МОНОПОЛИИ ПРЕССЫ буржуазные

Найдено 1 определение
МОНОПОЛИИ ПРЕССЫ буржуазные
концерны печати, радио и телевидения, контролирующие издание многотиражных газет и журналов, сбор и распространение информации, содержание телевизионных программ не только в своих странах, но и в подавляющем большинстве стран несоциалистического мира. М. п. б. фактически субсидируются финансовым торговым и промышленным капиталом на коллективных началах по каналам рекламы. Для М, п. б. характерно также усиливающееся срастание с военно-промышленными комплексами стран—членов НАТО. Процессы концентрации и интернационализации капиталистического хозяйства в целом привели к образованию транснациональных корпораций прессы. В США, напр., осн. широковещательные каналы телевидения и радио контролируются тремя монополиями: Эн-би-си (связана с крупнейшим военно-промышленным комплексом «Дженерал электрик»), Эй-би-си (имеет связи с многоотраслевым концерном печати и телевидения «Кэпитл ситиз коммьюникейшн»), Си-би-эс. Кабельное телевидение находится под контролем ряда крупнейших газетно-журнальных корпораций и промышленных монополий — «конгломератов». Многотиражные газеты и журналы США сосредоточены в руках таких монополий, как «Ганнет» (88 газет в 37 штатах), «Цьюс интернэшнл» (ее владелец Р. Мердок контролирует также газетно-журнальные «империи» в Великобритании и Австралии), «Вашингтон пост ком пани», капиталистических семейств Хер- ста, Окс-Сульцбергеров («Нью- Йорк тайме» и др.), Маккормиков- Паттерсонов, Чендлеров («Лос- Анджелес тайме» и др.), корпорации «Тайм инк» и др.
В Великобритании 15-миллионный тираж ежедневных газет (как и осн. воскресных газет) поделен между монополистическими объединениями «Ньюс интернэшнл» (Р.Мердок), включающими наиболее влиятельные газеты — «Тайме» и «Санди тайме», «Миррор груп» (Р. Максуэлл), «Ассошиэйтед ныо- спейперз», «Юнайтед ньюспейперз». В сфере радио и телевидения наряду с государственно-монополистической корпорацией Би-би-си действуют т. н. «коммерческие» каналы, контролируемые капиталистами Сити. Во Франции магнат печати Р. Эрсан владеет ок. 20 газетами и 21 журналом, контролируя 40 % тиража общенациональной и 20 % тиража провинциальной прессы. В ФРГ газетно-журнальное издательство «Аксель Шпрингер» выпускает распространяемые по всей стране газеты «Вельт» и «Бильд» и контролирует издания многих массовых иллюстрированных журналов. Остальной рынок массовой прессы и видеопродукции поделен между концернами «Вертельеман», «Груннер унд Яр» и др.
В Италии промышленный концерн ФИАТ контролирует 37 % тиража ежедневной прессы, в т.ч. крупнейшие газеты — «Стампа» и «Коррьере делла сера». В японской прессе доминируют монополии «Асахи», «Майнити» и «Иомиури».
Осн. тенденция в развитии М. п. б.— дальнейшая концентрация газетно-журнального, радио- и телевизионного бизнеса в руках небольшого числа магнатов прессы. «Свобода печати» в капиталистическом мире все более сводится к свободе немногих владельцев монополий издавать, вещать и показывать, что угодно им и всему господствующему классу. 40—50 крупнейших информационных издательских корпораций ведущих капиталистических стран доминируют также на международном рынке новостей, газетно-журнальной продукции и телевизионных программ в несоциалистическом мире. Напр., телевизионные монополии США ежегодно экспортируют за рубеж продукцию объемом св. 200 тыс. часов (заполняющую осн. «смотровое» время на телеэкранах многих десятков стран), британские телекомпании — св. 90 тыс. часов и т.д. Т. н. «мировые» капиталистические телеграфные агентства — АП, ЮПИ, Рейтер (Великобритания), ФП (Франция) контролируют большую часть оперативной информации, распространяемой по каналам прессы несоциалистических стран (см. Агентства информационные). Политические еженедельники «Тайм» и «Ньюсуик», журнал «Ридерс дайджест», издаваемые в США и распространяемые в др. странах, фабрикуют стереотипы буржуазной пропаганды, к-рые дублируются аналогичными «национальными» изданиями.

Источник: Современная идеологическая борьба. Словарь.