Монтанизм

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

МОНТАНИЗМ
секта в раннем христианстве, возникшая в сер. 2 в. во Фригии. Названа по имени Монтана, бывш. жреца Кибелы, по обращении в христианство провозгласившего себя «параклетом» (утешителем), с приходом к-рого «царство духа» сменяет царство «отца» и «сына». В предвидении скорого «конца света» и второго пришествия, к-рое ожидалось в малоазийском городке Пепузе (поэтому приверженцев М. называли также пепузитами), М. проповедовал аскетизм, запрет повторных браков, мученичество во имя веры. Рассматривая обычные христ. общины как собрания «душевных» людей (психиков) и считая людьми .духовными» (пнсвмагиками) только своих приверженцев, М. отвергал авторитет епископов. Осужденный церковью, М. в 3 в. сохранял влияние в Африке, где его крупным представителем был Тсртуллиач. Отд. мон-танист. общины просуществовали до 8 в.

Источник: Атеистический словарь

Монтанизм

- религиозное движение в христианстве II века. Бывший языческий жрец Монтан, из Фригии (на границе с Мизией), обратившись в христианство (около 156 г.), не захотел войти в слагавшиеся в то время церковные рамки и стал проповедовать живое духовное общение с Божеством, свободное от иерархии и обрядов и проявляющееся в индивидуальных харизмах, т. е. особых дарах Св. Духа, преимущественно в даре пророческом. Последователи Монтана, между которыми выдавались особенно две пророчицы, Приска (или Присцилла) и Максимилла, признали своего учителя за Параклета (Духа-Утешителя), обещанного в Евангелии от Иоанна. Движение распространилось из Малой Азии во Фракии; отголоски его достигли Карфагена, Рима и южной Галлии. М., полагая сущность христианства исключительно в религиозном энтузиазме, своим отрицанием всякой иерархической и богослужебной формы сталкивался с церковью, а своим пренебрежением к умственной стороне религии представлял противоположность гностицизму, с которым, однако, последователи Монтана сходились в том, что настоящими духовными христианами и "святыми" считали только себя, а большинство верующих признавали за низший род людей - душевных. Пророческий дар у монтанистов выражался в экстатических припадках, а со стороны содержания пророчества сводились главным образом к возвещению скорого второго пришествия Христа, при чем фригийское мст. Пепуза объявлялось Новым Иерусалимом. Так как монтанисты оставляли неприкосновенными основные христианские догматы и восставали против церкви только в отношении дисциплины и нравов, заявляя себя здесь крайними ригористами, - то многие важные предстоятели церковные (Ириней лионский, Элевфер римский) смотрели сначала на это движение снисходительно; более строго отнесся к нему папа Виктор, а впоследствии Монтанова или катафригийская ересь была окончательно осуждена первым вселенским собором в Никее (325). О первоначальной истории М. сохранилось так мало положительных сведений, что в новейшее время некоторые слишком скептические историки склонялись к признанию самого Монтана и его двух пророчиц за мифы. Религиозные идеи М. известны главным образом из книг обратившегося в эту секту Тертуллиана.
Вл. С.

Источник: Философский словарь Владимира Соловьева