МОНТЕНЬ Мишель Эйкем де

Найдено 1 определение
МОНТЕНЬ Мишель Эйкем де
(1533, замок Монтень в Перигоре – 1592, там же) – философ-гуманист и просветитель эпохи Возрождения. Происходил из купеческой семьи Эйкемов, получившей «дворянство мантии» в конце XV в. В 1546 окончил коллеж в Бордо. В 1558–1571 там же советник парламента (судебного учреждения), с 1581 по 1585 – мэр г. Бордо, в 1588 – депутат Генеральных штатов. Друг Генриха IV. Как общественный деятель М. выступал за примирение различных политических сил, сильную центральную власть, единство нации и целостность государства, прекращение гражданских войн, свободу вероисповедания (осудил Варфоломеевскую ночь и вообще преследование гугенотов). Главным делом своей жизни M. считал написание «Опытов» (1580), над которыми работал до последних дней. В них он выступает как мыслитель-вольнодумец, тяготевший к античной мудрости, тонким знатоком и выразителем которой он был. М. широко использует принцип сомнения в критике схоластики, всякой отвлеченной философии, догматической теологии и вообще абсолютных притязаний разума на «всеведение». «Философствовать – значит сомневаться», – провозглашает он. Однако принцип сомнения, скорее методологический, чем общегносеологический, не мешает ему придерживаться четких позиций натурализма, эмпиризма и эпикуреизма. В отличие от философов-рационалистов, М. видит не только силу разума, но и его слабость, ограниченность и тенденциозность. Вместо «неподкупного разума» мы имеем «инструмент из свинца и воска, который можно удлинять, сгибать и приспосабливать ко всем размерам» и благодаря которому легко иметь «сто мнений об одном и том же предмете». Именно вслед за М. Б. Паскаль будет учить о «разуме-флюгере», который вращается во все стороны под влиянием чувств, воображения, памяти, интереса и вообще всякой выгоды. М. больше доверяет чувствам, считая их «началом и венцом человеческого познания», и основанному на них опыту. Он высоко ценит науку, но не склонен боготворить ее, ибо видит границы всякого человеческого познания. В конце концов, «знание и мудрость являются уделом только Бога». Человек постепенно продвигается в познании, и то, что «осталось неизвестным одному веку, разъясняется в следующем». М. занимает гибкую позицию между «чистым неведением» и «самомнением всезнания». Как и многие мыслители Нового времени, он использует идею «двойственности истины», чтобы отстоять свободу научных и философских изысканий от контроля и давления теологии и церкви. М. – смелый критик исторического христианства с его религиозным фанатизмом, который «хуже всякого варварства». Обвиняя современных ему христиан в религиозном нечестии, он сетует на то, что «божественное и небесное учение» находится в «столь порочных руках»: «Наша религия создана для искоренения пороков, а на самом деле она их покрывает, питает и возбуждает». В 1676 церковь внесла «Опыты» в «Индекс запрещенных книг». Все последующие вольнодумцы опирались на М. в своей оппозиции религии и церкви. Но сам М. был отнюдь не атеистом, а вольнодумцем в рамках христианской религии, считал атеизм «чудовищным и противоестественным учением», сторонники которого «заражают собственным ядом самую невинную вещь». Со всей силой своего критицизма М. обрушивается на «безумие человеческого самомнения» – «атеистический ум», впавший в горделивое неверие и мнящий себя «высшим судией» над самим Господом Богом. Он намерен обуздать эти «высокомерные притязания» средствами самого разума, просветленного возвышающей его верой в Бога-Творца, «великого зодчего» Вселенной, природы, всех вещей и нас самих. Хотя вера обращена прежде всего к сердцу человека, оно увлекает за собой и ум. Но, признавая свою слабость в теологии, М. предпочитает говорить о светских вещах и особенно о человеке – главном объекте его философского исследования и заботы. Через скрупулезное изучение самого себя он создает обобщенный и чрезвычайно яркий портрет аристократа-эпикурейца эпохи Ренессанса, не обремененного религиозными предрассудками, свободно и широко мыслящего, философски эрудированного. Он видит в философии (не умозрительно-схоластической, а «живой античной мудрости») «умного наставника», «путеводителя по жизни», высвечивающего главные жизненные ценности и дарующего духовное и физическое здоровье человеку. Культ «естественного человека», счастья и радостей жизни – вот основа его гуманизма, нацеленного против христианского аскетизма, стоицистского нравственного ригоризма («пугала, устрашающего род человеческий») и всяческого насилия над личностью. Ему больше по душе мягкий эпикуреизм, этика наслаждения, конечно, не в вульгарном смысле погони за удовольствиями, а как мудрое избавление от страдания и трагизма бытия. Жизнь в соответствии с разумом и простыми требованиями нашей «материприроды» – таково жизненное кредо М. и основа его «естественной добродетели». Эта «великая простота» малодоступна людям высшего света, вращающимся в «зачумленном мире» сословного лицемерия, суете показной жизни, погоне за искусственными благами. Им скорее следует учиться у своих подданных, простых крестьян или даже у «дикарей» Нового Света, живущих в согласии и гармонии с природой. Влияние М. испытали П. Шаррон, Ф. Бэкон, П. Гассенди, Р. Декарт, Б. Паскаль, Вольтер, Ж.Ж. Руссо, французские материалисты. После М. в Европе был подорван культ «строгого трактатного философствования» и стал популярным свободный стиль размышлений в форме «опытов», или «эссе», получивший наименование «эссеистского стиля». Этой «изящной форме» философии отдали дань такие замечательные стилисты, как Бэкон, Паскаль, Д. Юм, Вольтер, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, С. Кьеркегор, в России – В.В. Розанов, H.A. Бердяев и др.
Соч.: Опыты. Кн. 1–3. М., 1979; Oeuvres complètes. P., 1967; Essais. V. 1–3. P., 1992. Лит.: Богуславский, В.M. Монтень и философия культуры // История философии и вопросы культуры. М., 1975; Montaigne (1580–1980). Actes du Colloque international ( US A – F r a n c e - 1 9 8 0 ) . P. , 1 9 8 3 ; Screech, M.A. Montaigne and melancholy: The Wisdom of the «Essais». L., 1983; Tortel, J. Montaigne. P., 1990; Montaigne et la révolution philosophique du XVI siècle. Bruxelles, 1992; Chaban-Delmas, J. Montaigne. P., 1992; Dictionnaire de Michel de Montaigne. P., 2004; Le dictionnaire des Essais de Montaigne. P., 2011. Г.Я. Стрельцова

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.