(р. 1942, Париж) – философ, византолог, специалист по периоду иконоборчества. Она – автор ряда работ о современном искусстве, например китайской фотографии; руководитель программы в Национальном центре научных исследований (CNRS). Тематика работ М. – визуальное восприятие при наличии размножившихся изображений, условия возможности видения, грань видимого и невидимого, показатели трансформирующейся субъективности. Исходная точка аргументации – философский анализ доводов почитателей и противников иконического изображения и значение последнего в современности. Икона как концепт, а не как категория материальных объектов, обозначает позицию в отношении видимого и противостоит иному концепту – идолу. Хотя икона является материальной копией физической модели, очевидна дистанция между иконическими материалами и тем, кто «изображен». Специфика христианского миметизма состоит в выстраивании отношения через несходство. Фигура в иконе – только для того, чтобы манифестировать пустоту. Изображение и опустошение, указание на то, что уходит, ретируется, позволяет сделать зрителя участником процесса видения, привлечь его в свидетели. Остановка процесса, прекращение движения означает превращение иконы в идола – чистую материальную поверхность, отражающую, возвращающую взгляд. Идол обозначает также исчезновение дистанции, слияние с объектом. К идолу неприменим принцип экономии, научающий на грани присутствия и отсутствия видеть не то, что показано. Именно принцип экономии функционирует в иконическом: икона указывает на то, что видеть нельзя. И если теологический дискурс призван говорить о трансцендентном, непредставимом, непостигаемом, невидимом, неизобразимом, то задача экономии – ввести фигуру и историю в теологическую мысль. Экономия связывается фактически с проявлением жизни: проходя через дискурсы риторики, медицины, военного искусства, юриспруденции, философии, она, если говорить о коммуникации, смещает границу между сакральным и профанным. Вопрос о том, что вообще значит видеть, – центральный для книги С. «Обмен взглядами» (2003). Видеть одному невозможно. Видение может состояться только при условии рассказа, свидетельствования о том, что видимо. Это означает, что видение предполагает сообщество. Видимое не дано, оно возложено на субъекта, выносящего о нем свое суждение, которое должно быть по необходимости критическим. Появление темы кризиса образа, насилия образа означает, что нейтральные по сути своей образы, не истинные и не ложные, разделены и развернуты одни против других силами, которые узурпируют свободу вынесения суждения и подменяют образы видимостями (visibilité). В социальнополитическом плане это означает, что властные институты не склонны позволять каждому выносить суждение, но предлагают ему взамен определенное место. Тот же, кто обладает мужеством видеть, должен обладать и бесстрашием перед потерей своего места, перед перспективой быть исключенным.
Соч.: Nicéphore le Patriarche. Discours contre les iconoclastes. Traduction, préface et notes par M.-J. Mondzain. P., 1990; Image, icône, économie: Les Sources byzantines de l’imaginaire contemporain. P., 1996; Ernst Pignon Ernest, 1971–2000. Galerie Lelong, 2000; L’image, peut-elle tuer? P., 2002; Qu’est-ce que tu vois? P., 2008. H.H. Сосна