МОНДО
МОНДО
япон.): «вопрос – ответ», форма диалога между наставником и учеником, которая предполагает мгновенную реакцию на вопрос учителя. Этот диалог имеет одну цель, сформулированную в словах «текуси дзинсин» (прямо, непосредственно показывать человеческое сердце), а это означает – не спорить, не полемизировать, а соединяться в общем духовном опыте, «совместно сверкать природой Будды». Как средство подхода к истинному познанию, мондо практикуется в дзэн.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
МОНДО
яп.), вэньда (кит.) — «вопросы — ответы»; специф. практика в дзэн-буддизме. Как правило, на вопрос ученика учитель давал неожиданный, чаще всего алогичный ответ, лежащий в совершенно иной плоскости и связанный с вопросом только интуитивно на почти подсознат. уровне. Эта не проявляющаяся явно связь может быть ухвачена вопрошающими только интуитивно и в таком случае является подтвержением глубины и зрелости его внутр. дух. опыта. Практика М. начала активно применяться наставниками дзэн-буддизма с сер. 8 в. в качестве важного метода психотренинга, помогающего достижению «пробуждения». Ответ мог быть не только вербальным, но и выражаться жестом (удар, поднятый палец, крик и т. п.). Впоследствии М. явились осн. материалом для коанов. А. М. Кабанов
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь