем не отдельными людьми, наделенными к.-л. особыми полномочиями, а всем коллективом, социальной группой, об-вом в целом. Большая часть общественных отношений регулируется одновременно нормами как П., так и М. Возникающие иногда несоответствия между требованиями закона и нравственности в подавляющем большинстве случаев связаны не с различиями М. и п., как таковых, а с противоречиями внутри самих этих форм общественного контроля (между законодательством и его практическим осуществлением, между нормами общечеловеческой и классовой М., между требованиями об-ва и личной совести). Условия для преодоления противоречий между М. и п. создаются в ходе коммунистического строительства, по мере того как М. и п. постепенно утрачивают классовый характер, становятся общенародными. Этому процессу способствует в решающей мере то обстоятельство, что соблюдение нравственных принципов становится при социализме непременным законом политики и деятельности государства, а П. начинает все шире осуществляться силой общественного воздействия. Однако и в социалистическом об-ве М. и п. не совпадают полностью. Так, хотя в принципе всякий антиобщественный поступок заслуживает морального осуждения, далеко не все из них караются мерами уголовного наказания. Процесс сближения и в конечном счете слияния М, и п. в форму общественного сознания, к-рая будет регулировать поведение людей и общественный порядок, носит длительный и сложный характер; завершение этого процесса связано с полным построением коммунизма, отмиранием государства и заменой его коммунистическим общественным самоуправлением.
Источник: Словарь по этике