МОНТЕНЬ И ФУНКЦИЯ СКЕПСИСА

Найдено 1 определение
МОНТЕНЬ И ФУНКЦИЯ СКЕПСИСА
(«Montaigne und die Funktion der Skepsis») - работа М.Хоркхаймеpa, написанная в 1938 в эмиграции, на полпути из Европы в США. Автор рассматривает роль скепсиса М.Монтеня в формировании либеральной идеологии, этики и психологии, показывает изменение социального значения скепсиса на каждом новом этапе эволюции буржуазного общества, утрату скепсисом своего критически-гуманистического начала в позднекапиталистическом обществе, и прежде всего в тоталитарных государствах, и превращение его в орудие циничного конформизма. Исследование несет на себе печать шока, испытанного Хоркхаймером от мюнхенского сговора.
В фокусе внимания Хоркхаймера в его исследовании находятся не те или иные персоналии - Монтень, Д.Юм или Ф.Ницше — и не их произведения, а выразившие себя в них и через них исторические тенденции и процессы. Сравнивая эпохи поздней античности и позднего Ренессанса, Хоркхаймер приходит к выводу, что предпосылкой развития скепсиса являются резкие социальные перемены, происходящие внутри городской культуры, и связанные с этим попытки властей усилить централизованную власть, а горожан — обеспечить личную безопасность, общую стабильность и социальное развитие.
В такой исторической обстановке скептиками становятся люди, к-рые еще помнят, что такое счастье, и имеют слишком основательное образование, чтобы бежать от изменений в религиозные и метафизические иллюзии. Хоркхаймер сопоставляет время Пиррона и время Монтеня, «основателя современного скепсиса»; религиозные войны, Варфоломеевская ночь, самоуничтожение элит — все это пришлось на годы жизни Монтеня. Подобно античным скептикам, Монтень не искал прибежища в религии, спасаясь от ужасов переходного времени: его реакция на эти ужасы — это отступление от безусловности любого рода к умеренной самозаинтересованности; и поэтому он разделял убеждение Пиррона в том, что лучше «вовсе воздержаться от суждения, чем выбирать среди множества заблуждений». Он не допускал абсолютов ни в теоретической, ни в моральной области; он был последовательным антидоктриналистом. Хоркхаймер отстаивает тот взгляд, что воздержание от суждения у Монтеня не было равносильно воздержанию от действия.
В том, что касается действия, Монтень прежде всего был закоренелый традиционалист. Философский скепсис в исполнении Монтеня выражался в понимании всего унаследованного и в следовании традиции, а также в недоверии ко всякой утопии. Далее, само действие Монтень примерял к себе: так, не считая для себя возможным стоять в стороне от судьбоносных для Франции религиозных войн, он свел свое участие в них к переговорам, к своего рода дипломатической миссии. Твердо придерживаясь католической веры, Монтень стоял на позициях веротерпимости и хотел, чтобы Франция была континентом толерантности между полюсами нетерпимости Папой и М.Лютером с Ж.Кальвином. Под этим углом зрения решается и вопрос о том, обязательно ли скептицизм связан с пессимизмом: в случае Монтеня мы имеем дело со скептиком-оптимистом, к-рый свои надежды на всеобщее устроение жизни после религиозных смут связывал с абсолютной монархией и отождествлял себя с ней. Формирование типичных моральных характеров буржуазного общества было обусловлено двумя тенденциями в его становлении: расширением и укреплением сферы приватности у образованного дворянства, с одной стороны, и вызванным безработицей ростом ответственности за результаты труда и стойкостью перед длительными лишениями у трудовой массы, с другой. Либерал наследует философскому скепсису Монтеня, в к-ром «выразились важные черты буржуазного духа»; герои современного бизнеса, предприниматели и рабочие - массе тех последователей раннего протестантизма, к-рые, терзаемые чувством неизбывной греховности, уже не могли найти в своей душе покоя и умиротворения. Совесть, по Хоркхаймеру, это и есть интроецированные требования эпохи. Хотя не только это: Реформация сыграла существенную роль в обращении вовнутрь массовых устремлений, в переносе во внутренний мир требований угнетенных, к-рые они обращали к своим угнетателям. Рассматривая параллельную эволюцию этих двух моральных характеров — скептического либерального и «совестливого», — Хоркхаймер показывает, что заключительным этапом этой эволюции является позднекапиталистическое общество, каким оно ему известно в кон. 30-х гг. 20 в.: с исчезновением либерализма и ростом нового абсолютизма, выражающего союз усиливающегося государства с сильнейшими капиталистическими группами, меняется и скепсис. Современные либеральные скептики, считает Хоркхаймер, отличаются от Монтеня: он отнюдь не был чужд солидарности с человечеством, современные' же скептик заключает мир с авторитарным порядком и тем самым отказывается от гуманности. Подлинного наследника философского скепсиса Монтеня Хоркхаймер видел в материалистической диалектике, не мыслимой без скепсиса. Лит.: Horkheimer M. Montaigne und die Funktion der Skepsis // HorkheimerM. Kritische Theorie. Frankfurt am Main: Fischer, 1968. C.H. Земляной

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001