Молодежь

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МОЛОДЕЖЬ
В середине XIX в. было распространено мнение, что молодые люди, даже подростки, во всех отношениях лучше, мудрее и т. д. взрослых людей. Подозреваю, что нечто в этом роде мы обнаруживаем уже в «Оде к молодости»:
Пусть тот, кого уж возраст тяготит, Клоня к земле чело, изрытое годами, Такой круг мира только зрит, Какой обводит он потухшими глазами. Над долом, юность, возлетай!..*
* Мицкевич А. Ода к молодости. (Перевод Н. Семенова.) В кн.: Мицкевич А. Избранное. М., 1946, с. 58.— Прим. перев.
И все же мнение об абсолютном превосходстве молодежи — ни на чем не основанное заблуждение. У каждого возраста есть свои достоинства и свои недостатки. Молодые люди, к примеру, более динамичны, чем взрослые, но менее опытны, уступают взрослым в силе характера. Лучший возраст человека — не молодость и не старость, а зрелость, и только в этом возрасте люди должны занимать руководящие посты. Из этого, естественно, не следует, что они не должны прислушиваться к советам молодых и особенно стариков. Но приписывать молодежи превосходство во всех отношениях — предрассудок.

Источник: Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков

Молодежь
весьма специфическая категория населения планеты, которая достаточно много знает благодаря совершенной системе образования (школа, библиотека, средства массовой информации), но еще не умеет, возможно, что не научилась, думать и не обладает выношенными, то есть глубоко продуманными, нравственными устоями.
Молодежь обычно не обладает также и жизненным опытом, так как сама еще ничего созидательного в жизни (именно в силу молодости) не совершила, а наблюдала за действиями других людей со стороны и видела в их действиях преимущественно промахи (что является нормальным, так как в новой области деятельности человек совершает все возможные ошибки - см., например, Законы Паркинсона). В силу этого молодежь обладает огромным разрушительным потенциалом, что многие тысячелетия стабилизировало общество не давая ему развиваться.
В последние столетия молодежь активно участвует в системе производства, что явилось, по видимому, одной из причин научно-технической революции, и в политической жизни общества, что при исключительно высокой производительности труда, в том числе и в области уничтожения себе подобных, становится опасным для человечества в целом.
Обычно молодыми люди считаются до 33-35 лет (возраст Христа). Поскольку люди такого возраста не обладают, как правило адекватным мышлением и мировоззрением, то конституции ряда стран, исходя из горького опыта, не позволяют им занимать высшие государственные посты, а в избирательном праве ограничивают до 20-22 лет и т.п.
Характерным косвенным признаком подтверждающим правоту изложенной позиции (незрелости молодежи до 35 лет) являются культурная революция в Китае (когда ставка была сделана именно на молодых), и перестройка в СССР (когда на работу в "новые", в том числе и криминальные структуры "двинули" именно молодых людей - не обладающих, естественно, должными нравственными устоями, чувством патриотизма, мудростью).
По [7]. "В середине XIX в. было распространено мнение, что молодые люди, даже подростки, во всех отношениях лучше, мудрее и т.д. взрослых людей.
Подозреваю, что нечто в этом роде мы обнаруживаем уже в "Оде к молодости" (А.Мицкевича):
" Пусть тот, кого уж возраст тяготит,
Клоня к земле чело, изрытое годами,
Такой круг мира только зрит,
Какой обводит он потухшими глазами.
Над долом, юность, возлетай!..."
И все же мнение об абсолютном превосходстве молодежи - ни на чем не основанное заблуждение. У каждого возраста есть свои достоинства и недостатки. Молодые люди, к примеру, более динамичны, чем взрослые, но менее опытны, уступают взрослым в силе характера. Лучший возраст человека не молодость и не старость, а зрелость, и только в этом возрасте люди должны занимать руководящие посты. Из этого, естественно, не следует, что они не должны прислушиваться к советам молодых и особенно стариков".

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

МОЛОДЕЖЬ
социально-демографическая группа, объединяющая людей в возрасте 15—30 лет и характеризующаяся рядом социальных и психологических черт, связанных с процессом социализации—активным освоением новых социально-профессиональных, семейно-бытовых и культурных ролей. М. при капитализме в социально- политическом плане крайне неоднородна. Молодые люди как бы находятся по обе стороны социальной баррикады, разделяющей антагонистические классы. Положение осн. массы М. при капитализме характеризуется возрастающей нестабильностью и дискриминацией. Противоречия этой системы, порождаемые ею социальные бедствия в концентрированном виде отражаются и на М. Для нее характерны наиболее высокая безработица (в 2—3 раза выше, чем в других возрастных группах), худшие условия труда и оплаты, более высокий травматизм. То же самое относится и к жилищной проблеме: наибольшее число бездомных в капиталистическом мире составляют люди в возрасте 18—24 лет. Все это находит выражение в моральной деградации, росте преступности и в др. формах антиобщественного поведения, распространенных среди М.
Наиболее реакционные политические силы на Западе стремятся использовать группировки деклассированной М. в своих целях, с чем связан разгул терроризма в капиталистических странах в последние годы. В то же время под влиянием идеологии марксизма-ленинизма и успехов социализма усиливаются рост классового революционного сознания среди трудящейся М., ее готовность вести борьбу против империалистической эксплуатации и всех форм социального гнета. Активизируется участие М. в антивоенном движении, в борьбе за мир и социальный прогресс. Наиболее сознательные представители М. самоотверженно борются в рядах коммунистических молодежных организаций и компартий.
Социальный протест М. против капитализма нередко приобретает новые формы, возникают альтернативные, новые социальные движения. В «альтернативном» протесте особое место занимает движение экологистов. Защита окружающей среды выступает важным побудительным мотивом борьбы за мир, против ядерной войны. Это в особенности характерно для деятельности «зеленых» в ФРГ и в др. странах Запада (см. Массовые демократические движения).
Буржуазные идеологи пытаются навязать М. теорию политического изоляционизма. Ее авторы рассматривают подрастающее поколение изолированно от общества, абсолютизируют специфику М., выдвигают тезисы «молодежной субкультуры», «молодежного общества», игнорируя существующие классовые, социальные различия (см. Молодежный изоляционизм). Нек-рые представители молодого поколений капиталистических стран оказываются под влиянием идей мелкобуржуазного революционаризма (см. Левый радикализм). Кроме того, для значительной части М. Запада характерны политический нигилизм, апатия к общественно-политическим проблемам, глубокий индивидуализм и психология потребительства.
М. при социализме включает в себя выходцев из равноправных, дружественных классов и социальных групп социалистического общества. КПСС и Ленинский комсомол воспитывают советскую М. в духе трудолюбия, интернационализма, патриотизма и верности коммунистическим идеалам. Негативные тенденции в развитии советского общества в 70 — нач. 80-х гг. отрицательно повлияли и на формирование М. В этот Период сильнее, чем раньше, проявились элементы деформации социалистического сознания у части юношей и девушек, что явилось следствием застойных явлений в жизни общества и серьезных недостатков в воспитании М. В то же время часть М. оказалась уязвимой для буржуазной пропаганды, к-рая стремится внедрить в ее сознание изоляционистские идеи, ослабить влияние коммунистических идеалов. В процессе перестройки, начавшейся в нашей стране после апрельского (1985) Пленума ЦК КПСС и XXVII съезда партии, роль М. возрастает. Провозглашенный партией курс на ускорение социально-экономического развития, на перевод экономики на интенсивный путь развития предполагает всемерную активизацию М. в овладении новыми методами хозяйствования, достижениями научно-технического прогресса, в борьбе за укрепление производственной дисциплины и общественного порядка.
Тенденция к повышению социальной и культурной активности М. в условиях демократизации советского общества, специфика социальных запросов М., относительно большая (в сравнении с др. группами населения) роль досуга, потребность в новых формах приобщения к миру культуры, к социальному наследию — все это обусловило рост неформальных объединений М. Неформальные объединения М. при социализме — не альтернатива уже существующим организациям М., отражающим наиболее общие, долговременные интересы и цели М., а их необходимое дополнение. Важно, чтобы их деятельность отражала действительные интересы молодежи, соответствовала законам и нормам социалистического общества.

Источник: Современная идеологическая борьба. Словарь.

МОЛОДЁЖЬ
социально-Демографич. группа, выделяемая на основе совокупности возрастных. характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологич. свойств.-Молодость как определ. фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологич. особенности имеют социально-историч. природу и зависят от обществ. строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации.
В доклассовом обществе социальные характеристики в наибольшей степени связаны с естеств.-биологическими и в известной мере производны от последних. В первую очередь это касается таких универс. признаков, как пол и возраст, на к-рых покоятся древнейшие естеств. формы разделения труда. В большинстве таких обществ существовала система организованных возрастных групп. В нек-рых обществах возрастные группы охватывали все население, в других - только М., еще не достигшую полной социальной зрелости (по принятым в данном обществе критериям). Система возрастных групп была элементом социальной организации, выполнявшим функции разделения труда, управления и социализации М.
С переходом к классовому обществу единство возрастных и социальных характеристик разрывается. Обществ, положение индивида и его престиж определяются уже не столько возрастом, сколько социальным происхождением и имуществ. положением. Осн. ячейкой первичной социализации постепенно становится семья, а возрастные группы утрачивают свой обязательный, формальный характер. Сами критерии молодости и зрелости становятся менее четкими. В ср. века границы молодости чаще всего увязывались с юридич. критериями и нормами обычного права, регулировавшими условия достижения «взрослого» статуса. В новое время положение еще более усложнилось. Процесс акцелерации существенно ускорил физическое, и в частности половое, созревание детей и подростков, к-рое традиционно считается нижней границей юности. С другой стороны, усложнение трудовой и обществ.-политич. деятельности, в к-рой должен участвовать человек, вызывает удлинение общественно необходимого срока подготовки к жизни, в частности периода обучения, с к-рым ассоциируется известная неполнота социального статуса.
Совр. М. дольше обучается в школе и соответственно позже начинает самостоят. трудовую жизнь. Усложнились и сами критерии социальной зрелости. Начало самостоят. трудовой жизни, завершение образования и приобретение стабильной профессии, получение политич. и гражд. прав, материальная независимость от родителей, вступление в брак и рождение первого ребенка - все эти события, в своей совокупности дающие человеку чувство полной взрослости и соответствующий социальный статус, наступают не одновременно, и сама их последовательность и символич. значение каждого из них не одинаковы в разных социальных слоях. Отсюда и дискуссионность хронологич., абсолютных возрастных границ: нижнюю границу М. разные авторы устанавливают между 14 и 16, а верхнюю - между 25 и 30 годами и даже позже.
Усложняется и сам процесс социализации. Формирование личности совр. молодого человека осуществляется под влиянием неск. относительно автономных социальных факторов, важнейшими из к-рых являются: семья, школа, трудовой коллектив, общество сверстников, молодежные орг-ции, большей частью направляемые взрослыми, и многообразные неформальные, стихийные группы и сообщества, средства массовой коммуникации. Организация воспитания и обучения М. по возрастному принципу способствует выработке специфич. «молодежного» самосознания и стиля жизни («субкультуры»). Ускорение темпов обществ. жизни в связи с науч.-технич. прогрессом влечет за собой повышение роли и значения М. в обществ.-политич. и культурной жизни.
Существуют качеств. различия в положении М. в условиях противоположных обществ. систем. При капитализме молодые люди не чувствуют себя хозяевами собственной жизни, у них отсутствует уверенность в будущем. Труд на эксплуататоров не дает большинству молодых людей достаточного удовлетворения, а односторонние потребительские ориентации приводят в конечном итоге к духовной опустошенности. Все это вызывает чувство протеста и неудовлетворенности существующим обществом. Формы этого протеста различны (попытки хиппи вести «неприобретательский» образ жизни, обращение к религ. вере, вост. мистицизму, политич. молодежное и студенч. движение во имя общедемократич. или социалистич. целей).
Повышение социального веса М. и рост молодежного движения стимулировали интерес к молодежным проблемам со стороны ученых, особенно социологов. Однако многие немарксистские работы страдают рядом типичных недостатков, таких, как подмена социальных проблем психофизиологическими; недооценка социально-классового расслоения М. и преувеличение ее культурно-идеологич. гомогенности, доходящее до утверждений, что М. является самостоят. обществ. классом, идущим якобы на смену «обуржуазившемуся» пролетариату; необоснованная экстраполяция выводов, полученных на основе изучения групп М. из средних слоев развитых капиталистич. стран, на всю М.
Коммунистич. партии, руководствуясь марксистско-ленинской теорией, рассматривают М. и молодежное движение с классовых позиций. М. в классовом обществе классово неоднородна, и различные ее отряды (рабочая, крестьянская, учащаяся М.) имеют свои специфич. интересы, причем классовая общность объективно перевешивает возрастную. Существенно различны положение и проблемы М. в развитых и в развивающихся странах. Поэтому нельзя говорить о М. как о единой политич. и идеологич. силе. Оценивать молодежное движение и его лидеров нужно не столько по их словам и лозунгам, сколько по их реальным делам и классовой позиции.
Принципиально новые пути открывает перед М. социализм, дающий ей возможности свободного развития и творч. деятельности. М. занимает важное место в социально-демографич. структуре и общественно-политич. жизни социалистич. общества. КПСС проявляет постоянную заботу о воспитании М. и росте ее социальной активности. Большое внимание уделяется развитию школы, проф.-технич. образования, высшей школы. Совершенствуется система проф. ориентации и подготовки М. к труду, а также руководство ее трудовой деятельностью. Авангард советской М.- Ленинский комсомол - объединяет около 42 млн. юношей и девушек. При этом М. рассматривается не как пассивный объект заботы и воспитания, а как активная творч. сила социального обновления и развития.

Источник: Советский философский словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
387.48 кб

Молодежь мегаполиса: социальное неравенство и ценности

Думнова Эльнара Михайловна
Представлен социологический анализ ценностей различных статусных групп молодежной общности г. Новосибирска, проведенный на основании результатов компаративного социологического исследования студентов вузов и ссузов.
Читать PDF
304.15 кб

Некоторых аспектах духовного формирования молодежи современного российского общества

Ибрагимова Василя Раиловна
В статье проанализировано духовное состояние современного российского общества и обозначены меры, направленные на его оздоровление, основными из которых мы представили нравственное воспитание и этическое просвещение.
Читать PDF
215.91 кб

Криминальная субкультура молодежи в условиях современного общества: социально-философский аспект

Шпак Сергей Валерьевич
В настоящей статье рассматривается актуальный для современного общества феномен криминальной субкультуры молодежи.
Читать PDF
275.81 кб

Социокультурные образы дома в менталитете современной российской молодежи

Алехина С. Н., Каргаполова Е. В.
Статья посвящена представлению социокультурных образов Дома, присутствующих в сознании современной российской молодежи.
Читать PDF
305.68 кб

Социокультурная идентичность молодежи и проблема духовно-нравственного воспитания

Романенко Инна Борисовна, Султанов Константин Викторович
Читать PDF
144.09 кб

Параметры деструктивности социализации молодежи: методологический аспект

Рожков Владимир Петрович
В статье исследуется методологический ресурс деятельностного подхода в определении параметров деструктивности в процессе социализации молодежи.
Читать PDF
178.67 кб

Деструктивные формы социализации молодежи в нетрадиционных религиозных организациях и сектах

Кузьмин Александр Валерьевич
В статье анализируются проблемы, связанные с процессами социализации современной молодежи в нетрадиционных религиозных организациях и сектах, получивших в последнее время самое широкое распространение на территории России.
Читать PDF
134.78 кб

Проблема социализации молодежи в отечественной духовной традиции

Белов В. Н.
В статье речь идет о специфики отечественной духовной традиции, которая связана с православием, в деле воспитания молодого поколения.
Читать PDF
404.30 кб

Феномен метафоры и развитие функциональной неграмотности молодежи: точки возможного пересечения

Тарасова Ольга Игоревна
В статье раскрывается феномен метафоры как фактора, способствующего предотвращению развития функциональной неграмотности.
Читать PDF
246.73 кб

Этические принципы и проблема формирования ценностно-нормативного сознания молодежи в условиях глоба

Ожогина Юлия Валентиновна
В этой статье рассматриваются проблемы кризиса личностной идентичности, формирования потребительских установок молодого поколения в условиях глобализации.
Читать PDF
176.92 кб

Основные направления предупреждения краж и грабежей среди молодежи

Буслов Максим Михайлович
Рассмотрены основные направления предупреждения краж и грабежей, совершаемых молодежью, а также специфика деятельности органов внутренних дел по профилактически корыстной и корыстно-насильственной преступности, проблемы взаимодейс
Читать PDF
543.04 кб

Культура здоровья как фактор формирования активной жизнедеятельности студенческой молодежи

Белякова Елена Владимировна
Культура здоровья рассматривается как комплексное понятие, которое включает теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов активной стабилизации здоровья и
Читать PDF
163.81 кб

Потенциал саморазвития современной студенческой молодежи

Каюмов А. М.
Анализируется потенциал саморазвития современной студенческой молодежи. Приводятся данные эмпирического исследования студентов Республики Татарстан.
Читать PDF
0.00 байт

Риски трансформации ценностных ориентаций молодежи в изменяющемся обществе

Григорьев Александр Владимирович
Целью исследования является теоретический анализ рисков трансформации ценностных ориентаций молодежи в изменяющемся обществе. Выделены процессы, которые являются факторами риска ценностного самоопределения.
Читать PDF
387.26 кб

Политическая социализация молодежи: эпистемологическое измерение

Кирдяшкин Иван Владимирович
В статье рассматривается связь политической социализации с понятием «контекст», раскрывающаяся через теорию аутопойетических систем немецкого философа Н. Лумана.

Похожие термины:

  • Молодежь и молодежное движение

    Молодежь — социально-демографическая (возрастная) группа со своими привычками, правилами поведения и вкусами, с относительной самостоятельностью в организации, проведении досуга и т. п. Несмотр
  • Молодежь и религия

    Мировоззрение совр. российской молодежи складывается под воздействием двух противоборствующих процессов: процесса усиления роли и влияния религии в об-ве и процесса секуляризации, связанного с
  • Молодежь и студенчество

    часть общества, отличающаяся тем, что: - занимается развитием своего собственного интеллекта; - готовится к будущей деятельности в обществе; - пробует себя в отдельных видах деятельности; - еще мало
  • АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ

    одно из важных направлений воспитат. работы, ставящее целью формирование атеистич. убежденности у молодого поколения. Хотя, согласно конкр.-социологич. исследованиям, процент верующих среди молод
  • ЗАДАЧИ СОЮЗОВ МОЛОДЕЖИ

    речь на III Всероссийском съезде Российского коммунистического союза молодежи 2 октября 1920г.)» - речь В.И.Ленина. Впервые опубликована в газете «Правда» 5, 6, 7 окт. 1920. В речи раскрыты осн. пути формиров
  • ЭКУМЕНИЧЕСКИИ СОВЕТ МОЛОДЕЖИ В ЕВРОПЕ

    (ЭСМЕ) объединяет нац. экуменич. молодежи, советы, деноминац. советы и орг-ции и отд. представителей европ. церк. молодежи. Образован в 1986 на базе протестант, молодежных орг-ций; членами ЭСМЕ являются
  • МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА

    субкультурные черты, окружающие молодежь как социальную категорию и включающие: 1. Своеобразные моду и вкусы, особенно в музыке и одежде; 2. отношения, сосредоточенные скорее на дружбе и группах све
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПРЕМИЯ ДАРЫН ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

    разоваяденежная выплата, присуждающаяся гражданам Республики Казахстан в возрасте до 35 лет за плодотворную научную, творческую и общественную деятельность, в целях стимулирования и признания ос
  • МОЛОДЕЖНЫЙ ИЗОЛЯЦИОНИЗМ

    буржуазная идеологическая доктрина, направленная на идейно-политическую дезориентацию молодежи, отрыв ее от ведущих антимонополистических и антиимпериалистических сил эпохи, от революционных,
  • ВСЕМИРНОЕ БРАТСТВО ПРАВОСЛАВНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИИ

    («Синдесмос») - международное объединение молодежных орг-ций правосл. церквей, созданное в 1953 в целях установления и развития сотрудничества между ними, укрепления единства православия и его пози