МОНТЕСКЬЕ Шарль-Лун

Найдено 1 определение
МОНТЕСКЬЕ Шарль-Лун
(1689 - 1755) - французский философ-просветитель, писатель и историк, сотрудник «Энциклопедии», редактируемой Д. Дидро. Обладал обширными познаниями в области естественных и общественных наук, искусства и религии. Главное философское произведение «О духе законов». Философская концепция Монтескье основана на принципах деизма и механического материализма, которые, как он считал, выведены им не из предрассудков, а из самой природы вещей. Бог - создатель и охранитель загонов природы, действию которых подчиняется и он сам. Однако идея детерминизма природы противоречила не только схоластическому телеологизму, но и его собственному деизму. Исходным пунктом теории познания Монтескье является отрицание наличия врожденных идей, априоризма и мистической интуиции, отстаивание ценности опыта и здравого смысла. Источниками познания он считал внешний мир и деятельность человеческой души, обладающей естественной способностью к познанию. В социологическом учении Монтескье теоретические выводы строит на обобщении огромного количества исторических фактов, критикуя фатализм теологического подхода к истории, обрекающего на пассивность государя и на примирение с социальной несправедливостью подданных. Он считал, что общественное устройство зависит от нравов, обычаев, убеждений, которые, в свою очередь, определяются географической средой и политическими законами. Хотя люди равны от природы, различия географической среды обусловливают существенные различия в политическом устройстве. Б холодном климате люди более здоровы, активны, целеустремлены, жара приучает к лени, изнеженности, равнодушию. Но в холодных странах южане будут действовать, как и северные народы. Жара и холод воздействуют на тело, а тело определяет состояние духа. Кроме того, просвещенные правители способны в любых климатических условиях воспитать достойных граждан. Эта, хотя и не последовательная, точка зрения отрицала религиозную идею предопределения. Первобытное состояние Монтескье представлял как состояние дружбы и мира, общения и взаимопомощи. Естественное желание жить в обществе приводит людей к созданию государства, гражданского права и частной собственности. В борьбе классовых интересов Монтескье видел борьбу политических принципов, критикуя не деспотизм, а идею деспотизма и эксплуатации. Феодально-деспотическому режиму противопоставлял конституционно-монархический или республиканский, отстаивал идею разделения властей, воплощающую классовый компромисс между буржуазией и аристократией. Целью государственного правления является благо общества в его целом, которое можно достигнуть с помощью прогрессивных законов. Поэтому они являются основой нравственности народа. Законы государства обязательны для всех граждан, законы религии - для верующих, если они не противоречат законам государства. Резко осуждал фанатизм и стремление к власти католической церкви, оценивал ее деятельность как препятствие общественному прогрессу.

Источник: Краткий философский словарь 2004