МОЛЕШОТТ Якоб

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

МОЛЕШОТТ Якоб
9.8.1822, Хертогенбос, Нидерланды -20.5.1893, Рим), нем. философ и физиолог, представитель вульгарного материализма. М. фактически отождествлял философию с естествознанием, а в мышлении видел лишь физиологич. механизм. По М., все психологич. и духовные процессы имеют физиологнч. природу и зависят, в частности, от характера пищи. Взгляды М. были подвергнуты критике Л. Фейербахом, К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Источник: Советский философский словарь

МОЛЕШОТТ Якоб
9 августа 1822, Хертогенбос, Нидерланды — 20 мая 1893, Рим) — немецкий философ, медик, популяризатор естественнонаучного знания. Изучал медицину в Гейдельбергском университете, с 1847 — приватдоцент там же. С 1856 — эмигрант в Швейцарии, преподавал физиологию в Цюрихе. По ориентации — материалист; преувеличивал значение медико-физиологических процессов для объяснения феноменов духовной жизни, мышления. Познавательный процесс понимал как индивидуальное свойство. Благодаря прогрессистским установкам, культу науки, антиклерикализму сочинения Молешотта были популярны в Европе, а также и в России во 2-й пол. 19 в.
Соч.: Fur meine Freunde. Lebens-Erinnerungen. Giessen, 1894; Der Kreislauf des Lebens. Giessen, 1852 (рус. изд.: СПб., M., 1867); Причины и действия в учении о жизни. М., 1868. Лит.: Бакрадзе К. С. Вульгарный материализм.— В кн.: Бакрадзе К. С. Иэбр. философские труды, в 4 т. Тбилиси, 1973, т. 3, с. 17—39.
А. Б. Баллаев

Источник: Новая философская энциклопедия

МОЛЕШОТТ Якоб

(9 авг. 1822 – 20 мая 1893) – нем. физиолог и философ, один из родоначальников вульгарного материализма. Род. в Голландии, изучал медицину и физиологию в Гейдельбергском ун-те, в к-ром с 1847 читал лекции и вел исследования в основанной им лаборатории. После издания в нач. 50-х гг. ряда книг подвергся преследованиям за пропаганду материализма и атеизма и переехал в Цюрих, где преподавал в Политехнич. школе. В 1861 занял кафедру философии в Турине, позднее принял итал. гражданство. Концепция М. эклектична. М. фактически отождествлял философию с естествознанием, видя в ней лишь "... умственное выражение суммы наблюдений, сделанных людьми до известного времени" ("Вращение жизни в природе", СПБ–М., 1867, с. 2). М. сводил мышление к чувств. восприятию, рассматривая человека как биологич. существо. Он видел в мышлении лишь физиологич. механизм. М. всерьез искал внутр. связь между составом пищи и "духовной жизнью народов" (см. "Физиологич. эскизы", М., 1865, с. 74–80). М. отвергал воззрения о существовании "вещей в себе" и полагал, что вещи существуют только "друг для друга". Он стоял на позициях познаваемости мира и беспредельного развития науки. Однако, сводя рациональное познание к чувственному, М. не избег нек-рых агностич. высказываний (см. "Вращение жизни в природе", с. 5, 9). Взгляды М. оказали нек-рое влияние на итал. ученых, в частности на Ломброзо. К ним сочувственно относился Писарев. Соч.: ?ber die allgemeinen Lebenseigenschaften der Nerven, Giessen, 1882; F?r meine Freunde. Lebens-Erinnerungen, Giessen, 1894; в рус. пер. – Естествознание и медицина, СПБ, 1865; Единство жизни, СПБ, 1866; Границы человека, СПБ, 1866; Круговорот жизни Я. Молешотта. Физиологич. ответы на "Письма о химии" Юстуса Либиха, X., 1866; Причины и действия в учении о жизни, М., 1868; Учение о пище, 2 изд., СПБ, 1868. Лит.: Жане П., Совр. материализм, пер. с франц., М., 1867; Таганский Г., Вульгарный материализм третьей четверти XIX в. и совр. механисты, в сб. ст.: Из истории философии XIX в., [М. ], 1933; Юшманов Н., Обществ.-политич. взгляды вульгарных материалистов, там же; Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и совр. бурж. философии, Тб., 1960; Юшманов Н. З., Критич. оценка вульгарного материализма XIX столетия, К., 1960 (Автореферат); Gentile G., Le origini della filosofia contemporanea in Italia, v. 2, Messina, 1921. A. Огурцов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.