МОНАШЕСКИЕ ОРДЕНА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

МОНАШЕСКИЕ ОРДЕНА
объединения католич. монахов, принимающие особые уставы и утверждаемые обычно папами. Как и монастыри, М. о. являются учреждениями, посредством к-рых церковь ведет пропаганду религ. мракобесия в массах. Первым М. о. был орден бенедиктинцев, устав к-рого был принят к концу VI в. в монастырях Италии, с VII в. широко распространился в Испании и во Франкском гос-ве, в VIII в. - в большей части монастырей Германии. В конце XI - нач. XII в. в связи с крестовыми походами возникли сословно замкнутые духовно-рыцарские, или военно-монаш. ордена, члены к-рых, феодалы-рыцари, приняв обычные монаш. обеты, оставались по преимуществу воинами, с оружием в руках боровшимися за свои классовые интересы. Такими орденами были госпитальеры, тамплиеры, Тевтонский и Ливонский, а также испанские ордена: Алькантара, Калатрава и Сантьяго ди Комлостелла. В XI в. и позже образовался ряд новых невоенных орденов. Так, на базе франц. монастыря Сито возни» орден цистерцианцев, к-рый приобрел особое значение как орудие церк. реакции с сер. XII в., когда его руководителем стал Бернар Клервоский. Во Франции были основаны также ордена премонстрантов (1120) и картезианцев (утв. в 1176). В Италии сложился орден камальдулов (утв. в 1072), устав к-рых предписывал строго уединенный образ жизни, самобичевание, запрещал «ношение обуви, потребление мясной пищи и т. п. Но уже с XIII в. в своих разбогатевших монастырях камальдулы стали предаваться праздности и распущенности. Такова же была судьба и др. М. о. Глубокое недовольство широких масс феод. порядками и, в частности, деятельностью церкви и М. о. привело к развитию ересей в XII—XIII вв. (катары, вальденсы и др.). Для более успешной борьбы с нар.-еретич. движениями папство прибегло к созданию орденов с более строгим уставом - «нищенствующих орденов», призванных укрепить в массах доверие к церкви и подавить нар. оппозицию феодализму (францисканцы, доминиканцы). Позднее в число «нищенствующих орденов» папство включило еще кармелитов и августинцев. Новые М. о. недолго отличались от старых. Крупные М. о. в XIII—XV вв. обрели силу как феод. владетели. Одновременно прогрессировало моральное разложение М. о. На монахов все смотрели как на тунеядцев и лодырей. Так создалась почва для массовой ликвидации монастырей и резкого сокращения деятельности М. о. в эпоху Реформации. С др. стороны, глубокий кризис, пережитый католич. церковью в этот период, побудил ее принять меры к перестройке деятельности ее учреждений. Она занялась, в частности, реформированием прежних и созданием новых М. о. (театинцы, осн. в 1524, урсулинки, 1535, и др.). Особое значение для папства и всего католицизма имело создание одного из наиболее коварных орденов - ордена иезуитов (осн. в 1540). В XIX в. М. о. вместе со всей католич. церковью приспособились к условиям капитализма и стали одной из опор господства буржуазии. В наст. вр. насчитывается ок. 180 М. о. (включая т. н. братства, конгрегации и т. п.), представляющих почти полуторамиллионную армию руководимых Ватиканом проводников идеологии и политики буржуазии, к-рая использует религию в борьбе против стремления народов к демократии и социализму. в. я. Рамм

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Ордена монашеские
(от лат. ordo — ряд, группа) — организации католич. монахов, имеющие особые уставы; созданы для укрепления влияния католич. церкви, преследования инакомыслящих, борьбы с ересями. О. м. представляют собой централизованные орг-ции, возглавляемые «генералами», «генеральными магистрами», к-рым подчинены «провинциалы» («провинциальные приоры», «магистры») , а последним — аббаты и конвентуальные приоры. Над этими лицами возвышается генеральный капитул, т. е. собрание руководителей разных рангов, собираемое раз в несколько лет. Старейшим католич. орденом является орден бенедиктинцев, основанный в Италии в 6 в. Бенедиктом Нурсийским. Особым влиянием орден пользовался в 10 – 11 вв. В наст. вр. бенедиктинцы существуют в ряде стран Европы и Америки, имеют свои школы и университеты, периодические издания. Обострение классовых противоречий в феодальном об-ве, подъем крестьянских антифеодальных движений вызвали появление в 11 – 13 вв. большого числа О. м. Как ветвь бенедиктинского ордена в 1098 г. во Франции возник орден цистерцианцев, на развитие к-poгo особое влияние оказал Бернар Клервоский (по его имени этот орден называется также бернардинским). Среди монашеских орденов важное место занимают т. н. нищенствующие ордена. Согласно уставу, члены нищенствующих орденов (францисканцев, доминиканцев, кармелитов, августинцев) должны были отказываться от личного имущества и жить подаянием. Однако фактически эти ордена быстро стали крупными феодальными собственниками. Орден францисканцев основан в начале 13 в. Франциском Ассизским. Он получил ряд привилегий от папы — право проповеди и совершения таинств, свободного преподавания в университетах. В руках францисканцев (как и доминиканцев) оказалась инквизиция. Орден доминиканцев, или «братьев проповедников», был основан в 1215 г. Домиником. Он был призван развернуть борьбу против средневековых народных ересей, прежде всего против альбигойцев. Привилегии, к-рыми наделял папа этот орден, обогащение за счет имущества казненных еретиков, захват богословских кафедр в крупнейших европейских университетах — все это сделало доминиканцев в середине 13 в. самым влиятельным орденом. В 1534 г. возник орден иезуитов («Общество Иисуса»), основанный Игнатием Лойолой (1491 – 1556) для борьбы с Реформацией; он и по сей день представляет собой одну из наиболее реакц. и воинствующих орг-ций католич. церкви. Орден вел непримиримую борьбу против ересей, преследовал передовых ученых, боролся со свободомыслием, занимался составлением индекса запрещенных книг, активно содействовал укреплению неограниченной папской власти. В средние века папство создало ряд военно-монашеских орденов, члены к-рых приняли участие в крестовых походах. Наиболее известны ордена Тевтонский, Ливонский, меченосцев, госпитальеров. Они представляли собой оплот феодально-католич. агрессии в Вост. Европе. Поражения крестоносцев в Польше и России привели к распаду этих орденов. В 1834 г. Тевтонский орден был формально восстановлен в Австрии, где существует и сейчас, имея весьма незначительное число членов. В наст. вр. существует около 180 О. м. Объединяя около полутора миллионов монахов, они продолжают играть важную роль в осуществлении политики Ватикана, пропаганде католицизма, миссионерской деятельности.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.



Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
340.15 кб

Четвертый монашеский обет в ордене базилиан

Гулевич Александр Николаевич
В статье рассматриваются вопросы введения четвертого монашеского обета в ордене базилиан: причины его появления и история введения c точки зрения православной аскетической традиции.
Читать PDF
785.83 кб

Монашеские обеты базилиан по кодексу Конституций ордена святого василия Великого 1791 года

Гулевич Александр Николаевич
На основе проанализированных положений Кодекса Конституций ордена св. Василия Великого 1791 года можно иметь суждение об исполнении основных монашеских обетов и о степени духовного преуспеяния членов ордена.
Читать PDF
130.22 кб

Орден картузианцев и православные монашеские традиции: совместность опыта, совместность идеала

Кудрон Якуб
The Catholic Carthusian Order was founded in 1084 by saint Bruno from Cologne.

Похожие термины:

  • МОНАШЕСКИЕ ОРДЕНЫ

    централизованные монаш. объединения в католицизме, деятельность к-рых регламентируется уставами, утверждаемыми папой римск. Первым католич. М. о. был орден бенедиктинцев, возникший в 6 в. в Италии,
  • ВОЕННО-МОНАШЕСКИЕ ОРДЕНЫ

    орг-ции монашеского типа, объединявшие европ. рыцарей - участников крест, походов 12-13 вв. Вози. при поддержке папства, к-рое использовало их для пропаганды идеи «борьбы с неверными за освобождение г
  • ВОЁННО-МОНАШЕСКИЕ ОРДЕНА

    полувоенные-полумонаш. объединения зап.-европ. рыцарей, создававшиеся в XII—XIII вв. под эгидой и в значит. мере по инициативе католич. церкви и папства с целью завоеваний в мусульм. странах Бл. Востока