1698—1759) - франц. математик, физик и философ. Считал, что все законы движения могут быть выведены из сформулированного им принципа наименьшего действия: количество движения, употребленное для к.-л. изменения в природе, всегда является наименьшим из возможных. Этот принцип являлся для М. наиболее убедительным доказательством существования бога.
Мопертюи, Пьер Луи де
Источник: Атеистический словарь
род. 28 сент. 1698, Сен-Мало - ум. 27 июля 1759, Базель) - франц. физик и математик. В 1741 приглашен Фридрихом Великим в качестве президента Берлинской академии; решительно насаждал учение Ньютона во франц. философии; следуя Юму, работал над эмпирическим выведением принципов математики; открыл принцип наименьшего действия и пытался на этом основать доказательство Бога ("Essai de cosmologie", 1759), что привело его к конфликту с Вольтером.
Источник: Философский энциклопедический словарь
28 сентября 1698, Сен-Мало — 27 июля 1759, Базель) — французский математик, физик и философ. Член Французской академии (с 1723), президент Прусской академии наук (с 1745). Защитник и пропагандист идей Ньютона во Франции. Сформулировал «принцип наименьшего действия» в качестве универсального механического закона Вселенной, согласно которому любое изменение, происходящее в природе, затрачивает наименьшее из возможных количество движения. Из этого принципа Мопертюи выводил все законы движения и видел в нем самое убедительное доказательство существования всемогущего и всеведущего существа — Бога. Для объяснения жизни выдвинул предположение о том, что мельчайшие частицы материи обладают свойствами, аналогичными человеческому желанию и отвращению, памяти и разуму («Systeme de la nature», 1754). С критикой взглядов Мопертюи выступал Д. Дидро.
Соч.: Oeuvres, t. 1—4. Lyon, 1768. Лит.: Brunei Р. Maupertuis. 1—2. R, 1929.
О. В. Суворов
Источник: Новая философская энциклопедия
(28 сент. 1698 – 27 июля 1759) – франц. математик, физик и философ; чл. Франц. академии наук (1723), с 1745 – президент Прусской академии наук. После посещения Англии в 1728 М. стал одним из первых энергичных проводников идей Ньютона, к-рые он защищал и разрабатывал в полемике с картезианством. Считая неприменимыми для объяснения всех явлений природы декартовский закон сохранения количества движения и лейбницевский закон сохранения "живой силы", М. в качестве универсального механич. закона Вселенной сформулировал принцип наименьшего действия, к-рый в уточненной и обобщенной форме явился одним из осн. принципов физики: "когда происходит в природе какое-нибудь изменение, то количество движения, употребленное для этого изменения, всегда является наименьшим из возможных" (Oeuvres..., t. 1, Lyon, 1756, p. 42–43). Согласно M., все законы движения могут быть выведены из этого принципа. Принцип этот является для М. наиболее убедит. доказательством существования всемогущего и всеведущего существа. При объяснении природы М. считал необходимым умеренное пользование конечными причинами (целями). Он занимал промежуточную позицию между последоват. деизмом и теизмом. Та же примирит. тенденция заметна в отношении М. к христианству, к-рое, по его мнению, полно непонятных догм и в то же время учит наиболее совершенной морали, способной сделать людей счастливыми. Промежуточная позиция М. вызвала критику как со стороны теологов, недовольных его вольнодумством, так и со стороны противников христианства – атеистов и деистов. В филос. взглядах М. имеются моменты, сближающие его с франц. материализмом 18 в. М. стремился преодолеть дуализм материи и духа, объяснить явления психики из свойств самой материи. Это привело его к крайним формам гилозоизма и органицизма. Для объяснения органич. жизни, по М., совершенно недостаточно ссылки на такие свойства материи, как протяженность, непроницаемость, подвижность, инерция, притяжение. Нужно предположить, что мельчайшим частицам материи, ее элементам принадлежат свойства, к-рые в людях называются желанием, отвращением, памятью, разумом. Характеризуя эту теорию, высказанную в работе "Система природы" ("Syst?me de la nature", 1754) как "...наиболее соблазнительный вид материализма", Дидро вместе с тем отмечал необоснованность предположений М., полагая, что у элементов материи – органич. молекул – следует допустить лишь наличие неразвитой формы психики – чувства, "похожего на тупое и смутное осязание" (см. Избр. филос. произв., М., 1941, с. 124); на эту гипотезу Дидро обратил внимание Ленин (см. Соч., т. 14, с. 25 и 34). Критика М. идеалистич. монадологии Лейбница и вообще пристрастия философов к созданию законченных систем, защита им идей трансформизма, принятие локковского сенсуализма – все это также свидетельствует о материалистич. тенденциях в философии М. Соч.: Ouvres, t. 1–4, Lyon, 1768. Лит.: Дидро Д., Собр. соч., т. 1, М.–Л., 1935 (по указат. имен); Brunei P., Maupertuis, v. 1–2, P., 1929; Gu?roult M., Dynamique et m?taphysique leibniziennes, Strasb., 1934; Сrоmbie A. C., P.–L. Moreau de Maupertuis, pr?curseur du transformisme, "Revue de synth?se", 1957, No 5–6. В. Зубов, В. Кузнецов. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.