МОЛОДЕЖНЫЙ ИЗОЛЯЦИОНИЗМ

Найдено 1 определение
МОЛОДЕЖНЫЙ ИЗОЛЯЦИОНИЗМ
буржуазная идеологическая доктрина, направленная на идейно-политическую дезориентацию молодежи, отрыв ее от ведущих антимонополистических и антиимпериалистических сил эпохи, от революционных, боевых и трудовых традиций поколения «отцов». С 60-х гг. эта доктрина разрабатывается на Западе на базе преимущественно технократической идеологии (см. Технократические теории общественного развития), а с кон. 70-х гг.— в русле идеологии неоконсерватизма. Идеологи-технократы создают теории «молодежного мессианизма» в эпоху НТР. Пытаясь противопоставить молодежь прежним поколениям, они приписывают ей миссию вселенского обновления цивилизации, поощряют нигилистическое отношение к историческому наследию (см. Нигилизм). «Молодежь не принадлежит обществу, она принадлежит прогрессу»,— заявлял французский буржуазный социолог «радикального толка» А. Турен. Распространенной версией М. и. является маркузианство — доктрина представителя т. н. «франкфуртской школы» Г. Маркузе. Опираясь на учение психоанализа, он выдвинул тезис о современной «репрессивной цивилизации», к-рую призвана взорвать современная молодежь — «раскованное поколение» с «неподавленными импульсами». Противопоставляя бессознательные (в частности, сексуальные) импульсы «человеческой природы» «репрессивной культуре», маркузианство представляет нигилизм и прямой вандализм деклассированных элементов в качестве «революционной контркультуры».
В последние годы идеологи М. и. стремятся использовать выводы буржуазной эмпирической социологии, поставившей себе в заслугу открытие «нового исторического типа личности» — т. н. «человека досуга», черты к-рого якобы и воплощает молодежь. Ее объявили продуктом постиндустриальной «цивилизации досуга», ничего общего не имеющей с идеологией и моралью отцов, носителей «архаичной цивилизации труда». Насаждение потребительски-гедонистической психологии является важным направлением совр. идеологических диверсий, направленных на идейную изоляцию и деморализацию молодежи социалистических стран. Пропаганда среди молодежи особой «субкультуры досуга», отличающейся нигилистическим отношением к гражданскому долгу, к идеологии и политике, к национальной истории и культуре, рассматривается на Западе как весьма эффективный способ «тихой контрреволюции». Поэтому развенчание доктрины М.и. является важной задачей коммунистических партий, всех прогрессивных и демократических сил с целью направить молодежный протест на Западе в русло осознанной и последовательной антимонополистической борьбы. Для успешного выполнения этой задачи важное значение имеет критический анализ новейших разновидностей М. и., связанных, в частности, с «неконсервативной волной». Неконсервативная идеология откровенно ориентируется на прошлое, на реставрацию наиболее архаичных институтов и идейных форм, с к-рыми связывает надежды на стабилизацию капитализма.
Особое недовольство неоконсерваторов вызывает система совр. светского образования. Неконсервативные идеологи (И. Кристол и М. Новак в США, Г.-К. Кальтер-бруннер в ФРГ, М. Понятовский во Франции) призывают к отделению школы от государства, к полному господству частной школы, организуемой по региональному или отраслевому принципу. Такая школа должна, по их расчетам, создать поколение «новых провинциалов», преодолеть территориальную и социально-культурную мобильность молодежи, отдалить ее от крупнейших городских центров, где, с одной стороны, наиболее обнажены социальные язвы и противоречия капиталистического общества, а с другой — наиболее развиты революционные и демократические традиции. В попытках гальванизировать наиболее архаичные идейные структуры в борьбе с революционно-демократическим движением неоконсерваторы и «новые правые» (см. Правый радикализм) стремятся насадить среди молодежи консервативно-романтический утопизм и культурно-религиозное почвенничество и т.о. изолировать ее от ведущих антимонополистических сил современности.

Источник: Современная идеологическая борьба. Словарь.