Моисей Маймонид

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

МАЙМОНИД Моисей
еврейский философ, теолог, ученый, с 1165 г. жил в Египте, был придворным врачом Салах-эд-Дина (Саладина). Основное произведение - «Путеводитель колеблющихся» (вышел в свет в 1190 г. на арабском языке). Маймонид стремился объединить представления иудаизма и восточного перипатетизма. Усматривал близость между Богом Яхве - духовным творческим первоначалом и Нусом Аристотеля. Понимал человека как микрокосм, обладающий растительной, животной и разумной душой, включающей активный разум - часть космического разума. Объяснял как иносказания, аллегории многие трудные места Библии и Талмуда, интерпретируя их в духе аристотелизма. Считал, что все истины, известные по метафизике Аристотеля и сверх того, были открыты уже пророком и более или менее адекватно представлены в Священном писании. Поэтому вероучение, по мнению Маймонида, может и должно быть рационально обосновано. Его опирающееся на философский разум толкование положений религии было осуждено иудейской и исламской ортодоксией. Однако воззрения Маймонида были весьма авторитетны для раввинов и мусульманских философов Средневековья, существенно повлияли на зрелую западноевропейскую схоластику, особенно на представления Альберта Великого и Фомы Аквинского, позднее - на философию Спинозы.

Источник: Краткий философский словарь 2004

Маймонид Моисей
1135- 1204) крупнейший представитель еврейской философии Средневековья. Маймонид родился в семье талмудиста в г. Кордове, но жил в Каире и был врачом у египетского султана Сала-эд-Дина. Он - автор известного произведения «Путеводитель колеблющихся» (1190).
В этом трактате он разрабатывает органистическую концепцию, считая, что Вселенная в своей совокупности - это не что иное, как единый индивидуум. Он отстаивал точку зрения тождества микро- и макрокосмоса и проводил аналогию между животным миром и миром, который окружает его. Эта концепция сочетается у Маймонида с креационистскими представлениями, согласно которым Вселенная не существовала вечно, а была создана Богом. Творение Бога продолжалось шесть дней, в течение которых все большее значение стали приобретать естественные законы. С седьмого дня прекратилось божественное вмешательство во Вселенную, и она стала развиваться по естественным законам. В этом проявилась деистическая позиция Маймонида, однако в противоречие с этим Маймонид признает существование божественного провидения, которое вмешивается даже в самые незначительные события нашего мира. Правда, Маймонид оговаривается, что божественное провидение - это такая тайна, которая не подвластна человеческим способностям.
Маймонид стоял на позициях примирения философии и религии. Он исходил из философии Аристотеля как из главного источника. Он принимал основные положения Торы (главной части Ветхого Завета) и доказывал, что они полностью согласуются с философией Аристотеля. Маймонид полагает, что противоречия, которые могут возникнуть между положениями Аристотеля и текстами Священного писания, обусловлены буквальным толкованием вторых; если же их толковать аллегорически, то все согласуется. В Священном писании, по мнению Маймонида, зафиксированы все истины аристотелизма.
Маймонид придерживался позиций профетизма и полагал, что особо талантливые люди могут пророчествовать. Но даже у пророков великие истины появляются как вспышки молнии. Поэтому только пророкам были открыты все философские истины, часть из них нашла отражение в Священном писании. А те истины, которые не попали в Священное писание, были утеряны, отсюда и возникает противоречие между Священным писанием и Аристотелем.
Маймонид - значительная фигура своего времени; велики его заслуги как в распространении аристотелизма, так и в развитии средневековой схоластической философии. Он поставил многие проблемы, господствующие в XIII в. в западной философии, и его исследования в отношении веры и философии, разума и откровения способствовали в значительной степени росту и развитию этой проблематики в течение почти двух столетий после его смерти.

Источник: Великие философы: учебный словарь-справочник

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
108.89 кб

Проблема богопознания в средневековой философии: Моисей Маймонид и Фома Аквинский

Санин Вячеслав
В статье рассматриваются вопросы средневековой гносеологии, в частности — богопознания, и связанные с этим аспекты соотношения веры и разума на примере рационализма Моисея Маймонида и Фомы Аквинского.