Монады

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

Монады
Под монадами вообще разумеются единицы или единства, подобные атомам по их неделимости, но и отличные от атомов; потому что атомы — вещества; тогда как монады обладают единством и индивидуальностью силы. В частности, не все мыслители одинаково понимают монады. У Лейбница каждая монада, как единица неделимой силы, как ограниченная, имеет в себе полюс или сторону деятельную и сторону страдательную или предел. В деятельном характере монады заключается душа монады, а в страдательном или в ее ограничении, в пределе — ее тело. Монад бесчисленное множество; постепенность их основывается на степени совершенства их внутренней и внешней стороны или их души и тела. У Гербарта монада не имеет такого значения, как у Лейбница, и есть только простое, неделимое и неразрушаемое существо. Душа, например, по Гербарту есть только простая и неразрушаемая монада; но она нисколько не действует в соединении и разделении представлений.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Монады
(μονάς). Под монадами вообще разумеются единицы или единства, подобные атомам по их неделимости, но и отличные от атомов; потому что атомы — вещества; тогда как монады обладают единством и индивидуальностью силы. В частности, не все мыслители одинаково понимают монады. У Лейбница каждая монада, как единица неделимой силы, как ограниченная, имеет в себе полюс или сторону деятельную и сторону страдательную или предел. В деятельном характере монады заключается душа монады, а в страдательном или в ее ограничении, в пределе — ее тело. Монад бесчисленное множество; постепенность их основывается на степени совершенства их внутренней и внешней стороны или их души и тела. У Гербарта монада не имеет такого значения, как у Лейбница, и есть только простое, неделимое и неразрушаемое существо. Душа, например, по Гербарту есть только простая и неразрушаемая монада; но она нисколько не действует в соединении и разделении представлений.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF

Монады Лейбница и "атомистический подход": взгляд историка индийской философии

Лысенко Виктория Георгиевна
В статье предпринята попытка посмотреть на Лейбница из топоса индийской философии.
Читать PDF

Эйдос по учению архиепископа никанора (Бровковича) и монада по учению Г. В. Лейбница

Соловьев Артем Павлович
В статье рассматривается влияние Лейбница на философскую систему архиепископа Никанора (Бровковича). Одним из важнейших аспектов философии архиеп. Никанора является учение об индивидуальных субстанциях эйдосах.
Читать PDF

Истоки теории монадического сообщества Э. Гуссерля

Литвиновская Мария Леонидовна
Статья посвящена исследованию социального пространства на основе анализа монадических структур реальности в философии В. Г. Лейбница и Э.
Читать PDF

Монадная сущность слова

Карманова Зоя Яковлевна
Явленность феноменологических начал во внутренней форме слова позволяет усматривать в нем монадную сущность.
Читать PDF

Между монадой и единым: на истоке онтологического дуализма

Лечич Никола Добривоевич
В данной статье автор описывает философскую сложность и идейную связанность самых ранних философских концептов Единого: раннепифагорейского и элейского, а также связь концепта Единого с онтологическим и эпистемологическим дуализмо
Читать PDF

Проблематика зла в концепции монадологии Г. В. Лейбница

Петев Н.И.
В статье рассмотрена проблема наличия зла в мире в рамках монадологии. Концепция наилучшего мироустройства бытия, выдвинутая Г.В. Лейбницем, считается одной из ярких в истории философии. Его монадология является основой теодицеи.
Читать PDF

Неолейбницеанство в России: два проекта монадологии

Бердникова Александра Юрьевна
Статья посвящена анализу двух монадологических проектов в русской философии «эволюционной монадологии» Н.В. Бугаева и «критической монадологии» П.Е. Астафьева.
Читать PDF

Становление идеи феноменологии как трансцендентальной монадологии в работах «Позднего» Гуссерля

Савин Алексей Эдуардович
Статья посвящена анализу происхождения и развития «трансцендентальной феноменологии» Гуссерля. Автор рассматривает феноменологическое содержание концепции «сообщества монад».
Читать PDF

Понятие субъективности в «Монадологии» Г. В. Лейбница

Тетенков Николай Борисович
В статье рассматривается формирование понятия субъективности в «Монадологии» Г.В. Лейбница и особенности понимания субъективности философом, использование и трансформация этого понимания субъективности в современной философии.
Читать PDF

Монадология или детерминация в сетевом мире

Трошичев Александр Николаевич
Статья посвящена малоизученным феноменам в нашей философской литературе: детерминации, самореференции в социальных сетях. Проводится интерпретация идей Г.В.

Похожие термины:

  • Лейбниц: бог и монады. Принцип индивидуации

    В согласии со многими предшественниками Лейбниц применяет понятие субстанции прежде всего к Богу. Бога он называет Единым Существом, владыкой универсума, последней причиной всех вещей и, в этом с
  • МОНАДА

    от греч. monas, monados – единица, единое) – неделимое, несоставное единство, начало бытия.
  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ МОНАДОЛОГИЯ

    - термин для обозначения концепций, исходящих из существования в истории уникальных, автономных культурных образований. Ее ведущие представители: Данилевский, Леонтьев, Шпенглер, Тойнби, Сорокин.
  • МОНАДОЛОГИЯ

    учение о монаде.