МОЛЧАНОВ Виктор Игоревич

Найдено 1 определение
МОЛЧАНОВ Виктор Игоревич
(р. 12.5.1948) — спец. по заруб, (зап.) филос; д. филос. н., проф. Р. в Ростове-наДону Окончил филос. ф-т МГУ (1971). С 1971 по 1995 преподавал в Ростовском гос. ун-те. В 1995-96 — науч. работа в ун-те г. Вупперталя (Германия). С 1996 проф. Рос. гос. гуманит. ун-та. Рук. Центра феноменологической философии филос. ф-та РГГУ. Обл. иссл.: проблема сознания, проблема времени, феноменологическая филос, рус. филос, парадигмы в совр. филос. Принимал активное участие в изд. пяти сб. по феноменологии и герменевтике в Риге и Вильнюсе в 1980-е, в создании ж. «Логос» (Москва). В ж. «Логос» (1991, вып. 1) опубликован перевод М. (с предисловием и примечаниями) статьи Гуссерля «Феноменология» из «Британской энциклопедии». Ряд статей М. опубликован на англ. и нем. языках. Рук. проекта «Русская Гуссерлиана» — изд. избр. соч. Гуссерля. Переводчик «Лекций по феноменологии внутреннего сознания времени» (1994), 2-го тома «Логических исследований» (2001), «Картезианских медитаций» (2001). С начала 1990-х разрабатывает новую концепцию сознания как многообразия различений и их различий (первичный опыт), а также предпочтений и идентификаций различенного. В концепции сознания как различения значение рассматривается прежде всего как свойство мира, а затем уже свойство предметов, образов или знаков. Не сознание наделяет предмет значением, как бы испуская элементарно-ментальную частицу, к-рая достигает предмета, но предмет становится значимым, когда он, коррелятивно различению, обнаруживает свои функции на границе двух или нескольких опытов и контекстов. Различение ориентации в мире — «работать», «обедать», «отдыхать» и т. д. — делает значимыми соответствующие объекты. Различение, подчеркивает М., это не образ, не знак, не предмет, но источник образа, знака, предмета (как различенного); значение быть знаком, быть образом, быть предметом основано на значении незнаковой, необразной и непредметной природы: значение как различие определяет возможный набор знаков — носителей этого значения, контуры образа или предмета, различая знак, образ и предмет. Опыт различений, по М., характеризуют, прежде всего, несколько первичных различий: 1) различие между различением, различенностью и различенным; 2) различие между передним планом и фоном; 3) различие между нормой и аномалией. Смысл объективности предмета достигается приостановкой различений. Приостанавливаемые различения образуют не только иерархию предметности (различенного), но и создают иерархию диспозиций — предрасположенностей к определ. различениям, предпочтениям, идентификациям (Habitus), к-рые, с одной стороны, регулируют телесно-физиологическое существование человека, а с др. — позволяют возобновлять после перерыва (сон, отдых и т. д.) определ. ментальную или практич. деятельность, т. е. реактивировать определ. иерархию различий в рамках определ. опыта. Способность различать определяет способность направлять внимание, т. е. выделять и отдавать устойчивое предпочтение тому или иному различенному, а также предвосхищать, предвидеть и прогнозировать то, что может стать различенным, выделяя устой чивые переходы от определ. различений к определ. идентификациям как устойчивые тенденции. Концепция сознания как различения и различения различий — основа аналитической феноменологии, исходное методол. различие к-рой — между интерпретацией и аналитикой опыта — является отправной точкой иссл. многообразия человеческого опыта, а также филос. учений, интерпретирующих или анализирующих ту или иную его сферу. Анализ, отличающий себя от интерпретации, был применен к текстам Гуссерля во вступительной статье М. к переводу 2-го тома «Логических исследований».
Соч.: Гуссерль и Хайдеггер: феномен, онтология, время // Проблемы сознания в современной западной философии. М., 1989; Философия Хайдеггера и проблема сознания // Хайдеггер и современность. М., 1991; Парадигмы сознания и структуры опыта // Логос. 1992, № 3; Cogito, синтез, субъективизм// ВФ. 1996. № 10; Феноменология в России // Словарь-справочник по русской философии. М., 1996; Одиночество сознания и коммуникативность знака // Логос, 1997. № 9; Брентано, Гуссерль, Феноменология // Современная западная философия. Словарь. 2-е изд. М., 1998; Субъективность и разум: Гуссерль, Гегель, Кант // Феноменологическая концепция сознания: Проблемы и альтернативы. М., 1998; Предпосылки и беспредпосылочность феноменологии // Логос, 1999. № 10; Предпосылка тождества и аналитика различий //Логос. 1999. № 11-12; Различение и опыт: Феноменология неагрессивного сознания. М., 2004; Исследования по феноменологии сознания (в серии «Университетская библиотека Александра Погорельского»). М., 2007.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009