Модус
от лат. modus - вид, образ, мера) - философский термин, обозначающий свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях.
Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
Модус
свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях; изменение М., как правило, не влечет за собой изменения качества.
Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов
МОДУС
термин, обозначающий свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях, в отличие от атрибута - неотъемлемого свойства предмета.
Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance
Модус (аспект)
в отличии от понятий части и элемента есть такой момент раскрытия какого-либо содержания (сущности), который не нарушает простоты сущности, не разделяет и не расчленяет ее, не нарушает ее нумерического единства.
Источник: Диалектика человеческого бытия: глоссарий
Модус
от лат. modus — мера, образ, способ) — способ существования, вид и характер бытия или события, норма; в философии XVII-XVIII вв. — переходящее свойство, присущее предмету лишь в некоторых состояниях, в отличие от постоянного свойства предмета (атрибута).
Источник: Начала современного естествознания: тезаурус
МОДУС
(Modus; лат. — «мера, способ») — способ существования, вид и характер бытия или события. Modus vivendi — образ жизни, условия, делающие терпимой жизнь одного подле другого; modus procedendi — характер мер, предпринимаемых для достижения цели; относительно modus rectus и modus obliquus см. Intentio.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
MODUS (mode)
метод, способ, образ действия, форма, вид; означает конкретное определение измерения; в более широком смысле - это подробное определение вещи, совершающееся путем определения имени с помощью прилагательных, когда говорят, что человек бел; или глагола - наречием, когда говорят, что человек хорошо бегает.
Источник: Латинский словарь средневековых философских терминов
Модус
(лат. modus – мера, образ, способ) – 1. Вид, мера, способ. 2. Термин, обозначающий свойство предмета, присущее лишь ему в некоторых состояниях в отличие от атрибута (см. Атрибут). 3. В логике – разновидность силлогизмов (умозаключений), определяемых количеством, формой и взаимозависимостью их посылок и заключений.
Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017
МОДУС
[от лат. modus] – 1) вид, мера, способ; 2) философский термин, обозначающий свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях, в отличие от атрибута — неотъемлемого свойства предмета; 3) в логике: разновидности силлогизмов (умозаключений), определяемые количеством, формой и взаимозависимостью их посылок и заключений.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
МОДУС
от лат. modus - мера, способ, образ, вид), 1) термин домарксистской философии, обозначающий свойство предмета, присущее ему лишь в нек-рых состояниях, в отличие от атрибута - неотъемлемого свойства предмета; 2) в логике - разновидность силлогизмов, определяемая формой и взаимозависимостью посылок и силлогистич. умозаключений. См. Силлогистика.
Источник: Советский философский словарь
Модус
(Modus). Так называют иногда (Спиноза) всякую определенную и переменчивую форму какого-нибудь существа или такое качество его, которое может являться в нем и не являться или скрываться, не изменяя самой его природы. Так, тело может быть в покое или в движении, теплым или холодным, не изменяя своей природы. Видоизменение не то, что модус; видоизменение означает самое течение, преемственный ход.
Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876
МОДУС
от лат. мера, способ) - свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях, в отличие от атрибута, как неотъемлемого свойства предмета. В философии Спинозы обозначает единичный предмет, существование которого имеет внешнюю причину, чем отличается от субстанции. В модусах выражается бесконечная множественность вещей и их преходящие качества, в которых находит свое проявление единая, вечная и бесконечная материальная субстанция.
Источник: Тематический философский словарь
МОДУС
лат. modus - мера, образ, способ) - философский термин, с помощью которого в 17-18 вв. обозначали свойство предмета, присущее ему не постоянно, а лишь в некоторых состояниях, - в отличие от атрибута (неотчуждаемого свойства предмета). По определению Гегеля, М. есть "инобытие абсолютного, потеря последним себя в изменчивости и случайности бытия, переход абсолютного в свою противоположность без возврата в себя, лишенное целостности многообразие определений формы и содержания".
Источник: История Философии: Энциклопедия
Модус
(лат. modus — мера, способ) — философский термин, применявшийся в домарксистской философии и обозначавший свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях, в отличие от атрибута. В философии Спиноаы М. наз. все преходящие состояния субстанции, имеющие причину своего бытия не в себе самих, а в субстанции и ее атрибутах; в модусах выражаются бесконечная множественность вещей и их преходящие качества, в к-рых находит свое проявление единая, вечная и бесконечная материальная субстанция.
Источник: Философский словарь. 1963
МОДУС
лат. modus - мера, способ, образ, вид)
- философский термин, обозначающий свойство предмета, присущее ему только в некоторых состояниях и зависящее от окружения предмета и тех связей, в которых он находится. М. противопоставляется атрибуту- неотъемлемому свойству предмета, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться.
В логике М. - разновидность некоторой общей схемы рассуждения. Чаще всего говорят о М., или формах, силлогизма (правильных и неправильных). К М., скажем, гипотетического силлогизма относятся М. поненс и М. толленс, к М. дизъюнктивного силлогизма - М. толлендо поненс и М. понендо толленс.
Источник: Словарь по логике
МОДУС
(лат. образ, вид, мера) - у Б.Спинозы это индивидуализированное проявление Субстанции, напр., тело, если Субстанцию рассматривать в аспекте ее пространственной протяженности, или же индивидуальный ум - духовном аспекте Субстанции. Множество телесных модусов образует видимую нами природу, но у Спинозы это еще не вся Природа, а только вечный "модус движения-и-покоя", охватывающий все конкретные модусы-тела. Все умы вместе тоже охвачены "абсолютно безграничным пониманием" - вечным духовным модусом высшего порядка. Схемой "Субстанция - атрибуты - модусы" Спиноза выразил убеждение в том, что конечные вещи не могут быть поняты, минуя Бога.
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
Модус
Способ или свойство бытия, а также его модификация, не затрагивающая его сущности (в отличие от атрибута). «Под атрибутом я разумею то, что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность, – пишет Спиноза. – Под модусом я разумею состояние субстанции, иными словами, то, что существует в другом и представляется через это другое» («Этика», часть I, определения 4 и 5). Следовательно, модус у Спинозы это какое‑либо существо, рассматриваемое как модификация единой субстанции в виде данного атрибута. Есть конечные модусы (это дерево, этот стул, вы и я); есть бесконечные модусы (божественный разум, движение и покой, вся вселенная и т. д.) Первые при всей своей конечности реальны – это конечные, но вполне истинные существа, своего рода фрагменты бесконечного или абсолюта.
Источник: Философский словарь.
МОДУС
лат. modus - мера, образ, способ) - 1) философский термин, с помощью которого в 17-18 вв. обозначали свойство предмета, присущее ему не постоянно, а лишь в некоторых состояниях - в отличие от атрибута (неотчуждаемого свойства предмета). По определению Гегеля, М. есть "инобытие абсолютного, потеря последним себя в изменчивости и случайности бытия, переход абсолютного в свою противоположность без возврата в себя, лишенное целостности многообразие определений формы и содержания". 2) в логике - разновидность силлогизма, отличающегося количественной (общие или частные) и качественной (утвердительные или отрицательные) характеристикой входящих в него посылок. М. выводятся на основании общих правил силлогизма и специальных правил фигур.
С.В. Воробьева
Источник: Новейший философский словарь
МОДУС
от лат. modus – мера, способ, образ, вид). В традиц. логике термин "М." применяется для обозначения разновидностей форм силлогистич. (в т.ч. модальных, см. Модальная логика), условно-категорических, разделительных и условно-разделит. умозаключений. Так, в теории категорич. силлогизма М. наз. разновидности силлогизмов, определяемые количеством и качеством посылок и заключения в пределах каждой фигуры силлогизма. При рассмотрении умозаключений с условными и разделит. посылками различают modus ponens и modus tollens условно-категорич. умозаключения (наз. также условно-категорич. силлогизмом), modus ponendo tollens и modus tollendo ponens разделит. умозаключения (разделит. силлогизма), простые и сложные модусы поненсы и модусы толленсы дилеммы и т.п. В математич. логике термин "modus ponens" обозначает имеющееся во мн. ее исчислениях правило вывода, иначе называемое п р а в и л о м з а ч е р к и в а н и я или с х е м о й з а к л ю ч е н и я; см. Консеквент и антецедент.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
МОДУС
от лат. modus - мера, способ, образ, вид) - 1) в логике это понятие означает ту или иную разновидность умозаключений (например, модус силлогизма); 2) в философии - свойство вещи, которое в одних условиях проявляется, а в других не проявляется. "М." противоположен "атрибуту", неотъемлемому свойству вещи, присущему ей во всех ее состояниях.
Декарт рассматривал физические тела как М. протяженной субстанции, а состояния сознания - как М. субстанции мышления. Спиноза трактовал протяжение и мышление как два атрибута единой субстанции, а тело и душу человека полагал за М.: тело - М. протяжения, а душа - М. мышления. Всякая вещь в качестве М. в ее определенности должна мыслиться как результат ограничения бесконечной субстанции; ограничение есть отрицание. Поэтому, согласно Спинозе, М. - единичные проявления единой субстанции; это есть непосредственно данное; это то, что находится в чем-то ином и постигается через это иное.
Гегель определяет М. как "внешнееабсолютного" и собственное обнаружение абсолютного. Развертывание абсолютного, по Гегелю, начинается с его абсолютного тождества и переходит к атрибуту, а от атрибута к М.; именно в М. абсолютное обнаруживает само себя как свою отрицательность и достигает с нею тождества. "Модус есть вовне-себя-бытие абсолютного, утрата себя в изменчивости и случайности бытия, совершившийся переход абсолютного в противоположное без возвращения в себя - лишенное целокупности многообразие форм и определений содержания" (Гегель. Наука логики. В 3 т. Т. 2. М" 1971, с. 179). М., по Гегелю, есть "прозрачное внешнее", "показывание самого абсолютного".
Хайдеггер выделял М. времени ("бытие-всегда-уже-в-мире", "забегание-вперед", "бытие-при"), М. бытия мира ("бытие-в-мире", "бытие-с-другими" и др.), М. экзистенции (забота, страх и др.).
Д. В. Пивоваров
Источник: Современный философский словарь
МОДУС
лат. modus— мера, способ, образ, вид) — философский термин, обозначающий случайное, несущественное свойство предмета, присущее ему не постоянно, а лишь в некоторых состояниях, способ бытия, действия, переживания, мышления. В схоластике различались modus intelligendi, modus significandi, modus punis, modi absoluti. Декарт называет модусами атрибуты и качества, которые «воздействуют на субстанцию или вносят в нее различные оттенки» (Соч., т. 1. М., 1989, с. 336). Порядок, число и длительность — модусы мышления (modi cogitandi). В логике Пор-Рояля модусом называется «субстанция, когда она рассматривается как определенная известным способом» (АрноА., Оста П. Логика, или искусство мыслить. М., 1997, с. 32). Субстанцию можно ясно и отчетливо помыслить и без модуса, но не наоборот. Для Спинозы модус — это «состояние субстанции», «то, что существует в другом и представляется через это другое» (Этика. М.— Л., 1932, с. 1), это необходимое следствие атрибутов (теорема 23), а отдельные вещи — состояние или модус атрибутов Бога (теорема 25); интеллект и воля — модусы мышления (теоремы 31 и 32), Д. Локк называет модусами понятия, которые, не обладая самостоятельным существованием, зависимы от субстанции. Он проводит различие между простыми и смешанными модусами (напр., красота). Лейбниц причисляет к смешанным модусам понятие «отношение». Брентано говорил о модусах представлений (modus rectus, modus obliquus) в зависимости от их чистоты и смешанности с предметом. Понятие модуса выражает зависимость единичных вещей от субстанции; модус, т. о., трактуется как состояние, единичное проявление субстанции, это то, что существует в другом и представляется через это другое, в отличие от субстанции, существование которой не зависит ни от какой другой вещи. Каждый модус включен в бесконечную цепь причин и следствий. Постижение вещей как модусов означает постижение необходимых проявлений единой и вечной субстанции. Модус отличают от атрибута — неотъемлемого свойства предмета, без которого предмет не может ни существовать, ни мыслиться. В формальной логике модусами называют возможные разновидности фигур силлогизмов, отличающиеся друг от друга по количеству и качеству суждений, составляющих его посылки (modus ponens, modus tollens).
О. А. Останина
Источник: Новая философская энциклопедия