род. 18 янв. 1689, Лабред, близ Бордо - ум. 10 февр. 1755, Париж) - франц. философ права и истории. В своем осн. соч. "De l&esprit des lois", 1748 (рус. пер. "О духе законов", 1809 - 1814) отказался от формалистического мышления о праве и пытался объяснить законы и политическую жизнь различных стран и народов, исходя из их природных и исторических условий, в духе теории среды. На примере англ, конституции, которую он рассматривал как самую прогрессивную, а франц. - как регрессивную (см. "Lettres persanes", 1721 - рус. пер. "Персидские письма", 18,92), Монтескье развивал вслед за Локком теорию разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. В своем "Considerations sur les causes de la grandeur des Romains et de leur decadence", 1734 (рус. пер. "Рассуждение о причинах величия и падения римлян", 1769) он исследовал расцвет и упадок рим. государства.
МОНТЕСКЬЁ, ШАРЛЬ ДЕ
Источник: Философский энциклопедический словарь
французский писатель и философ (замок де ля Бред, близ Бордо, 1689 — Париж, 1755). В 1708 г. становится адвокатом, в 1714 г. советником парламента города Бордо, в 1727 г. избран во Французскую академию. Считается основа-, телем политической науки, защищавшим ее от какого бы то ни было вмешательства теологии или морали, с одной стороны, и метафизики человеческой «природы», с другой стороны. Его главный труд, над которым он работал 14 лет (1734-1748), называется «О духе законов». Он впервые позитивно определил законы как «простые отношения» между социальными реальностями. Что же касается «духа», то он рождается из пересечения «религиозного климата, правительственных максим, примеров из прошлого, нравов, манер...». Его теория рассматривает три основных типа правления: республику, монархию и деспотизм. Разумом он был республиканец, а душою — монархист. Кроме того, им написаны: «Рассуждение о политике римлян в сфере религии»(1716), «Персидские письма» (1721), «Замечание о причинах величия и упадка Рима» (1734), «В защиту "Духа законов"» (1750).
Источник: Философский словарь
(1689—1755) — фр. философ, полит. мыслитель и правовед, историк и писатель, основоположник классич. либерализма. Получив классич. и юрид. образование в ун-те Бордо, занимал разл. должности в судеб. заведениях. В 1729— 31 гг. путешествовал по Европе. Осн. соч.: «Персидские письма» (1721), «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1734), «О духе законов» (1748), «В защиту “Духа законов”» (1750). Гл. задачей философии М. считал познание причинных связей действительности. В онтологии придерживался деизма. В гносеологии, хотя и непоследовательно, отстаивал сенсуалистическую идею отражения внешн. мира в чувствах и сознании человека. Однако осн. в его учении — философия истории, соц.-полит. и правовая теория. Рассматривая об-во как целостность («дух народов»), М. выступил с обоснованием географического детерминизма (см. Детерминизм географический). Разделял з-ны на естеств. (неизменные, созданные Высшим Разумом) и обществ. (изменчивые, зависящие от законодателя); среди последних выделял: 1) междунар. право, регулирующее отношения народов, 2) полит. право, регулирующее отношения правителей и управляемых, 3) гражд. право, регулирующее отношения граждан. На «общий дух народов» влияют: 1) физ. причины (климат, почва, ландшафт, положение и размер страны), к-рые определяют обществ. жизнь на ранних стадиях развития; 2) моральные причины (принципы организации полит. строя, степень свободы, религия, мораль, традиции), к-рые главенствуют в условиях цивилизации. По М., в естественном состоянии отсутствовала «война всех против всех», а люди подчинялись естеств. з-нам (мир; стремление добывать себе пищу; просьба, обращенная к другому; желание жить в об-ве). Сначала появились патриархальные семьи, где почитались нравы и обычаи; затем сформировалось об-во героических времен, в к-ром действовали нормы «обычного права»; далее вследствие усиления имущественных различий об-во перешло в эпоху вражды и раздоров. Выход из этого положения состоял в создании гос-ва, где отношения между людьми регулируются положительными з-нами. Так появляется публичное право и возникает полит. состояние. М. трактовал общественный договор как акт принятия осн. з-нов гос-ва, где народ делегирует власть правителям. Выделял три формы правления: 1) республика, в к-рой власть находится в руках всего народа (демократия) или его части (аристократия); 2) монархия, где посредством з-нов управляет один; 3) деспотия, в к-рой правит лицо, ставящее себя выше з-нов. М. обосновал необходимость разделения гос. власти на законодательную, исполнительную и судебную. Наилучшей формой правления считал конституционную монархию. Соч.: Oeuvres compl?tes. P., 1950—1955. V. 1—3; Избр. произв. М., 1955; Персидские письма // Французский морализаторский роман XVIII в. М., 1993; О духе законов. М., 1999. Лит.: Азаркин Н.М. Монтескье. М., 1988; Баскин М.П. Монтескье. М., 1975; Бурханов Р.А. Политические учения Нового времени // Бурханов Р.А., Коган Л.Н., Руденкин В.Н. Основы политологии. 2-е изд., испр. и доп. Нижневартовск, 2002; Baum J.A. Montesquieu and Social Theory. Oxord, 1979. Р.А.Бурханов
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
18 января 1689, замок Ла Бред, близ Бордо —10 февраля 1755, Париж) — французский философ-просветитель, историк, писатель. Изучал право в университете г. Бордо, затем был председателем судебной палаты. В 1726 оставил государственную службу. Принимал участие в создании «Энциклопедии», возглавлявшейся Дидро. С 1728 член французской Академии.
В сатирических «Персидских письмах» (1721) Монтескье, уподобляя французскую абсолютную монархию азиатскому деспотизму, выступил противником клерикализма и деспотизма. Полагая, что многие положения христианского вероучения нелепы (напр., догмат о триединстве Бога), он в то же время осуждал религиозный фанатизм, жестокие столкновения между представигелями различных конфессий. Считая ложными все существующие религии, Монтескье, однако, не отрицал бытие Бога: придерживаясь деизма, он рассматривал Бога как создателя природы, сообщившего ей в «начале времен» неизменные законы и более уже ни во что не вмешивающегося. Критикуя социальный строй феодальной Франции, Монтескье противопоставлял ему идеал государства, в котором общественные и частные интересы находятся в полной гармонии. В «Размышлениях о причинах величия и падения римлян» (1734) Монтескье связывал «величие» римлян с наличием у них политической свободы и республиканской формы правления, способствовавших укреплению гражданских добродетелей.
В основном сочинении «О духе законов» («LEsprit des lois», вышло анонимно в Женеве в 1748) Монтескье выступил с обоснованием географического детерминизма в понимании общества. Он выделял три основные формы правления: республику, монархию, деспотию. При республиканском правлении верховная власть находится в руках многих — всего народа или его части; при монархическом ею обладает один человек, управляющий посредством неизменных законов; при деспотическом она принадлежит одному лицу, использующему ее по своему произволу. Предпосылкой республиканского правления являются гражданские добродетели (редкое качество, почему и республики редки — античные Греция и Рим, венецианская и генуэзская республики в Новое время). Монархия не может существовать без «принципа чести»: честь — это предрассудки отдельного лица или целого сословия, выгодные государю, но способные также побуждать людей к благородным деяниям. Деспотизм же нуждается в постоянном страхе подданных перед наказаниями. Политический идеал самого Монтескье — конституционная монархия (по образцу английской). Формы правления, как и законы, устанавливаемые в различных государствах, Монтескье ставил в прямую зависимость от географической среды, важнейшими составляющими которой считал климат, почву и рельеф местности. Климат он разделял на холодный, умеренный и жаркий. Холодный (среднеевропейский) климат Монтескье считал благоприятным для установления политической свободы, в то время как жаркий, напротив, способствующим «духу рабства». Разделяя почву на плодородную и неплодородную, он связывал первую с господствующим при деспотизме «духом зависимости» (ибо плодородная почва приводит к накоплению богатства у населения и, как следствие, к изнеженности и нежеланию рисковать своей жизнью), в «бесплодной» же почве видел предпосылку воспитания у людей изобретательности, мужества, воздержанности и, как следствие, установления республиканской формы правления. Рельеф местности определяет величину территории государства (поскольку горы являются «естественной границей» государств, то на обширных равнинах возникают государства большой протяженности, а на пересеченной местности — государства малых и средних размеров). При этом, согласно Монтескье, обширные государства могут управляться только деспотической властью, в малых же странах закономерно возникают республики. Помимо географических факторов на характер устанавливаемых людьми законов влияют также торговля, численность населения, его богатство, нравы, обычаи, религия. «Многие вещи управляют людьми — климат, религия, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий дух народа» («О духе законов», гл. 19). Общий дух народа— важное понятие социологической концепции Монтескье, включающее в себя образ жизни, действий, поведения определенной исторической общности людей.
Вслед за Локком Монтескье отстаивал необходимость разделения властей в государстве: политическая свобода невозможна без разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, которые не должны зависеть друг от друга — смешение их ведет к деспотизму
Философия Монтескье оказала влияние на К. А. Гельвеция, Ж. Ж. Руссо, Т. Джефферсона, А. Фергюсона, а также на представителей географической школы в социологии. Обоснованный Монтескье принцип разделения властей был использован составителями американской конституции (1787).
Соч.: Oeuvres completes. 1-2. P., 1973—76; в рус. пер.: Избр. произв. М., 1955; Персидские письма. М., 1956. Лит.: Баскин М. П. Монтескье. М., 1975; Benrekassa G. Montesquieu. R, 1968; Quoniam T. Montesquieu: son humanisme, son civisme. P., 1977; Baum J. A. Montesquieu and social theory. Oxf., 1979; BeyerC. J. Nature et valeur dans la philosophie de Montesquieu. P., 1982.
A. A. Кротов
Источник: Новая философская энциклопедия
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.