МОДЕЛИ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Найдено 1 определение
МОДЕЛИ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
это модели динамики культуры, фиксирующие последовательность изменения стадий и состояний, происходящих в истории и культуре.
Волновая модель - модель культурно-исторического процесса, в которой культурно-исторический процесс предстает как постоянное повторение определенных циклов в изменении культуры. Графически эта модель может быть представлена в виде синусоиды. О волновых изменениях культуры говорили Д.Вико, П.Сорокин, некоторые современные авторы.
Девиантная модель - (лат. deviation – уклонение от дороги) модель культурно-исторического процесса, возникшая на основе линеарной модели. Она стала ответом на трудности, испытываемые классическим эволюционизмом, не сумевшим объяснить факт многообразия культур. Суть модели в том, что существует генеральная линия развития культуры (ствол дерева), а различные культуры (ветви) – отклонения от «ствола», позволяющие объяснить специфику отдельных культур, отошедших от главного направления (мультилинейность эволюции). Графически она может быть представлена в виде сильно ветвящегося дерева. Одним из авторов этой концепции является Л.А. Уайт.
Инверсивная модель - (лат. inversio - переворачивание, перестановка) – вариант циклической модели культурно- исторического процесса, пытающейся объяснить динамику культуры. В этой модели изменения носят маятниковый характер, т.е. движутся от одного полюса культурных ценностей - к другому, от жесткой нормативности - к распущенности нравов, от бессловесной покорности - к беспощадному бунту, и т.д. Инверсионное изменение культуры может охватывать разные периоды и сферы культурной жизни. Далеко идущая инверсия приводит к исчезновению накопленного ранее позитивного опыта, разрушению достижений, что рано или поздно приводит к возрождению или реставрации прошлого. Так, европейское средневековье отрицало ценности античной культуры – разум, телесную красоту, противопоставляя им ценности раннего христианства – глубокую искреннюю веру, духовную красоту, утверждаемую через телесное страдание. Однако эпоха Возрождения привела к восстановлению античной культуры, культивированию ее ценностей, но за Возрождением последовали Реформация и контрреформация, частично восстановившие пошатнувшееся положение христианской религии.
Линеарная модель - модель культурно-исторического процесса, основанная на идее «стрелы времени». Человеческий род в этой концепции един, как едина и сама сущность человека. Культура понимается как единая мировая культура, представляющая собой непрерывный ряд последовательных стадий, каждая из которых совершеннее предыдущей. Линеарная модель может принимать самые разные облики, в зависимости от того, что признаётся источником и целью развития культуры. (См. прогрессивная модель, регрессивная модель, девиантная модель).
Прогрессивная модель - вариант или важный элемент линеарной концепции культурной динамики, которая определяется как количественное и качественное улучшение жизни человека и общества, в частности - качественное совершенствование культуры. Критерий прогресса вводится в зависимости от принятых в конкретных культурологических концепциях понятий о механизме культурного развития, его целях и средствах. Так для Л. Уайта, одного из основоположников современной культурологии, понимавшего развитие культуры как процесс покорения природных сил, критерием прогресса было увеличение количества энергии, расходуемой в год на душу населения.
Регрессивная (реверсивная) модель - это вариант линеарной модели культурно-исторического процесса, которая представляет собой «стрелу времени», обращенную в прошлое. Регрессивная (реверсивная) модель утверждает, что «золотой век» человечества был в прошлом, что все дальнейшее развитие культуры приводит только к ухудшению положения человека и общества. Таким образом, вся история есть лишь деградация культуры. Человек, стремящийся к «золотому веку», должен повернуть ход истории вспять, вернуться к идеальному первоначальному состоянию культуры. Примером такой модели может быть концепция Ж.-Ж. Руссо, призывавшего вернуться к природе, отказавшись от современной цивилизации и ее ценностей.
Синергетическая модель - это модель культурно- исторического процесса, в которой культура и общество предстают как неравновесные системы особого типа, как системы саморазвивающиеся. Культура, рассматривается как открытая, неравновесная система, находящаяся в постоянном процессе обмена энергией, информацией с окружающей средой, и при этом система крайне неустойчивая. С точки зрения этой модели культура проходит 2 этапа: 1) это плавное эволюционное развитие системы, с хорошо предсказуемыми результатами и возможностью вернуться в прежнее состояние при прекращении внешнего воздействия; 2) это скачок, моментально приводящий систему в качественно новое состояние. Когда система находится в точке бифуркации (ветвления), у неё есть несколько возможных вариантов развития, но предсказать дальнейший ход событий невозможно, как и невозможно вернуться назад, в исходное состояние.
Циклическая (полициклическая) модель - это модель культурно-исторического процесса, которая представляет культурно-исторический процесс как череду постоянно сменяющих друг друга локальных культур. В работах Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби отрицается идея всемирной истории как единого исторического процесса. Ими выдвигается идея развития отдельных культур, которое происходит по циклическим законам. Форма развития одинакова для всех, но содержание уникально для каждой культуры. Развитие локальных культур проходит через стадии возникновения, развития, расцвета и упадка. Количество существовавших в истории человечества культур у различных учёных различно: 10 культурно-исторических типов у Н.Я. Данилевского, 8 культур у О. Шпенглер, более 21 цивилизаций у А. Тойнби.
Эволюционная модель - одна из линеарных моделей культурной динамики. Центральным понятием, характеризующим историческую динамику культуры, является понятие «эволюция» как плавного накоплениея изменений, постепенно ведущих к усложнению любого социального или биологического организма. Культура здесь рассматривается как совокупность процессов и форм адаптации людей (организованных в общество) к их природному окружению. Подобная модель дает возможность показать зависимость современного состояния культуры от прошлого, исследовать сущность современных форм культуры на материале первоначальных форм первобытной культуры. Основные представители: Г.Спенсер, Э.Тайлор, Дж. Фрейзер и др.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018