МОНАШЕСКИЕ ОРДЕНА

Найдено 1 определение
МОНАШЕСКИЕ ОРДЕНА
объединения католич. монахов, принимающие особые уставы и утверждаемые обычно папами. Как и монастыри, М. о. являются учреждениями, посредством к-рых церковь ведет пропаганду религ. мракобесия в массах. Первым М. о. был орден бенедиктинцев, устав к-рого был принят к концу VI в. в монастырях Италии, с VII в. широко распространился в Испании и во Франкском гос-ве, в VIII в. - в большей части монастырей Германии. В конце XI - нач. XII в. в связи с крестовыми походами возникли сословно замкнутые духовно-рыцарские, или военно-монаш. ордена, члены к-рых, феодалы-рыцари, приняв обычные монаш. обеты, оставались по преимуществу воинами, с оружием в руках боровшимися за свои классовые интересы. Такими орденами были госпитальеры, тамплиеры, Тевтонский и Ливонский, а также испанские ордена: Алькантара, Калатрава и Сантьяго ди Комлостелла. В XI в. и позже образовался ряд новых невоенных орденов. Так, на базе франц. монастыря Сито возни» орден цистерцианцев, к-рый приобрел особое значение как орудие церк. реакции с сер. XII в., когда его руководителем стал Бернар Клервоский. Во Франции были основаны также ордена премонстрантов (1120) и картезианцев (утв. в 1176). В Италии сложился орден камальдулов (утв. в 1072), устав к-рых предписывал строго уединенный образ жизни, самобичевание, запрещал «ношение обуви, потребление мясной пищи и т. п. Но уже с XIII в. в своих разбогатевших монастырях камальдулы стали предаваться праздности и распущенности. Такова же была судьба и др. М. о. Глубокое недовольство широких масс феод. порядками и, в частности, деятельностью церкви и М. о. привело к развитию ересей в XII—XIII вв. (катары, вальденсы и др.). Для более успешной борьбы с нар.-еретич. движениями папство прибегло к созданию орденов с более строгим уставом - «нищенствующих орденов», призванных укрепить в массах доверие к церкви и подавить нар. оппозицию феодализму (францисканцы, доминиканцы). Позднее в число «нищенствующих орденов» папство включило еще кармелитов и августинцев. Новые М. о. недолго отличались от старых. Крупные М. о. в XIII—XV вв. обрели силу как феод. владетели. Одновременно прогрессировало моральное разложение М. о. На монахов все смотрели как на тунеядцев и лодырей. Так создалась почва для массовой ликвидации монастырей и резкого сокращения деятельности М. о. в эпоху Реформации. С др. стороны, глубокий кризис, пережитый католич. церковью в этот период, побудил ее принять меры к перестройке деятельности ее учреждений. Она занялась, в частности, реформированием прежних и созданием новых М. о. (театинцы, осн. в 1524, урсулинки, 1535, и др.). Особое значение для папства и всего католицизма имело создание одного из наиболее коварных орденов - ордена иезуитов (осн. в 1540). В XIX в. М. о. вместе со всей католич. церковью приспособились к условиям капитализма и стали одной из опор господства буржуазии. В наст. вр. насчитывается ок. 180 М. о. (включая т. н. братства, конгрегации и т. п.), представляющих почти полуторамиллионную армию руководимых Ватиканом проводников идеологии и политики буржуазии, к-рая использует религию в борьбе против стремления народов к демократии и социализму. в. я. Рамм

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.