(p. 1951) – историк философии, политолог, культуролог. Его философские взгляды близки к идеям персонализма Э. Мунье, получившим развитие в творчестве П. Рикёра. В 1976 М. вошел в редколлегию журнала «Esprit», основанного Мунье и ставшего ныне одним из центров международной интеллектуальной жизни; с 1982 он – главный редактор журнала, с 1988 – его директор; одновременно М. является членом научного комитета журнала «Archives de philosophie», соруководителем серии «La couleur des idées» в издательстве «Seuil»; как специалист по политическим, социальным и экономическим проблемам современного общества он входит в комиссию по изучению изображения насилия на телевидении, в Высший совет по интеграции и Административный совет по связи Сенат – население страны. М. – профессор политической философии в Лионском университете и Парижском центре Севр. Как политолога М. интересуют проблемы демократии, роли интеллектуалов в жизни современного общества; как культуролог он изучает вопросы современного искусства, урбанизма; он также автор исследования роли смеха в жизни отдельного человека и культуре в целом. В трактовке проблем демократии, свободы и равенства М. является противником неолиберализма, который, по его мнению, вызывает к жизни новые формы социально-экономического неравенства. Сегодня главный вопрос для него заключается не в том, чтобы выбрать, какое государство необходимо – либеральное или социалистическое, а в том, чтобы определить, в чем и при каких условиях государство должно обладать приоритетом. Одной из актуальных проблем М. считает сплочение различных общественных слоев, обособившихся и отдалившихся друг от друга; не менее настоятельной он признает также проблему восстановления престижа труда, который играет основополагающую роль при формировании идентичности человека и взаимного признания людей (идеи Мунье – Рикёра).
В этом плане М. оценивает город как место обитания людей, трактуя его с позиций М. Хайдеггера; он с сожалением констатирует, что идея «жить вместе» (Аристотель, Рикёр) в современном городе получила сугубо пространственное звучание; организация современного города имеет еще одно негативное значение – она влияет на строй политического языка: этот язык стал урбанистским, в нем одержали верх идеи, разделяющие центр и периферию, утверждающие значимость удаленности от центра. M. ратует за новый облик интеллектуала-демократа; сегодня, считает он, существует два типа интеллектуалов: один – медийный интеллектуал, способный играть свою роль от случая к случаю, оставаясь в подчинении у хода событий, предписываемых средствами массовой информации; другой – интеллектуалспециалист, каким в свое время был О. Конт, живший в «башне из слоновой кости» и довольствовавшийся собственными представлениями о математизированном обществе. М. убежден, что интеллектуалу вовсе не обязательно быть участником «великих сражений» и без конца твердить «я не согласен»; ему надлежит ставить общие проблемы и формулировать и защищать собственные убеждения; он должен изучать современное общество и отважно говорить ему нелицеприятные вещи; что касается экономической науки, сегодня ее представители должны помнить, что она является точной наукой, и в то же время учитывать ее политическое измерение и культурную включенность; политическим деятелям следует уметь пользоваться словом: эволюция общества имеет прямое отношение к тому, как о нем говорят. Изучая проблему смеха, М. отмечает, что смех изначально не был связан с весельем, а являлся средством преобразования того, что вызывает страх, в то, что этот страх ослабляет. Смех по своей природе, считает он, двойствен: его место на натянутом канате, он может соскальзывать на ту или другую сторону – либо тянуть вниз, быть вульгарным, втаптывать в грязь, либо очищать, возвышать. Смех играет важную роль в обществе; в определенном смысле он социален и политичен, поскольку помогает понять то, что связывает людей друг с другом.
Соч.: La peur du vide. P., 1991; La violence des images, ou comment s’en débarrasser. P., 1993; Vers la troisième ville. P., 1995; Paul Ricoeur. P., 1998; Face au scepticisme. P., 1998; Eclats de rire. P., 2002; L’artiste en politique. P., 2004; La condition urbaine. La ville à l’heure de la mondialisation. P., 2007; De quoi rions nous? Notre société et ses comiques. P., 2007. И.C. Вдовина