Мораль христианская

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Мораль христианская
мораль, проповедуемая христианской религией. Богословы стремятся представить нормы М. х. как общечеловеческие, а саму М. х.— как наиболее возвышенную и гуманную, ссылаясь в первую очередь на заповедь любви. В действительности же церковь монополизировала и освятила определенные светские нормы, поставив их на службу эксплуататорских классов. В христианстве, исторически возникшем как религия угнетенных, нашли свое отражение и чаяния масс (в частности, идея братства всех обездоленных, любви к ближнему и др.); церковь обратила эти заповеди против самих масс, проповедуя всеобщую любовь и всепрощение. Отсюда лицемерие и ханжество М. х. Вознаграждение угнетенных за их страдания и торжество справедливости церковь связывает с «царством божьим», наступление к-рого зависит от воли бога, а не от людей. Тем самым она объявляет аморальной борьбу масс за переустройство об-ва. Проповедуя смирение и покорность, М. х. является по своему характеру реакционной.

Источник: Философский словарь. 1963

ХРИСТИАНСКАЯ (НОВОЗАВЕТНАЯ ЕВАНГЕЛЬСКАЯ) МОРАЛЬ
моральный кодекс, состоящий из ряда заповедей, изложенных в Нагорной проповеди И. Христа, (Матф.: 5—7; Лука: 6). X. м. — важный этап в духовном развитии человечества, как с точки зрения нормативного содержания морали, так и в плане развития механизмов моральной регуляции т.е. предоставления человеку свободы выбора, понимаемой как жизнь по принципам. Содержание заповедей перекликается с «десятью заповедями» ветхозаветной морали («Исход…»), из которых первые четыре содержат требования по отношению к Богу, остальные шесть — по отношению к людям. Отношение учения Христа к ветхозаветной морали выражено в Нагорной проповеди в форме противопоставления: «Сказано древними… А я говорю вам…». Некоторые заповеди сохранены в новом кодексе без существенных изменений, большая часть оставлена, но в более строгом варианте, несколько отменены. Так, незыблемым является требование монотеизма: «Не будет у вас других богов, кроме отца моего небесного», а также «Не упоминайте имени Божьего напрасно» и «Не делайте кумира и никакого изображения Бога». При этом отменяется требование «Святить день субботний», т.е. работать в субботу не грешно. Усилены заповеди: «Не прелюбодействуй» до «Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» и «Не преступай клятвы…» до «Не клянись вовсе…». Требование «Не убивай» в ветхозаветном кодексе вступает в противоречие с принципом: «Око за око, зуб за зуб, кровь за кровь, смерть за смерть». X. м. трансформирует этот закон в принцип непротивления злу. «Не противься злому… Если ударят тебя по одной щеке, подставь другую». В евангельской морали, таким образом, не действуют взаимосвязанные законы кровной мести и коллективной (племенной) ответственности, что приводит к изменению ветхозаветных заповедей «Почитай отца своего и мать свою» и «Возлюби ближнего своего», «Поступай с людьми так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой». В X. м. требование любви к Богу и верность его заповедям важнее любви к ближним: «Враги человеку домашние его». «Когда любите ближнего, что особенного делаете, так же делают и язычники… любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас». Несмотря на парадоксальный характер главных формулировок Х.м., в них заключается перспектива развития личности как морального субъекта. Что бы не вытворяли окружающие вас люди, вы не должны поступать подобным образом, если это не соответствует Божественным заповедям. Центральный персонаж христианской мифологии — мученик, несущий свой крест. В Древней Иудее на кресте казнили рабов, что, несомненно, дает основания оценивать X. м. с ее принципом непротивления злу как рабскую (Ф. Ницше), тем не менее человеческие страдания и тяготы жизни столь многочисленны и разнообразны, что несение креста — символ подвижничества, стойкости человека — представляет собой необходимое условие становления его как морально зрелой личности.

Источник: Философский словарь инженера. 2016



Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
350.71 кб

Христианская мораль и ее особенности

Карповская Т. В.
Читать PDF
2.01 мб

Христианская мораль и конкурентная система

Веблен Торстейн
Читать PDF
263.64 кб

Герои тургеневских романов в аспекте христианской морали

Е. М. Конышев
В статье исследуется влияние христианских традиций на романы Тургенева. Писатель, безусловно, не принадлежал к числу религиозных натур.
Читать PDF
277.72 кб

Мораль индивида и общества с точки зрения «Христианского реализма»

Голованова Наталья Геннадьевна
Статья посвящена концепции «христианского реализма», принадлежащей Рейнхольду Нибуру.
Читать PDF
431.21 кб

Этическая позиция Н. Макиавелли и преодоление христианской моральной традиции в политике

Руженцев Сергей Евгеньевич
В статье рассматриваются этические особенности позиции Н. Макиавелли в отношении моральных аспектов в политической деятельности, которые пришли на смену христианской традиции.
Читать PDF
388.69 кб

Христианский концепт личности как основополагающий компонент моральной проблематики современной биоэ

Бабич Владимир Владимирович
Рассмотрена концепция личности, сформированная в персоналистическом дискурсе христианской культуры, в качестве основания анализа морального аспекта современной биоэтики.
Читать PDF
428.38 кб

СОСТРАДАНИЕ КАК ОСНОВА ХРИСТИАНСКОЙ МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ Ф

Еремина Зоя Анатольевна
Анализируется проблема морального совершенствования личности сквозь призму «учения о сердце».

Похожие термины:

  • ХРИСТИАНСКАЯ (НОВОЗАВЕТНАЯ ЕВАНГЕЛЬСКАЯ) МОРАЛЬ

    моральный кодекс, состоящий из ряда заповедей, изложенных в Нагорной проповеди И. Христа, (Матф.: 5—7; Лука: 6). X. м. — важный этап в духовном развитии человечества, как с точки зрения нормативного соде